Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

14 июля 1790 года. «День взятия Бастилии впустую прошел»

Сколько раз уже я «брал» Бастилию 14 июля. Сегодня не хочется. Но не отметить, по завету дяди Мити, нельзя. Поэтому вспомним праздник Федерации 14 июля 1790 года. Дата восстания 1789 года считалась знаменательной уже в первый год Революции. Правда, при живом короле отмечать именно «взятие Бастилии» было как-то некорректно. Но что-то изобразить хотелось. Даже требовалось. Муниципалитет Парижа предложил отметить 14 июля как день единения нации. Такие лозунги в 1790 году воспринимались с энтузиазмом. Люди верили, что всё плохое позади, впереди только светлое будущее. Праздник решили устроить на Марсовом поле. Для обустройства амфитеатра, сцены, облагораживания площади нагнали 12 тысяч рабочих. Но и они не успевали управиться к назначенной дате. Тогда парижане вышли, как бы это назвали в нашу Революцию, на субботник. На работу вышли люди различных сословий. Реально общество охватил дух единения. Пока деньги, доходы, еда, власть не провели заметных разграничительных линий. Самое главное – у
Дядя Митя: «День взятия Бастилии впустую прошел».
Дядя Митя: «День взятия Бастилии впустую прошел».

Сколько раз уже я «брал» Бастилию 14 июля. Сегодня не хочется. Но не отметить, по завету дяди Мити, нельзя. Поэтому вспомним праздник Федерации 14 июля 1790 года.

Дата восстания 1789 года считалась знаменательной уже в первый год Революции. Правда, при живом короле отмечать именно «взятие Бастилии» было как-то некорректно. Но что-то изобразить хотелось. Даже требовалось.

Муниципалитет Парижа предложил отметить 14 июля как день единения нации. Такие лозунги в 1790 году воспринимались с энтузиазмом. Люди верили, что всё плохое позади, впереди только светлое будущее.

Праздник решили устроить на Марсовом поле. Для обустройства амфитеатра, сцены, облагораживания площади нагнали 12 тысяч рабочих. Но и они не успевали управиться к назначенной дате. Тогда парижане вышли, как бы это назвали в нашу Революцию, на субботник.

На работу вышли люди различных сословий. Реально общество охватил дух единения. Пока деньги, доходы, еда, власть не провели заметных разграничительных линий. Самое главное – успели.

Праздник Федерации. Лафайет у Алтаря Отечества.
Праздник Федерации. Лафайет у Алтаря Отечества.

14 июля депутации от провинций и армий отправляются от площади Бастилии в Тюильри. Здесь к манифестации присоединяются муниципалитет и Национальное собрание. И уже все вместе через временный мост на Сене граждане идут на Марсово поле.

Король восседает на подиуме. За его спиной на балконе разместились королева и двор. Подле подиума садятся министры, далее депутаты Национального собрания.

По Марсову полю маршируют национальные гвардейцы. В центре возведен Алтарь Отечества. На ступенях Алтаря стоит духовенство. Всё чинно, красиво и благородно.

Три часа собирается народ. Затем начинается церемония. Тут Небеса являют знак. С утра шел дождь, но на время церемонии небо проясняется. Просто великолепно.

Лафайет у Алтаря Отечества. Кадр из фильма "Французская революция" (1989).
Лафайет у Алтаря Отечества. Кадр из фильма "Французская революция" (1989).

Обедню служит Талейран. После нее Лафайет подходит к королю, принимает от него формулу присяги и несет ее на алтарь. Король произносит речь:

«Я, король французов, клянусь применять власть, вверенную мне конституционным актом государства, на то, чтобы охранять конституцию, составленную Национальным собранием и принятую мной».

Все граждане вопят «Клянусь!» Апофеоз единения.

Как это всё прекрасно. Или прекраснодушно. Более нация никогда не будет так едина. Уже через год никто не вспомнит о празднике, не предложит его повторить.

В двадцатых числах июня 1791 года произойдет попытка бегства короля. Народ или какая-то его часть будет требовать свержения.

Расстрел на Марсовом поле 17 июля 1791 года. Кадр из фильма "Французская революция" (1989).
Расстрел на Марсовом поле 17 июля 1791 года. Кадр из фильма "Французская революция" (1989).

16 июля 1791 года члены клуба кордельеров призвали народ собраться на Марсовом поле. Но отнюдь не для празднования, а для принятия петиции о ликвидации монархии во Франции:

«Совершилось великое преступление: Людовик XVI бежит <…> Мы требуем принять его отречение и созвать новое Учредительное собрание, для того, чтобы приступить к действительно национальному суду над виновным и в особенности к его замещению и организации новой исполнительной власти».

17 июля 1791 года многие тысячи парижан пошли на Марсово поле, чтобы поставить свои подписи под петицией. Учредительное собрание приказало Национальной гвардии разогнать толпу. Лафайет, еще год назад стоявший у Алтаря Отечества, организовал расстрел парижан на Марсовом поле.

Единение нации оказалось растоптано и расстреляно.

------

Все очерки рубрики "История Франции":

Великая французская революция | Internetwar. Исторический журнал | Дзен