Найти в Дзене

Жара в аниме индустрии: "Наша цель — лучшее аниме сезона!" Мидзуки Цудзимура

Сегодня в Москве и Подмосковье снова жара, поэтому самое время рассказать о книге, в которой тоже будет жарко. Но жара тут иного рода - производственная. Японская писательница Мидзуки Цудзимура создала настоящий экскурс в мир создания аниме, пригласив читателя понаблюдать за процессом в самый жаркий период производства сериалов. Итак, сегодня рассказ о романе "Наша цель — лучшее аниме сезона!".

Мидзуки Цудзимура "Наша цель — лучшее аниме сезона!", издательство "АСТ" ("Mainstream"), 2025. Переводчик Елена Старостина
Мидзуки Цудзимура "Наша цель — лучшее аниме сезона!", издательство "АСТ" ("Mainstream"), 2025. Переводчик Елена Старостина

Это ещё один роман, который стал книгой-сюрпризом. Всё дело в том, что Мидзуки Цудзимура известна мне по своим работам в жанрах мистики, фэнтези и магического реализма, где большое внимание уделяется страшилкам. Ещё есть у неё серьёзные и по-настоящему страшные рассказы, в которых очень сильна психологическая составляющая, как, к примеру, "Зеркало без оправы". Но прежде всего эта японская писательница известна в России по своей мистической истории "Одинокий замок в зазеркалье". Писала о ней здесь:

А новая книга - это реализм и практически производственный роман.

"Наша цель — лучшее аниме сезона!" - это настоящий экскурс в производство аниме. В историях трёх главных героинь, на образах которых показаны ведущие роли процесса создания аниме-сериалов, можно увидеть из какого гигантского количества деталей состоит механизм, который работает над каждой картиной. И это не только студия, задействованы и рекламные компании, и актеры, и скульпторы коллекционных фигурок, и художники-аниматоры из маленьких студий, и создатели разного мерча и прочее, прочее, прочее, плюс то, что запускает сезонные тренды в аниме культуре. И в каждом блоке этого механизма идет работа на износ. Вспоминалась книга про студию Миядзаки "Гибли", в которой авторы не раз останавливались на работе художников и режиссеров без выходных с минимальными перерывами на сон, доходило даже до самоубийств. Мидзуки Цудзимура показала всё в форме художественного романа, где таких ужасов нет, но бессонные ночи и горящий адским пламенем дедлайн будут. Но главное, что она пыталась донести до читателя - в аниме индустрии работают люди, которые безумно любят своё дело. Те, кого мальчик Тайе назовет "странными взрослыми". Те, у которых могут рождаться новые идеи даже для таких избитых персонажей как роботы и девочки-феи.

Вот такие любящие аниме и свою работу девушки здесь в главных героинях. Каждой из них отдано по одной главе, где они солируют. А также, чтобы жизнь раем не казалась, каждая встречает на своем творческом пути некую "занозу" в лице представителя противоположного пола.

Первой на сцену выходит продюсер Каяко, которой приходится не только разруливать все сложные вопросы и преодолевать постоянно возникающие трудности, но и быть практически нянькой капризному гению-режиссеру Одзи по прозвищу "Маленький принц". Эта колоритная парочка представляет небольшую студию по производству аниме "Эдж", которая делает ставку на уникальность и качество. Сценаристы, аниматоры, продюсеры, звукорежиссер и другие - все, все, все они важные винтики большого механизма, но в любом проекте должно гореть ядро. У "Эдж" - это Одзи, непредсказуемый гений, от которого можно ожидать всего, что угодно. Но именно он царствует здесь и только он решает, что и как будет в его новом шедевре.

Во второй главе роли меняются, и на первый план выходят те же роли, но режиссер здесь - девушка Хитоми Сайто, а опекает её один из лучших продюсеров во всей индустрии Юкисиро. И здесь всё совсем по-другому. Эта пара представляет крупную студию "Токэй", где всё решает совет, где стараются охватить все модные тренды и задействовать абсолютно всё, что может привлечь дополнительную публику, где у режиссера не всегда есть слово, но ключевые моменты Хитоми отстаивает. А за ней всегда стоит её мужественный и гибкий в плане бизнес-идей продюсер. Они тоже создают шедевр. И Хитоми тоже неимоверно талантлива.

Третья глава отдана аниматору Кадзуне Намисава, которая живет как улитка в своем мирке рисунков и аниме. Она работает в маленькой студии наемных аниматоров, которые отрисовывают не ключевые сцены, а остальные кадры. Тем не менее её замечают, а её анимацию в проекте "Эдж" сам Одзи назвал божественной. События её главы развиваются уже после показа сезонных проектов, когда в небольшом городке, места которого были взяты для действия сериала Хитоми, местный чиновник по туризму пытается организовать марафон для фанатов и добиться, чтобы прославившее эту местность аниме было представлено на главном празднике. История Кадзуне вышла очень трогательной, хотя поначалу эта героиня симпатий не вызывала. Очень уж свысока она смотрела на "нормисов", обычных людей, что живут обычные жизни. Но совместная работа на многое откроет ей глаза.

Пусть в каждой главе солирует одна героиня, но на самом деле все они периодически пересекаются. Мир аниме тесен. И, несмотря на глобальность его механизма, люди там одни и те же. И вот это переплетение очень интересно в том плане, как все друг к другу относятся и что по итогу все вместе переживают. А четвертая глава, которую можно было бы смело назвать эпилогом, подведёт итоги для каждого ключевого персонажа. И для их аниме, которые, кстати, представляют отдельный интерес. Я бы такое посмотрела.

Прочитав этот роман, я много узнала об аниме, его форматах, процессе работы над ним - от написания сценария и создания опенингов и эндингов, до выхода на экраны и даже позже. О том, что обычно в сезоне аниме двенадцать серий, и когда выходит первая, над последними всё ещё кипит работа. О разных подходах и разных дорожках к сердцу зрителя, ведь век каждого аниме - его сезон, поэтому нужно сделать нечто такое, что зрители полюбят. Настолько, чтобы не только выполнить план по продажам дисков и мерча, но и пуститься в паломничество по местам сериала, пересматривать снова и снова и каждый раз сопереживать героям, спорить о дальнейшей судьбе персонажей и долго-долго хвалить или ругать режиссера за то, как он распорядился судьбой своих героев.

Задняя сторона обложки
Задняя сторона обложки

Концовка вышла чересчур славной. Даже сладковатой такой. Потому что не просто "мир, дружба, жвачка", но и любовь и удивительная взаимовыручка даже от конкурентов. Очень хочется в такое верить, но, увы, опыт говорит об ином. Хотя, нет, было разное, но у Цудзимуры же такие конкуренты, которые боролись за звание "Топ сезона"! А потом смотришь снова на героев и понимаешь, что вот она любовь к своему делу, любовь к этой сказочной индустрии - созданию аниме. А любовь границ не знает, и для того, чтобы вдохнуть эту любовь в ещё большее число людских сердец, можно и нужно приехать в маленький городок, чтобы оживить сериал в реальности, наполнить то место, что послужило фоном для действия, настоящим духом фантастической истории с экранов. Принести свою любовь в мир и наполнить его ею.

Очень доброй получилась история. Искренней и доброй. А издание - красивым и очень в стиле аниме.

Спасибо за внимание!