В этой статье вы прочитаете анализ произведения Джорджа Оруэлла «Дочь священника», предварительно ознакомившись с важнейшими частями сюжета.
Меня зовут Ирина Воронцова. Вот уже 4 года я пишу для издательства рецензии и критические статьи, оценивая произведения современных авторов.
Все мы, прочитав ещё в школьные годы (или чуть позже) произведение Джорджа Оруэлла «Скотный двор», прониклись авторским пониманием психологии общества, актуальной и по сей день, и, конечно, захотели прочитать другие его творения. Мол, если автор смог написать такую культовую и правдивую книгу, то и в следующей не разочарует, она точно должна стоить моего времени!
Что ж, это не гарантия, и вместо восторга от прочтение приходит озадаченность, сомнение. А в чём смысл? Что автор хотел сказать? Рассказ «Дочь священника» довольно сложный для анализа. В нём присутствует множество острых тем, свойственных и нашему веку, но вот раскрываются ли они в достаточной мере – уже другой вопрос. Да и смысл самого произведения будто оставлен на усмотрение читателя, что-то вроде открытого финала, и я представлю вам свою версию.
Джордж Оруэлл выбирается из сложной ситуации жанра «повседневность» за счёт собственных глубоких мыслей, логически всегда подходящих к настроению фрагмента и прекрасно вписывающихся в происходящее. Почувствовать атмосферу книги помогает поэтическое описание природы, которого ровно столько, сколько надо для живого читательского интереса к ситуации. Порочный круг жизни дочери священника помогает нам не заскучать от постоянной романтики сельской жизни, к которой сегодня прибегает так много писателей, или повторяющегося описания ежедневных церковных ритуалов, но немного сгущает краски рисующейся картины и вызывает в читателе небольшое напряжение.
Дочь священника, Дороти, всю свою жизнь провела с отцом в церкви. В отличие от своего деспотичного родственника она правда задумывается об окружающей её бедности и болезнях стариков – прихожан, о которых те ей рассказывают. Она хороший человек и добивается всего своим трудом, пытаясь уследить за всем и сразу, но читатель ощущает постоянное напряжение девушки, будто та усиленно себя сдерживает. Потому невозможно оценить её «подвиги» по отношению к прихожанам, которые она сама иногда не хочет совершать, а отказать не может, как полноценные и существенные.
В семье без матери царит полнейший патриархат, но кроткая Дороти никогда не возражает отцу, третирующему собственную дочь, как прислугу. Отцу по большей части нет дела до личных проблем доверенной ему паствы, и он с чистой совестью перекладывает ответственность за них с себя на дочь, на плечах которой помимо этого ещё лежат все домашние дела. Если что-то будет не сделано, или сделано не так, или у отца будет плохое настроение, то Дороти получит серьёзный выговор. Короче говоря: девушка получает его от жестокого и разочаровавшегося в жизни отца всегда. Да, важно упомянуть, что само здание церкви разваливается от старости, еды нет, и этим тоже должна заняться Дороти. Она пыталась обратиться с просьбой о деньгах к отцу, пыталась сообщить ему об общих семейных финансовых трудностях, но мужчина, как ребёнок, «затыкал уши» - начинал рассказ о том, как учился в Оксфорде, о золотом времени своей молодости. Тогда девушка понимала, что разговора точно не получится, отец надолго ушёл в себя. К людям вообще и тем, кому задолжал, отец относится с сильнейшим пренебрежением, если не с отвращением. Он ничего не собирается решать и возвращать, а Дороти стыдно за себя и за отца перед теми, у кого они занимали денег. Ситуация хуже некуда, но девушка-оптимист каждый день ложится с мыслью, что завтра будет лучше, чем сегодня.
Впрочем, Дороти тоже не без грехов, иначе бы очень быстро стала идеально надоедливым персонажем без какого-либо развития. Дороти пугается, когда она впервые начинает испытывать отвращение перед тем, чтобы отпить из чаши во время церемонии после того, как это сделала местная старуха. Да, лучший для Дороти способ сдержать себя – изо всех сил вгонять в палец кончик иголки, вызывая болью смирение и пытаясь таким образом искупить свои грешные мысли. Такое же отвращение она испытывает тогда, когда приезжает к немощной старухе на дом, чтобы проведать женщину. И снова иголка и смирение.
Как мы видим, жизнь Дороти не многим лучше жизни раба. Эксплуататорство со стороны отца, бегство от «кредиторов», перспектива разрушения церкви без должного ремонта, отстранённость и холодность к девушке от единственного родственника.
И что ещё хуже – тиски веры и убеждений, принципов. Мужчина старше Дороти предлагает ей уехать вместе с ним, сбежать, но девушка, не желая бросать отца и не видящая в чужих намерениях истинной любви, отказывает. Она любит свою веру, что показано в сцене, когда девушка, нюхая цветущий в жару цветок и наслаждающаяся его медовым запахом «больше положенного», одёргивает себя, так как боится предать Господа в пользу язычества, боится начать поклоняться цветку и земле, что означало бы многобожие. Неужели её устраивает такая жизнь? Нет, она просто боится что-то изменить. Шанс уйти с мужчиной был реальным, и даже если бы она не захотела с ним жить, то отправилась бы дальше сама. Да и в церкви её никто не держит! Впрочем, говорить о её убеждениях и правдивой? любви к отцу, из-за которой она не может заставить себя его бросить, слишком тяжело. Легко осуждать, но прожить её жизнь и знать точно, что бы сделали мы, невозможно. Это старая дискуссионная дилемма.
И так мы нашли несколько остросоциальных тем: двуличность в церкви, деспотичный отец, бедность, старость и её последствия. Возможно, это именно те аспекты в первой половине произведения, который общественный «критик» и «психолог», «обличитель» хотел нам показать.
Дальше, после внезапного появления в другой жизни, Дороти становится свободной от своей церкви, принципов и отца. У неё нет денег, но зато есть свобода! Познакомьтесь с той Дороти, которая не боится менять в этой жизни ничего!
Девушка находит себе компанию и начинает жизнь в стиле «перекати поле». Она в какой-то мере осталась рабом, так как продолжает нуждаться в деньгах, но позволяет себе наслаждаться своей жизнью, чего не делала Дороти в церкви. Конечно, быть при отцовском сане в одной жизни выше и почётнее, но работа собирателя хмеля и учителя во второй дала Дороти возможность почувствовать вкус жизни.
Так в чём же смысл всего произведения, если мораль или аллегория, как в истории про взбунтовавшийся скот, не вида так сразу? Не может же быть, чтобы её здесь не было! Только не в творчестве Джорджа Оруэлла! Давайте тогда рассуждать.
Как итог, мы имеем рабство в каждой из двух жизней, только в обстоятельствах личной свободы, отсутствия страха перемен, человек способен хоть немного получить наслаждение от того, что делает. Дороти в жизни сборщика хмеля была куда счастливее и обзавелась друзьями, искренне понимающими её, что и не снилось Дороти из церкви. Дороти в роли учителя получала наслаждение от того, что работала с детьми, понимая, что делает это из-за собственного удовольствия, а не чувства долга, а Дороти из церкви боялась не выполнить свою главную задачу в жизни – смирение и мученичество, помощь каждому по определению.
Так же автор мог стремится показать обратную сторону медали. Мы радуемся, когда не видим грязных бездомных или безработных людей. Мол, за городом следят, всё чисто и опрятно, какая красота! Мы радуемся ещё больше, когда видим полицейских в действии, когда они быстренько убирают неугодного обществу человека подальше с наших глаз. Дороти из церкви никогда бы не подумала, что для кого-то эта ситуация может быть не такой радостной. Девушка во второй своей жизни могла умереть от ночного холода, как и её друзья, если бы они с компанией не прижимались друг к другу на скамейке на улице, пытаясь хоть немного поспать. У них была реальная нужда, но смотритель не захотел над ними сжалиться, видимо, выбрав вариант подбирать окоченевшие трупы рано поутру, что тоже мало отвечает правилам церкви.
Если ещё короче, то Джордж Оруэлл хотел показать нам серую мораль и то, что «хорошо» для всех не будет никогда. А так же свободу выбора человека. Дороти из церкви легко могла стать своей второй версией, но она боялась. Вторая версия не боялась ничего, потому насладилась жизнью хоть немного. И какой же жалкой кажется нам на фоне независимой и упёртой девушки Дороти из первой части книги, когда в конце её снова возвращают, описывая «пробуждение»! Эти две жизни сравниваются, и мы сами должны сделать выбор, как жить. Всё в наших руках.
Так почему Джордж Оруэлл назвал своё произведение «Дочь священника»? Почему не сделал главным героем лучшую версию девушки, о которой и повествуется в большей части книги? Ответ прост. Все люди, как бы ни скрывали, бояться перемен, риска, а потому, прямо как Дороти из церкви, выбирают остаться с деспотичным и жестоким, не уважающим их отцом. Или мужем. Большая часть людей выберет на самом деле спокойную и понятную жизнь Дороти, где есть лишь определённые и редкие проблемы, а так же цель которой – пожизненный долг перед кем-то. Не стоит оправдываться тем, что вторая версия Дороти безответственная и, в отличие от вас, не имеет ни семьи, ни постоянной работы, ни цели. Никто не запрещал вам иметь всё это, и при этом не наслаждаться тем, что делаешь. Этот рассказ про выход из зоны комфорта и умение выживать, такое необходимое во все времена.