Найти в Дзене
Aladdin

Испания. Театр-музей Сальвадора Дали. Часть 3

Мы в Фигерасе - родном городе знаменитого испанца. Прогулялись по городку, прониклись его атмосферой: Прошлись по замечательному музею, сделали фото на память: В этом выпуске самые выразительные полотна художника: Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело н
Театр-музей Сальвадора Дали. Задний фасад
Театр-музей Сальвадора Дали. Задний фасад

Мы в Фигерасе - родном городе знаменитого испанца. Прогулялись по городку, прониклись его атмосферой:

Испанский герой - драконоборец
Испанский герой - драконоборец

Прошлись по замечательному музею, сделали фото на память:

Фото в интерьерх музея
Фото в интерьерх музея
Фото в интерьерх музея
Фото в интерьерх музея

В этом выпуске самые выразительные полотна художника:

"Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" 1944г.
"Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" 1944г.

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей.

"Галлюцинация: шесть явлений Ленина на клавиатуре рояля" 1931г.
"Галлюцинация: шесть явлений Ленина на клавиатуре рояля" 1931г.

По словам Дали, это "Гипнагогическое полотно", а о том, как оно возникло он рассказал следующее: "На закате я увидел озарённую голубым сиянием клавиатуру рояля и уходящие в перспективу головы Ленина, окружённые маленькими жёлтыми фосфоресцирующими нимбами". (Гипнагогическое состояние - это переходное состояние между бодрствованием и сном, характеризующееся необычными переживаниями, такими как галлюцинации, ощущения падения или сонный паралич. Оно может быть приятным или тревожным, в зависимости от индивидуальных особенностей и предрасположенности.)

"Взрывающяся голова в стиле Рафаэля" 1951г.
"Взрывающяся голова в стиле Рафаэля" 1951г.

Дали о своём обращении к мистицизму: "Взрыв атомной бомбы в августе 1945г отозвался во мне сейсмическим толчком. С той поры атом занял в моих мыслях центральное положение. Многие из написанных в то время картин передают ощущение безмерного страха, которое я испытал, услышав о взрыве. Блистательное озарение - и я понял, что в моём распоряжении имеется оружие, и название ему - мистицизм." Дали как бы раздвигает границы сознания "Мощнее циклотрона и кибернетических вычислительных машин, я в одно мгновение способен проникать в тайну реального... Это мой экстаз! Это моя святая Тереза Авильская! (католическая святая, основательница испанского мистицизма) Воскрешая испанский мистицизм, я, Дали, использую свою работу, чтобы продемонстрировать единство Вселенной и духовность всякой материи." Вдохновение для этого полотна художник черпал ещё и во внутреннем виде Пантеона в Риме:

Пантеон. Рим. "Храм всех Богов" или "Относящийся ко всем Богам"
Пантеон. Рим. "Храм всех Богов" или "Относящийся ко всем Богам"

Пантеон - грандиозное сооружение в Риме с почти 2000-летней историей. В 7-ом веке н.э. стал христианским святилищем. Единственным источник света - отверстие в куполе диаметром 2 метра - символизирует солнце.

Пантеон. Рим. Внутренний вид
Пантеон. Рим. Внутренний вид
Внутри Пантеона
Внутри Пантеона
Пантеон. Отверстие в потолке.
Пантеон. Отверстие в потолке.

Экскурсию в Пантеон и прочие достопримечательности Рима - смотрите на моём канале.

Атомная Леда. 1949г
Атомная Леда. 1949г

Дали продолжает создавать свою земную Сагу о чете Сальвадор-Гала, жаждущих абсолюта. "Атомная Леда" - это главная картина в жизни нас обоих. Всё в ней парит в пространстве, и ни одна её часть не касается другой. Даже море висит на небольшом удалении от земли."

Христос Сан-Хуана де ла Крус. 1951г
Христос Сан-Хуана де ла Крус. 1951г

Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, исп. Juan de la Cruz) — католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. В 1952 был провозглашён небесным покровителем испанских поэтов. Именно Хуан де ла Крус сделал рисунок распятия в необычном ракурсе - сверху, что вдохновило Сальвадора на новую картину.

Годы, проведенные в Америке, были связаны у Дали с Голливудом, и он попросил студийного босса Джека Уорнера (тот самый, который «Уо́рнэр Бра́зэрс») помочь ему найти подходящего натурщика для картины. Уорнер устроил кастинг и подыскал для художника годную модель. На следующий день, натурщика подвесили в студии, подсветили софитами и сфотографировали в нужном ракурсе. Сделанные в голливудской студии снимки отослали в Испанию, где Дали использовал их в работе. Художник выполнил графический эскиз, а потом с некоторыми изменениями перенес его на холст. Работа над картиной продолжалась 5 месяцев. Размер холста - 2 метра 13 см на метр двадцать. В декабре 1951 года картина была выставлена в лондонской галерее, при большом скоплении народа и журналистов. Дали работал на публику: корчил рожи, нес новомодную чушь про протоны, электроны и ядерный мистицизм, называя себя «атомарным художником».
Сейчас полотно находится в музее Глазго, Великобритания.

#СальвдорДали #сюррелизм #искусство #музейДали #театрмузейДали #МузейФигерс