Найти в Дзене
Не хлебом единым

Чтение Апостола на Литургии. Учимся понимать Богослужение.

С праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, дорогие читатели ! Самое время поговорить о чтении апостольских посланий на Литургии. Какие из них, когда и по какому случаю читаются. Начнем с того , что в богослужебной практике Апостолом называют сборник Деяний и всех апостольских посланий, кроме Откровения Иоанна Богослова, которое за Богослужением никогда не читается. На Литургии Апостол всегда читается перед Евангелием. И апостольские чтения, как и евангельские вписаны в годовой богослужебный круг, то есть они особым образом подобраны к каждому воскресному и праздничному дню. То есть послания читаются не в том порядке, в котором они расположены в Новом Завете. а) Деяния святых апостолов; б) семь Соборных посланий ( 2 Петра, 3 Иоанна Богослова, 1 Иакова брата Господня и 1 Иуды брата Господня ( не Искариота!); в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла. Я расскажу сегодня о самых распространенных апостольских чтениях. Итак, начнем с того, что новый богослужебный круг начинается
Оглавление

С праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, дорогие читатели ! Самое время поговорить о чтении апостольских посланий на Литургии. Какие из них, когда и по какому случаю читаются.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Начнем с того , что в богослужебной практике Апостолом называют сборник Деяний и всех апостольских посланий, кроме Откровения Иоанна Богослова, которое за Богослужением никогда не читается.

На Литургии Апостол всегда читается перед Евангелием. И апостольские чтения, как и евангельские вписаны в годовой богослужебный круг, то есть они особым образом подобраны к каждому воскресному и праздничному дню. То есть послания читаются не в том порядке, в котором они расположены в Новом Завете.

Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;

б) семь Соборных посланий ( 2 Петра, 3 Иоанна Богослова, 1 Иакова брата Господня и 1 Иуды брата Господня ( не Искариота!);

в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.

Я расскажу сегодня о самых распространенных апостольских чтениях.

Итак, начнем с того, что новый богослужебный круг начинается с праздника праздников - Пасхи. И весь первый пасхальный период до Вознесения и ещё 10 дней до Троицы (всего 8 седмиц)читаются только Деяния святых апостолов. Почему? Потому что лейтмотивом этой книги является проповедь о Христе Воскресшем всем народам.

Второй период заключает в себе тридцать шесть седмиц, начинается первым воскресением по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста;

Третий период заключает в себе 6 седмиц Великого поста.

Каждому двунадесятому и великому празднику литургисты подобрали по смыслу свое чтение. И для удобства разбили Апостол на зачала- то есть смысловые отрывки.

На Пасху и Вознесение чтение почти одинаковое Деян. 1:1-8 и 1:1-12 соответственно .

"Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян.1:1-12)".

Храм Петра и Павла, Смоленск. Фото Сергея Михеева
Храм Петра и Павла, Смоленск. Фото Сергея Михеева

На Пятидесятницу ( Троицу) из книги Деяний читается о схождении Святого Духа на апостолов и о благодатном даре говорения на иных языках, который получили апостолы для проповеди .

"При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих (Деян.2:1-11)?"

Следующий двунадесятых праздник - Преображение Господне. Апостольское чтение Петра - свидетеля Преображения, описанное им незадолго до смерти.

"Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет.1:10-19)".

У храма апостола Богослова, Смоленск.
У храма апостола Богослова, Смоленск.

На Рождество и Успение, Покров Богородицы, а также на все праздники Ее икон читается отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам. Его основной смысл - Боговоплощение, вера в то, что Иисус Христос является истинным Богом, Который не возгнушался стать Человеком. А Его Рождению послужила именно Дева Мария .

"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп.2:5-11).

На Воздвижение Креста Господня читается из первого послания апостола Павла к Коринфянам. Смысл зачала в том, что понимание Креста ( страданий Христа Бога) выше человеческого разумения и даётся только Богом по благодати.

"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость"(1Кор.1:18-24).

На Введение во Храм Пресвятой Богородицы читается зачало из самого сложного послания Павла к Евреям. В этом зачале говорится об устройстве ветхозаветной скинии (переносного храма, который евреи носили с собой во время странствия по пустыне ). Скиния, ветхозаветный Храм - один из главных образов Богородицы, Которая стала новым храмом, носившим в Своем чреве Сына Божия.

"И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа" (Евр.9:1-7).

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

На Рождество Христово Апостол совсем короткий, но какой глубокий! Главная его мысль в том, что Иисус Христос, будучи истинным Сыном Божиим по естеству, сделал нас сынами Божиими по благодати.

"но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа "(Гал.4:4-7).

На Крещение Господне читаются два зачала из послания апостола Павла своему ученику Титу. Здесь главное сравнение нашего крещения с баней, омывающей и рождающей в жизнь вечную.

"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:11-14).

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни "(Тит.3:4-7).

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

На Сретение Господне читается сложный отрывок из послания к Евреям, в котором апостол Павел объясняет, почему Христос выше священников Ветхого Завета . В самом деле , Иисус по плоти происходил из колена Иудина, не принадлежал к священникам. Но, как говорит Павел, ещё до установления священства Моисеем, отец верующих Авраам, принес десятину и просил благословения у первосвященника Мелхиседека, который не относился к его роду, но, тем не менее , служил Богу Истинному. Напомню, что в праздник Сретения мы отмечаем встречу Ветхого Завета в лице старца Симеона и Нового в Лице Младенца Христа. И в этой встрече, когда Симеон благословил Богомладенца, большее благословение получил он сам.

"Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Евр.7:7-17).

На Благовещение Богородицы также читается послание к Евреям. Как и на Рождество центральный смысл здесь Боговоплощение. Но обратите внимание, апостол Павел отсылает нас к протоевангелию, которое содержится в 3-ей глава книги Бытия о том, что семя жены сотрёт главу змия. Семя жены - это безусловно рождённый от Девы Христос (такое необычное словосочетание, которое указывает на необыкновенное рождение). При этом указывается на то, что воплотившийся от Марии является настоящим человеком, ведь в противном случае не произошло бы и спасения.

"Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр.2:11-18).

На Вход Господень в Иерусалим накануне Страстей Христовых как бы подводится итог учению Христову.

"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, – и Бог мира будет с вами (Флп.4:4-9).

Итак, друзья, сегодня мы рассмотрели апостольские чтения двунадесятых (12 самых важных)праздников. Думаю , это хорошее начало для тех, кто хочет вникать в глубины Писания и его связи с Богослужением .

Благодарю за внимание ! Прошу оценить статью и подписаться на канал!