Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию 18 часть виртуальной экскурсии по музею под открытым небом «Некрополь XVIII века» расположенном на территории бывшего Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Ратманов Макар Иванович (1772–1833)
Вице-адмирал русского императорского флота, видный флотоводец и мореплаватель.
Родился в 1772 году в городе Торопец Псковской губернии. В 1784 году был определен в Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1789 году произведен в мичманы.
Службу начал на Балтийском флоте. На шебеке «Легкий», состоявшей в гребном флоте принца К. Нассау-Зигена, участвовал в Русско-шведской войне 1788–1790 гг. За храбрость, оказанную в 1789 г. в морском сражении близ Роченсальма, пожалован в лейтенанты. Позднее отличился в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза при отражении шведского флота от Санкт-Петербурга и в Выборгском морском сражении. В 1793 г. переведен в Черноморский флот и назначен командиром бригантины «Ахилл». С 1798 г. в составе эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова участвовал в боевых действиях против французов в Средиземном море.
В 1803–1806 гг. участвовал в первой кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна.
В 1806 г. за успехи по службе М. И. Ратманова жалуют чином капитана 2 ранга. Он участвует в Русско-турецкой войне 1806–1812 гг., во взятии крепости Анапы. Позднее переведен на Балтийский флот, где он в чине капитана 1 ранга продолжал служить, командуя разными кораблями.
В 1820 г. произведен в капитан-командоры, а в 1822 г. назначен директором Кронштадтского порта, затем – директором Аудиториатского Департамента Морского министерства, и генерал-аудитором флота. В декабре 1826 г. был произведен в контр-адмиралы и назначен дежурным генералом Морского штаба. В начале 1827 г. М. И. Ратманова назначают директором вновь образованного Инспекторского Департамента Морского штаба, а в 1829 г. производят в вице-адмиралы.
Скончался в 1833 году в Ораниенбауме. Был похоронен в Сергиевой пустыни в Стрельне. После Закрытия монастыря и фактического уничтожения монастырского некрополя в 1931 году прах адмирала вместе с мраморным обелиском был перенесен в «Некрополь XVIII века».
Усыпальница семьи Ратьковых – Рожновых
Ратьковы-Рожновы — дворянский род, восходящий к началу XVII века и присоединивший к своей фамилии фамилию угасшего рода Рожновых.
Наибольшего расцвета и благосостояния семья добилась благодаря усилиям и способностям Владимира Александровича Ратькова-Рожнова (1834–1912).
Видный юрист, общественный деятель и промышленник он сумел сделать свою семью одной из богатейших в России. К началу 20 века Ратьковы-Рожновы владели несколькими доходными домами в Петербурге которые и сегодня являются настоящими жемчужинами архитектуры нашего потрясающего города.
Листайте галерею:
Всего к 1917 году семье принадлежало более 30 зданий разного назначения в Петрограде и окрестностях.
Ратьковы – Рожновы являлись владельцами нескольких промышленных предприятий, были крупными акционерами компании «Сименс» и занимались золотодобычей на реке Лене.
Владимир Александрович был санкт-петербургским городским головой и сенатором.
В начале 1900 годов на Лазаревском кладбище был построен семейный склеп – часовня являющийся интересным образцом исторической стилизации в русской архитектуре начала ХХ века.
Здесь были похоронены:
- Алексей Александрович Ратьков-Рожнов (1829–1909) -Тайный советник
- Владимир Александрович Ратьков-Рожнов (1834–1912) - Действительный тайный советник, сенатор, петербургский городской голова, владелец крупнейшей в России Громовской лесной биржи.
- Сын Владимира Александровича – Илья Владимирович студент СПб университета, скончавшийся в 1907 году.
А теперь давайте поговорим об одном из самых известных памятников «Некрополя XVIII века» который привлекает внимание всех посетителей этого музея. В народе он получил прозвище «спящий гусар».
хотя в действительности это никакой не гусар, а штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка
Рейссиг Иоганн Христиан, фон (1809–1839)
Согласно легенде, молодой офицер находился в карауле и уснул на посту, но вскоре был разбужен Государем Императором Николаем Павловичем, решившим лично проверить несение службы. Варианты дальнейшего развития событий рознятся. Одни говорят, что штабс-капитан умер на месте от разрыва сердца, другие, что застрелился, не перенеся позора.
Но как бы там ни было, тридцатилетний офицер скончался и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Его отец Корнелий Христианович фон Рейссиг (1781—1860) был человеком весьма достойным и находился на российской службе с 1810 года.
Будучи талантливым астрономом, математиком и конструктором геодезических инструментов, он много лет руководил механической мастерской при Главном штабе в Санкт-Петербурге. Кроме того, входил в Мануфактурный совет при департаменте мануфактур, в Технический комитет Технологического института и занимал ещё много важных постов.
Дабы увековечить память сына и отметить место, которое в дальнейшем стало их семейным захоронением он обратился к своему земляку скульптору А. Ю. Штрейхенбергу дабы тот сделал модель памятника, по которой в 1840 году на Александровском литейном заводе выполнили отливку из чугуна.
Работа была проделана мастерски и ровно сто лет скульптура была одной из главных достопримечательностей Волковского лютеранского кладбища. За эти годы рядом с незадачливым капитаном были похоронены старший брат, родители и другие родственники. В 1941 году перед самой Великой Отечественной войной памятник был перенесен в «Некрополь XVIII века» где его можно увидеть и сегодня.
Ну а все представители семейства фон Рейссиг остались лежать там на Волковском.
Ржевский Алексей Андреевич (1737–1804)
Видный государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской коллегии. Поэт, на творчество которого оказал большое влияние А. П. Сумароков. Был весьма дружен с Г. Р. Державиным.
Активный член масонской ложи «Латона». Фактически исполнял обязанности связного между масонами Санкт-Петербурга и Москвы.
Скончался 23 апреля (5 мая) 1804 года. Погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие Александра Андреевича Ржевского, представляет собой классический образец мемориальной скульптуры конца 18-начала 19 веков.
Прямоугольный жертвенник розового гранита с карнизной плитой из известняка с фронтонами и акротериями установлен на цоколе из известняка.
Жертвенник увенчан мраморной массивной урной, имеющей яйцевидную форму и обвитой змеей, кусающей свой хвост. Как известно, подобный символ, носящий греческое наименование уроборос является одним из древнейших символов бесконечности, а также циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.
На южной стороне постамента две прямоугольные филенки, в одной из которых мраморная доска без текста. В верхней филенке находился рельеф: лира, ветви и Всевидящее Око (один из главных символов масонства). В настоящее время рельеф утрачен.
Памятник обнесен чугунной художественной оградой из ажурных звеньев.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В следующий раз мы вспомним великого зодчего Карла Ивановича Росси (1775–1849), а это такая глыба, что рассказу о нем я планирую посвятить как минимум отдельную статью.
А пока желаю вам всего доброго и до скорой встречи.