Найти в Дзене
История храма

Святой против нацистов

В 1930-40-х годах в нацистской Германии группа молодых людей выступала против национал-социализма. Среди них был Александр Шморель. Его отец, Хьюго Шморель, врач немецкого происхождения, родился в Оренбурге, учился медицине в Германии и вернулся в Россию, где жил в Москве и познакомился с русской женщиной Натальей Введенской, которая, по некоторым данным, была дочерью русского православного священника Они поженились, и вскоре после этого, в сентябре 1917 года, у пары родился сын Александр. Хотя Хьюго был лютеранином, он разрешил крестить сына в православной церкви. Когда Александру было около года, его мать умерла от брюшного тифа. Тогда доктор Шморель нанял няню-русскую женщину по имени Феодосия Лапшина. Она заботилась об Александре и была православной христианкой, водила мальчика в церковь и рассказывала ему о вере. В 1920 году Хьюго женился во второй раз на медсестре Элизабет Хоффманн, тоже немке. Хотя в семье, кроме няни, Александр был единственным православным, его воспитывали в

В 1930-40-х годах в нацистской Германии группа молодых людей выступала против национал-социализма. Среди них был Александр Шморель. Его отец, Хьюго Шморель, врач немецкого происхождения, родился в Оренбурге, учился медицине в Германии и вернулся в Россию, где жил в Москве и познакомился с русской женщиной Натальей Введенской, которая, по некоторым данным, была дочерью русского православного священника

Они поженились, и вскоре после этого, в сентябре 1917 года, у пары родился сын Александр. Хотя Хьюго был лютеранином, он разрешил крестить сына в православной церкви. Когда Александру было около года, его мать умерла от брюшного тифа. Тогда доктор Шморель нанял няню-русскую женщину по имени Феодосия Лапшина. Она заботилась об Александре и была православной христианкой, водила мальчика в церковь и рассказывала ему о вере.

В 1920 году Хьюго женился во второй раз на медсестре Элизабет Хоффманн, тоже немке. Хотя в семье, кроме няни, Александр был единственным православным, его воспитывали в православии, и мачеха позволяла ему посещать занятия по православной религии в Мюнхене.

День третьего рейха

Когда мрак нацизма окутал Германию, Александр был еще юношей. В нацистской идеологии славяне, в том числе и русские, были низведены до положения Untermensch – "недочеловеков". Александр, глубоко преданный своим русским корням и любви к России, где он родился, не мог принять это человеконенавистническое мировоззрение.

В одно время он посещал "Шарнхорстский союз молодежи" (Scharnhorst Jugend), привлеченный возможностью заниматься верховой ездой. Однако, вступив в Гитлерюгенд (Hitler Jugend), он вскоре прекратил посещать его собрания, не находя себе места в организации, пропитанной ненавистью и презрением к его наследию.

Белая роза

К осени 1940 года Александр учился ближе к дому — в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Примерно в это же время он познакомился с Гансом Шоллем, с которым Александр «основал» «Белую розу».

События, связанные с «Белой розой», были одним из немногих случаев в Германии во времена Третьего рейха, когда люди выступили против Гитлера. Летом 1942 года Ганс Шёль и Александр Шморель напечатали четыре листовки, призывая народ восстать и дать отпор Гитлеру. Эти листовки распространялись в основном в Мюнхене. Они шли дальше, чем предыдущие антигитлеровские материалы, призывая немцев сопротивляться всеми способами. Во второй листовке Александр Шморель сделал единственное известное публичное заявление против режима.

Летом 1942 года Ганс Шёль, Александр Шморель и Вилли Граф отправились в Россию как врачи. Александр был счастлив, впервые увидев эту страну. Он утверждал, что не смог бы стрелять ни в русских, ни в немцев.

В России они подружились с местными жителями, общались с врачами и священниками, посещали церковные службы в немецкой военной форме.

-2

Конец «Белой розы»

После падения Сталинграда в феврале 1943 года была выпущена шестая листовка. 18 февраля Ганс и Софи Шолль были арестованы при распространении этой листовки в Мюнхенском университете. Начались поиски Александра Шмореля, который пытался бежать в Швейцарию по поддельному паспорту с помощью Лило Рамдор и Николая Хамазаспияна. Однако путь был слишком трудным, и он вернулся в Мюнхен. 24 февраля 1943 года Александр Шморель был арестован.

Всех их приговорили к смерти. Ребятам было от 21 до 25 лет.

Отец Александр (Андрей) Ловчий, впоследствии архиепископ Александр, священник Свято-Николаевского собора (тогда еще церкви), прихожанином которого был Александр Шморель, посетил его в тюрьме Штадельхайм и причастил перед казнью.

Религия в "Белой розе"

«Белая роза» не была религиозной организацией в строгом смысле, но вера в Бога была для её участников важной движущей силой. Александр Шморель был единственным православным в группе, но их общее духовное стремление вдохновляло на смелые поступки. Хотя в некоторых источниках его православие воспринимается как способ сохранить русское культурное наследие или увлечение ритуалами, он регулярно посещал службы и всегда носил Библию. Его подруга Лило Рамдор подчёркивала его глубокую религиозность. В своих письмах из тюрьмы Шморель писал, что его вера укрепляется, и что, несмотря на приговор к смерти, он спокоен, зная, что служит истине. В последнем письме перед казнью он призвал свою семью: «Никогда не забывайте Бога!».

в 2012 году Александра Шмореля канонизировали, сегодня день его памяти.