Вскоре после того, как в 1658 г. Гюйгенс изобрел маятник, пришло время напольных часов. Свободно стоящие и достаточно высокие, чтобы разместить гири и маятник, напольные часы (в Америке их иногда называли высококорпусные часы) могли бы стать воплощением мечты любого дизайнера, если бы эта профессия тогда существовала. В довольно краткий срок напольные часы создали себе определенное общественное положение основной части интерьера и стали эпицентром внимания гостиных и залов во времена, когда именно зал становится тем местом, где принимали посетителей и гостей. Одним из факторов, обеспечивших невероятно быструю популярность этого вида часов, был также и психологический фактор, которому не придавалось должного значения. До того как были изобретены первые механические музыкальные средства (музыкальная шкатулка появилась более чем столетие спустя), большой дом представлял собой довольно тихое место, оживляемое лишь светскими разговорами и болтовней прислуги. Равномерный ход напольных часов создавал размеренному и отлаженному быту спокойный звуковой фон. Поэтому неудивительно, что богатые люди стали заполнять свои дома напольными часами. Сегодня это можно расценивать как милое чудачество, однако вполне объяснимое с позиций того времени, когда угнетающая тишина в доме была привычной нормой жизни. Название "дедушкины часы", считавшееся не совсем уместным, пришло из популярной песни, которую написал в 1876 г. Генри Клэй Уорк. В ней говорилось о "часах моего дедушки".
Небольшого размера напольные часы назвали "бабушкиными часами", хотя более правильно было бы их назвать "регулятором" или главными напольными часами, по которым настраивались все остальные часы в доме. Несмотря на то, что напольные часы своей изысканной утонченностью и передовой технологией затмили все предыдущие устаревшие модели, старые часы все еще находились в обиходе. Одни модифицировались по мере того, как улучшалась конструкция часового механизма, другие наоборот, возвращались на прежние позиции, восстанавливая старые механизмы (как, например, шпиндельное анкерное устройство), которые раньше были заменены, а теперь реставрировались преданными энтузиастами часового искусства в интересах исторической достоверности . Все еще изготовлялись настенные часы с висячими гирями, нередко изысканно инкрустированные. Точный и функциональный ход напольных и консольных часов не остановил производства башенных часов, этих неуклюжих железных монстров (зачастую с применением деревянных деталей), которые продолжали изготавливать для церквей и общественных заведений несмотря на то, что якорно-анкерный механизм уже с успехом применяли вместо шпиндельного анкерного устройства. В 1735 г. были изготовлены часы в деревянном обрамлении для церкви Бартон-ин-Фабис в Ноттингемшире, сильно напоминавшие старомодный деревянный отжимной каток, снабженный железной зубчатой передачей. К этому времени башенные часы приобретают более строгий, аскетичный и закрытый вид.