Знаете, друзья, вот ведь парадокс: певица, покорившая мир гимном миру «Пусть всегда будет солнце», в массовом сознании намертво прилипла к... «Черному коту». Как будто кроме этой залихватской песенки твиста у нее ничего и не было!
А между тем, жизнь Тамары Григорьевны — готовый сценарий для драмы со слезами, триумфами и вечными вопросами: «За что?». Давайте вспомним настоящую Миансарову - ту, что прошла через ад войны, лагеря для родных, запреты чиновников и умерла в нищете, оставшись в памяти миллионов «девчонкой с гитарой».
Детство: Музыка среди руин
Родившись 5 марта 1931 года в Зиновьевске (ныне Кропивницкий), Тамара Ремнёва (фамилию Миансарова взяла от первого мужа) с пеленок впитала творчество. Отец - артист Одесского театра, мать - певица. Уже в 4 года она вышла на сцену Кировоградского ДК, а к роялю подбиралась ночами, засыпая на матрасике под ним - «чтобы успеть, пока класс свободен».
Война перечеркнула всё. В оккупированном Минске 10-летняя Тома видела виселицы, расстрелы и голод. Мать, Анастасия Алексеева, регент церковного хора, чудом спасла дочь. Но в 1944-м, после освобождения города, ее арестовали за «сотрудничество с немцами». Девочка навсегда запомнила, как бежала за машиной НКВД, крича: «Мама, куда мне идти?».
Три года ссылки матери на Урале, жизнь у тёток в Луганске, туберкулёз - казалось, о музыке можно забыть. Но судьба сжалилась: мать оправдали, Тамара окончила музшколу при Минской консерватории и в 1951-м поступила в Московскую консерваторию к самому Оборину.
Путь на эстраду: От рояля к «Золотой медали»
Ирония в том, что пианистка Миансарова стала певицей... случайно. На Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1958-м она спела вальс Штрауса, аккомпанируя себе на рояле - и взяла 3-ю премию. «Пришла музыкантом, ушла певицей», - шутила она позже.
Но звездный час настал в 1963-м на фестивале в Сопоте. Руководство СССР требовало «серьёзную» песню, но Тамара рискнула спеть «Солнечный круг». Руководитель делегации Игорь Гранов бойкотировал репетиции! Каково же было изумление, когда 6.5 тысяч зрителей встали со слезами на глазах.
Польские СМИ окрестили ее «московским соловьём», а фабрика выпустила духи «Тамара». Первый триумф советской эстрады в Европе - а дома чиновники брюзжали: «Песенка слишком детская».
Взлёты и падения: «Чёрный кот» и чёрные списки
Расцвет пришёлся на середину 60-х:
- 1962 год - золото на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки с песней «Ай-люли»;
1964-й - легендарный «Чёрный кот», первый советский твист. Записанный за один дубль, он взорвал эфир, но... был запрещён через месяц как «несоветский»;
1966-й - фестиваль «Дружба» в 6 странах. Миансарова спела на языках каждой из них, выиграв 4 этапа из 6.
Но уже в конце 60-х её стиль лёгкий, ироничный, с танцами стал «неформатом». Председатель Гостелерадио Лапин (хоть и не из-за антисемитизма, как ошибочно считали) методично вычёркивал её из эфиров. Когда в Росконцерте ей заявили: «Вы свои награды за границей получали! Мы не знаем, как вы поёте», - она ушла. 12 лет забвения в Донецкой филармонии - гастроли по шахтёрским посёлкам, звание «Заслуженной артистки УССР» (1972 г.) и орден «Шахтёрская слава».
Личная жизнь: четыре брака, двое детей и семейные драмы
Тамара Миансарова пережила четыре брака, каждый из которых оставил след в ее судьбе:
Эдуард Миансаров (1950-е)
Друг детства, пианист. В 1956 году у пары родился сын Андрей, ставший известным пианистом (лауреат конкурса им. Чайковского). Брак распался из-за занятости обоих. Андрей позже обвинял мать в недостатке внимания, а в 2000-х между ними возникли финансовые конфликты: сын не вернул деньги от продажи ее драгоценностей, а после оформления дарственной на дачу отказался помогать матери.
Леонид Гарин (1964): Блистательный старт и трагический финал
Создатель легендарного ансамбля «Три плюс два», Леонид Гарин вошел в жизнь Тамары как ураган. Их знакомство в середине 1960-х казалось идеальным творческим союзом: Гарин, виртуоз-аккордеонист и новатор в аранжировках, искал «жемчужину» для своего проекта. Тамара с её лирическим сопрано и сценической харизмой стала не просто солисткой — музой ансамбля. Их совместные выступления напоминали фейерверк: шуточные «Рыжик» и «Ключик золотой» звучали на фоне джазовых импровизаций Гарина, а пластика Миансаровой превращала номера в мини-спектакли.
Но за кулисами блестящих концертов скрывалась драма. Брак рухнул через полгода. Современники вспоминали: Гарин, поглощенный работой, проводил ночи в репетиционных залах, а Тамара, уставшая от гастрольной суеты, мечтала о семейном тепле. Слухи об изменах Леонида (возможно, сплетни артистической среды) лишь усугубили разлад. Трагическая развязка настигла Гарина в 1979 году — его гибель при невыясненных обстоятельствах (по одной из версий — ДТП) оставила больше вопросов, чем ответов. Для Тамары это стало двойным ударом: потеря коллеги, когда-то давшего ей крылья, и горькое напоминание о хрупкости любви.
Игорь Хлебников (1970–1973): Безопасность эфира и ад дома
Звукорежиссер Игорь Хлебников казался «тихой гаванью» после бурного брака с Гариным. Они встретились в 1970-м, когда Тамара, изгнанная с официальной эстрады, искала опору. Хлебников мастерски выстраивал акустику её концертов в провинции, где микрофоны часто шипели, а залы гудели. В 1971 году родилась дочь Екатерина (будущая поэтесса) — казалось, жизнь обретает смысл.
Но вскоре идиллия сменилась кошмаром. Хлебников, образцовый профессионал на работе, дома преображался: вспышки ярости, унизительные оскорбления, а затем и физическое насилие. Тамара молчала, боясь осуждения в СССР, где «семейные скандалы не выносили из избы». Переломный момент наступил, когда двухлетняя Катя, плача, закрыла лицо руками при крике отца. Тамара с дочерью сбежала ночью, взяв лишь чемодан с нотами и детскими вещами. Позже она скажет в интервью: «Тогда я поняла: микрофон может фонить, а совесть — никогда».
Марк Фельдман (1979–2017)
Скрипач, концертный директор. Самый долгий и крепкий брак. Марк вошел в состав ее ансамбля, а позже стал опорой в жизни. Несмотря на бедность последних лет, ухаживал за больной женой до конца. Дети обвиняли его в распродаже наград Тамары, но она публично защищала мужа: «Марк - самый преданный мне человек. Ложь о нем ранит больнее нищеты».
Отношения с детьми оставались напряженными:
- Андрей жил отдельно, редко навещал мать. В 2010-х их конфликт усугубился из-за имущества.
- Екатерина поддерживала связь, но близости не было. Внуки (внук и две внучки) редко общались с бабушкой.
Последние годы: болезнь, нищета и смерть (2010–2017)
После 80 лет здоровье Миансаровой резко ухудшилось:
- 2013–2015: Перенесла инфаркт, затем перелом шейки бедра. Операция не помогла - она оказалась прикована к постели. Пенсии Народной артистки РФ (9 тыс. рублей) не хватало на лекарства и реабилитацию. Супруги жили в съемной квартире, питались скромно.
- Финансовая помощь: Деньги на лечение собирали ученики (Алика Смехова). В 2017 году Игорь Крутой прислал $3 тыс. на срочные нужды.
- Семейное отчуждение: Сын Андрей требовал долю в имуществе, игнорируя просьбы о помощи. Тамара признавалась: «Предательство близких отравляет жизнь больнее болезней».
Смерть
6 июля 2017 года ее госпитализировали с двусторонним воспалением легких. Через 6 дней, 12 июля, она умерла в Первой Градской больнице (Москва) от тромбоэмболии легочной артерии. Похороны прошли скромно, без официальных церемоний. Могила на Троекуровском кладбище всегда в цветах от поклонников.
Наследие и парадоксы судьбы
При жизни Миансарова говорила: «Счастье — не в званиях, а в возможности петь». Но ее финал стал горьким контрастом триумфов:
- Признание vs Забвение: Народная артистка РФ (1996), но без государственной поддержки в старости.
- Любовь публики vs Одиночество: Залы аплодировали «Черному коту», но в больнице рядом были только муж и ученики.
- Сила духа vs Семейные раны: Пережила войну, лагеря матери, запреты на творчество, но не смогла преодолеть разрыв с сыном.
«Искусство спасает от боли», — писала она в мемуарах «И в жизни, и на сцене» (2012). Эти слова стали эпилогом ее борьбы
Что осталось в наших сердцах?
Прошло 8 лет спустя после её ухода, задаюсь вопросом: а помним ли мы ту самую Тамару? Не только «Кота», но и ту, что пела «Солнечный круг» с болью ребёнка, пережившего войну? Ту, что выстояла под бомбами, лагерями, запретами, но научила нас: «Искусство — лекарство от любой боли» .
Если статья задела за душу — подписывайтесь на канал. Пусть новые поколения услышат, как звучала настоящая эстрада!