Найти в Дзене
Книжный Ёж. КнигоЁж

ЛитЛинч 28. «Последний конвой» не может быть свободен. Виктор Саморский и русские в Африке. Читать или нет?

Оглавление

Поскольку ЛитЛинч вернулся в мир большой литературы, теперь каждую неделю ищу необычную книгу. «Последний конвой» от Виктора Саморского – это звонкое эхо девяностых или даже восьмидесятых. Из тех времён, когда никто не думал о политкорректности, да и о корректности в целом. Роман самобытный, и это его огромный плюс и большой минус. Стоит ли читать? Сейчас расскажу.

О чём книга?

Наступил апокалипсис. Из-за столкновения с метеоритом Юпитер стал карликовой звездой, что повлияло на климат на Земле. В результате катаклизмов человечество балансирует на грани вымирания. Выжившие люди сгруппировались в тоталитарных государствах, таких как «Метрополия» (бывшая Россия).

Около 30 лет назад Юпитер притянул из космического пространства очередную комету, не совсем обычную для Солнечной системы, и по давно сложившейся традиции поглотил ее. Комета оказалась из антивещества, при соприкосновении с атмосферой планеты ее масса мгновенно превратилась в энергию… В Солнечной системе вспыхнула еще одна звезда — коричневый карлик, вызвавшая резкое изменение климата и серию катаклизмов на Земле.

Как наступил апокалипсис, нам объяснят только на одной четверти первой книги. Последней надеждой становится артефакт инопланетного происхождения, который может дать шанс на спасение. Правительство Метрополии отправляет вооружённый конвой в Африку, чтобы доставить его в «сердце континента».

Эмигранты теперь почти поголовно балакали на «интерлингве» — адской смеси из разных языков. Поговаривали, что ее придумал какой-то программист, рассчитал на компьютере коэффициенты частоты использования корней слов в разных языках, и собрал первые таблицы.
-3

Колонна движется по раскаленной Африке из Метрополии в Эфиопию. Задача почти невыполнима. Больше трёх тысяч километров на технике, которая не рассчитана на такие условия эксплуатации. Древние МАЗы, КРАЗы и другие реликты эпохи бороздят пески. Чтобы максимально усложнить мужикам переход, автор ввел в повествование... Женщину. Врач по имени Лида так описала путешествие:

Сначала придется плыть на ржавом корыте пару недель, рискуя пойти на корм рыбам, если оно внезапно утонет в нескольких сотнях километров от берега. А потом «пилить» через половину планеты на изношенных в хлам грузовиках, которые в любой момент времени могут просто развалиться на части от старости.
-4

Врач Лидия своими внутренними диалогами напоминает раннего Жириновского. Тут вам и шовинизм, и расизм, и патриотизм.

Можете обвинять меня в расизме и пропаганде фашизма, но считать эту расу равнозначной по уровню интеллекта и развития, я не могу. Дикари, они и есть дикари...

Начальник конвоя, он же – Эмиссар, он же – Быков, куда более взвешенный и рациональный. Так про него говорит Лида:

Начальник конвоя сухарь и «кирзовый сапог», все по уставу и ни шага в сторону. С одной стороны это хорошо, с другой стороны, с таким горя хлебнуть на раз плюнуть. Зовут его Родион Сергеевич Быков. Полковник в отставке. Сорок два года. Хотя, на мой взгляд, выглядит немного старше. Высокий, худой, жилистый, загорелый до черноты, с коротким седым ежиком волос и небольшим шрамом на левой щеке.
Быков глазами ИИ
Быков глазами ИИ

Успех миссии Эмиссар оценивает крайне низко. Быт тяжёл: передвижения по раскалённому континенту возможны только ночью, а днём группа отдыхает и чинит технику. В раскаленном воздухе витает запах обречённости.

Да, технику следовало бы списать – давным-давно. Но этого не будет. Забыл упомянуть (да и автор не сразу об этом расскажет), как русские оказались в Африке. Это стратегический план по завоеванию территорий, которые в скором времени могут стать благоприятными для жизни. Истинную цель миссии знают лишь немногие, да и от читателя её тщательно скрывают…

Ощущения от прочтения

Читать роман я начал в единственный раскаленный день холодного лета 2025 года. Поэтому атмосфера африканского зноя передалась мне мгновенно. Я ждал экшн, боевичок, на худой конец – приключения. А получил годную научную фантастику. С элементами выживания, боевика, приключений. Такое смешение стилей было очень рискованным.

Но, как можно увидеть из отзывов, получилось хорошо. И это не только мое мнение. Атмосфера уныния и обречённости переплетена с оптимизм. С желанием жить. Одним словом, книга отозвалась во мне, и не только жарой. Трагические и драматические сцены исполнены боли. Лучше всего автору удается это ощущение отчаяния. А ещё – армейская романтика ушедшей эпохи:

Тяжелый МАЗ как африканский слон трубно заревел, слегка дернулся, и набирая скорость плавно покатил по бездорожью пустыни.
-6

В центре событий – сразу несколько героев, которые занимают разное положение в иерархии Конвоя. Фокус всё время смещается, что делает чтение увлекательным. Но такой план и создаёт дополнительные трудности в начале истории. Вас ждёт лёгкий армейский юмор:

Пришлось прервать многословие, и доходчиво объяснить, что в данном случае я не женщина, а врач. То есть, существо бесполое. И заводить шашни, только ради того, чтобы узнать, как выглядит какой-нибудь член его команды без штанов, мне не особо интересно.

Герои второго плана тоже не лишены харизмы и обаяния. Наверно, писатель сразу целился в крупный цикл. Тут тебе и военный с маленьким хлыстом, и повар-итальянец, и харизматичный водитель… Они добавляют истории реалистичность, а это дорогого стоит:

Повар итальянец, активно жестикулируя и мешая в кучу русские, английские, итальянские и французские слова, командовал двумя помощниками, вскрывавшими ящики с провизией.

А что не так?

Автор так и не определился, в каком времени идёт повествование. То настоящее, то прошлое. Впрочем, это далеко не каждому читателю бросится в глаза. Авторская грамматика и орфография местами отвлекала. Встречаются и забавные нестыковки:

1. Над кабиной умельцы механики смонтировали подвижный лафет и установили «корд». Шестьсот выстрелов в минуту!

2. …боезапас «корда» ограничен одной-единственной лентой на сто пятьдесят патронов.

Что хотел автор сказать об оружии - все понятно (он мне потом ещё и дополнительно объяснил). Просто в тексте это выглядело малость иронично.

Для кого книга?

Пойду от противного и скажу, кому книга не подходит. Если вы в восторге от «Царя нигилистов», точно проходите мимо. Боитесь триады кровь-кишки-дерьмо? Тоже не открывайте «Последний конвой». У остальных проблем возникнуть не должно. Роман для тех, кто знает, что такое КрАЗ, АКМ. Это книга для людей постарше. Возможно даже, чем старше, тем лучше. Я не уверен, что молодежь лет до 25 зацепится за авторский сеттинг.

-7

Людям постарше стоит читать роман, как артефакт ушедшей эпохи. Кто-то поймает волну ностальгии, кто-то просто развлечется. А иной может и начать спорить с писателем из-за крайних взглядов некоторых персонажей.

Стоит ли покупать роман?

Даже несмотря на вопросы стилистики – историю хочется читать. Я уверен, что книга достойна покупки. Давеча прошёлся по бестселлерам Литреса – там предлагают отдавать за новинки 500-1000 рублей. У Виктора всё демократично. За эти деньги вы купите весь цикл.

Что пожелаем автору? Наверное, я позволю себе больше обычного и пожелаю… работать над собой. Всё меняется, и мы тоже – нельзя быть довольным собой вчерашним. В остальном всё круто: открытость, доброжелательность, энергичность.

Автор точно знает, что он хочет рассказать - это подкупает. И готов говорить вещи, которые многим не понравятся. Что и видно по рецензиям - их я тоже прочитал. Согласитесь, моя лучше =) Надеюсь, в будущем мне выпадет честь почитать новые романы Виктора.