В одном из последних интервью блогер Александр Зубарев, на просьбу составить топ лучших, по его мнению, книг, на первое место определил повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Привести его аргументы на этот счет не представляется возможным ввиду цензурных рамок (смайл). Мы попробуем разобраться во всем сами.
Аркадий и Борис Стругацкие – смелые литературные экспериментаторы. Они задались вопросом, что получится, если взять всё, скажем так, потустороннее, хтоническое, паранормальное и заключить полученное в рамки научного, преимущественно, прикладного знания?Так и появилась книга про научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (сокращённо НИИЧАВО) со множеством разных отделов, таких как отдел Линейного Счастья, Смысла Жизни, Нерешаемых проблем и т.д.
Кстати мы не зря начали статью с обращения к Зубареву, поскольку главного героя данной сказки «для научных работников младшего возраста», как её назвали сами авторы, тоже звали Сашей, а если точнее Александром Ивановичем Приваловым.
В первой части книги, в «Суете вокруг дивана», герой сталкивается с загадками города, в котором находится пока ещё неизвестный ему НИИЧАВО. Он два дня живет в коморке музея, название которого уже дает повод хорошенько призадуматься, оцените: «НИИЧАВО. Изба на куриных ногах. Памятник соловецкой старины». И вот за эти двое суток он успел и поговорить с Щукой из колодца, и послушать фрагменты сказок склерозного Кота-ученого, и провести несколько экспериментов со случайно попавшим в его руки неразменным пятаком.
Стругацкие уже здесь проявляют характерную для их литературного творчества особенность – дотошность к проработке необычных вещей. Наполненность их мира поражает. Вот, например, в тексте диван - это непросто место для комфортного и крепкого сна, а некий универсальный транслятор, с которым удобно проводить эксперименты; а на вид обыкновенный картуз – оказывается кепкой-невидимкой. В начале 1970-х Стругацкие выпустили культовую книгу о сталкере и «зоне», известную нам под названием «Пикник на обочине». И мы, в хорошем смысле, с ума сходим от красочности преимущественно этой «зоны» - особым местом, на котором инопланетяне устроили пикник. Там можно найти, допустим, «белый обруч» или «белую вертячку» - некое белое кольцо из легкого металла, которое, будучи насажено на ось и закручено, будет вращаться с постоянной скоростью пока не будет остановлено - по сути вечный двигатель. И таких артефактов там море, однако между ними и предметами из НИИЧАВО есть одна существенная разница.
Но мы бы хотели пока обратить внимание читателя на следующий момент. Главный герой приезжает в расположение НИИЧАВО на своей машине. Этот эпизод напомнил нам сцену, где Гарри Поттер с друзьями решил добраться до Хогвартса на летающем автомобиле, в начале второй части. В книге «Гарри Поттер и Тайная комната» Гарри добирается, точнее будет казать прилетает, в школу на «Ford Anglia» Артура Уизли. Мистер Уизли, как мы помним, заколдовал машину, чтобы она могла летать, и снабдил её усилителем невидимости. А в повести Стругацких, по-видимому, усилителем невидимости был снабжен вход и въезд в институт, так как до приглашения в это учреждение Саша никаких ворот или дверей не видел, сколько бы раз он не обходил здание вокруг.
Скажем так, транспорт - это достаточно органичный и удобный способ показать переход из реального мира, привычного, если хотите, в иной. Вспомним, что и у Гоголя, точнее у его персонажа Чичикова, была бричка, которая к концу «Мёртвых душ» взлетала и плыла над землёй. И если учитывать планы Николая Васильевича, то взлетала она от жестокого мира Собакевичей, Ноздревых и Маниловых - через чистилище - к раю, то есть к тому, чего ещё не было.
В вопросе эксперимента столкновения культур, типов мышления, примечательна небольшая работа Булгакова «Похождения Чичикова. Поэма в X пунктах с прологом и эпилогом», где Михаил Афанасьевич в свойственной ему юмористической манере (каковая имеется и у Стругацких) показывает, как бы жили персонажи поэмы Гоголя в современной Булгакову Москве.
Но вернёмся к нашим попугаям. Попугаям? Да, попугаям. Ну если не нравится можно начать абзац: «кстати о птичках». Ну не суть. Третья часть сказки, под названием «Всяческая суета», оказалась самой содержательной и захватывающей. В первой было знакомство с городом, с местом дальнейшего повествования - получилась эдакая галерея происшествий, «узел удивительных событий [который к концу части] затягивался все туже. Во второй, в «Суете сует», нам проводят целую экскурсию по самому институту: показывают его отделы, представляют нам сотрудников и посвящают в их проблемы. А вот в третьей части мы становимся свидетелями захватывающего интеллектуального расследования на тему возможности путешествий во времени. Причиной же этого такого мозгового штурма становится непонятно откуда взявшийся зелёный попугай и всем известный феномен Тунгусского метеорита.
Мы видим, как сверхъестественные явления и предметы мало того, что охотно изучаются в институте, так сотрудниками НИИЧАВО самостоятельно создаются и используются. Именно возможность собственного производства является главным критерием досконального изучения чего-либо. Если можешь нечто сделать сам, значит ты это самое нечто полностью знаешь. И это мнение не наше и даже не чата GPT, это сказал ученый-ксенолог, в ранее упомянутой книге «Пикник на обочине». Вот здесь и раскрывается главный мотив автомобиля, брички, летающей машины. В те места, где царит рациональность и стремление к изучению, где есть влечение к благому познанию, и познанию в принципе, туда герои что Гоголя, что Стругацких, что Джоаны Роулинг добираются на транспорте. А вот непутёвому сталкеру Рэдику Шухарту, который то и дело ворует инопланетные артефакты, приходится добираться до этой треклятой Зоны пешком, прячась от милиции - да и вообще ото всех.
Мотивы и метафоры, как мы увидели, стирают временные границы. Мы, говоря о книгах XX века, возвращались к XIX, забегали порою в XXI. В финале разбираемой нами сказки Саша и его друзья-коллеги, также изрядно попутешествовали во времени, разрешив вопрос нелинейной, непрямой контрамоции, то есть движения времени в обратном порядке, причем прерывно, с возможностью периодичного нормального движения часовой стрелки. Литературные миры мало того, что существуют, но по ним можно путешествовать как в будущее, так и в прошлое. В НИИЧАВО была изобретена машина для путешествия во времени и пространстве . Изобретатель такой машины времени говорил:
... реально существует мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс, Григорий Мелихов и даже капитан Немо.
И кому же, как не главному герою, дают возможность поучаствовать в эксперименте и отправится на этой машине в будущее? Там он, как мы можем понять, видит миры, сильно похожие на сюжеты научной фантастики, особенно на произведения Г.Уэллса.
Можем сделать вывод, что путешествия во времени возможны, более того маги и магистры - трудяги НИИЧАВО - не любят отдыхать, они работают даже в Новогоднюю ночь, но исключительно по своей воле. Так нам понятен и смысл самого названия книги, коли время может идти задом на перед, да и то непостоянно, то и понедельник вполне может начинаться я в субботу.
#Стругацкие #ПонельникНачинаетсяВСубботу #Фантастика #ФилософияВЛитературе #ЧтоЧитать