Главного кинопартнёра Ливанова Виталия Соломина, не стало еще в 2002 году. Вот уже больше двадцати лет Шерлок» в одиночестве несет знамя любимого советскими зрителями фильма.
Только ленивый не ассоциировал Василия Ливанова с его экранным героем – сыщиком Шерлоком Холмсом. Но они были такими разными: актер – темпераментный, импульсивный, романтичный; его персонаж – рассудительный скептичный и хладнокровный. И все же Шерлок наложил неизгладимый отпечаток на судьбу артиста.
Я в художники пойду…
Отец и дед Василия Ливанова трудились на актерском поприще. По вечерам у Ливановых собирался весь цвет творческой интеллигенции – Довженко, Шолохов, Пастернак… Последнему маленький Вася подсказывал шепотом строчки стихов, если вдруг поэт их забывал.
Отец будущей звезды, Борис Николаевич, сам служил в театре и играл в кино, но не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Сначала мальчика всячески склоняли к живописи. Он ходил в школу при Академии художеств, рисовал карикатуры на учителей и одноклассников.
После художественной школы путь был один – в Суриковское училище. Талантливого юношу приняли, и радости родителей не было предела. Только сам он чувствовал: это не то, чему он готов посвятить всю жизнь. Невольно вспомнил, как в Свердловске, в эвакуации во время Великой Отечественной, бегал с друзьями в местный театр оперы и балета. Вот куда его тянуло на самом деле!
Услышав о наборе в Театральное училище им. Щукина, юноша тут же отправился узнавать подробности. У него был гениальный план – пойти учиться на театрального художника, чтобы стать ближе к театру. Но, как назло, на этот факультет уже не брали: оставалось одно – идти в актеры.
Экзамены в «Щуку» Ливанов сдал тайно. Когда молодого человека взяли, и он сообщил об этом отцу, тот был обескуражен. Борис Николаевич схватил телефонную трубку и набрал номер Рубена Симонова – художественного руководителя Вахтанговского театра, к которому было приписано Щукинское училище.
«К тебе поступил мой Васька. Прощу, прослушай его. И если не окажется настоящих способностей, гони в шею!» Рубен Николаевич слово сдержал, но Ливанов-младший испытание прошел с честью.
«Звонил Рубен. Сказал, ты на правильном пути», - признался позже отец.
По окончании учебы в театре им. Вахтангова уже ждали будущего актера. Но вскоре оказалось, что политика Симонова идет вразрез с мечтами самого Ливанова. В итоге в труппе он продержался всего год, а затем ушел, поняв, что кино ему намного интереснее.
И карлсон, и крокодил
Одной из первых значимых работ в карьере Ливанова стала драма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» (1959). По сюжету его герой, геолог Андрей, отправляется в глухую тайгу. Съемки оказались тяжелыми. Калатозов придумал проводить озвучку в естественных условиях Артистам приходилось кричать в микрофон прямо на морозе, который порой доходил до -40 градусов. Ливанов даже потерял голос, а когда обрел его вновь, то заметил, что говорит с хрипотцой. Так на всю жизнь и осталась.
Чуть позже актер решил попробовать себя в качестве режиссера. Пришлось поступить на Высшие режиссерские курсы при Госкино. В рамках обучения Василий написал три сказки для детей. Неожиданно их согласились опубликовать в «Литературной газете». Одна из сказок в итоге превратилась в мультфильм и стала дипломной работой начинающего режиссера Ливанова. Вскоре ее заметили в «Союзмультфильме» и пригласили молодого человека работать с ними.
Помимо режиссерских заданий, актер попробовал себя в озвучке. Оказалось, его голос буквально создан, чтобы озвучивать детских персонажей. В итоге им заговорили крокодил Гена, удав из мультфильма «38 попугаев», котенок по имени Гав и, конечно, Карлсон.
Вершиной мультипликационной карьеры стали «Бременские музыканты» (1969). Ливанов стал одним из авторов сценария, а помогал ему Юрий Энтин. Взяв за основу сказку братьев Гримм, они создали совершенно новую историю, музыкальную, полную веселья и приключений.
Работа на «Союзмультфильме» оказалась как нельзя кстати. У актера уже подрастала дочь Настя, которая часто расспрашивала отца о его работе. С ее мамой, первой женой Ливанова Алиной Энгельгардт, артиста поначалу связывала только дружба. Да и как иначе? Она – дочь известного академика, он – «обыкновенный шалопай». Родители девушки проявляли настойчивость и попросили дочь присмотреться к другим ухажерам. В итоге она вышла замуж в браке родила двоих детей, но нежное чувство к Ливанову никуда не ушло.
Они жили неподалеку друг от друга, так что актеру приходилось наблюдать за счастьем своей пассии со стороны. Однажды он не выдержал и… выкрал ее. Молодой человек выпросил у знакомого старинный экипаж, приехал на нем к Алине под предлогом прогуляться, а когда та села в экипаж, увез ее в неизвестном направлении. Устоять под таким напором женщина не смогла и вскоре ушла от мужа, чтобы быть с любимым.
Эталонный Шерлок
С возлюбленной, которую он ждал столько лет, Василий Ливанов прожил 10 лет. История их романа закончилась расставанием. Актер говорил, что они оказались разными людьми. Но Ангелина настаивала на увлечении артиста алкоголем и рассказывала, что в пьяном угаре он мог поднять на нее руку.
Расстаться друзьями не получилось, и дочь Настя еще долго страдала из-за разногласий между родителями. Бывшая супруга с трудом приняла второй брак актера. Новую любовь он встретил на «Союзмультфильме»: Елена работала художником-мультипликатором. Встреча с ней была чуть ли не мистической. Увидев женщину, артист подошел и сходу предложил: «Вы станете моей женой и родите мне двоих детей». И действительно, вскоре прогремела свадьба, а спустя время на свет появились сыновья Борис и Николай, с разницей в 10 лет.
Старший сын застал пик кинокарьеры отца. Когда Боре было пять лет, Ливанов начал блистать в оли сыщика Шерлока Холмса. Сначала режиссер Игорь Масленников брать Ливанова на главную роль не хотел. Тот носил усы, выглядел как самый обычный советский человек и меньше всего был похож на британского аристократа. Присмотреться к актеру получше предложил оператор Анатолий Мукасей.
Начавшись в 1979 году, съемки фильмов о Шерлоке Холмсе продолжались восемь лет. За это время, казалось бы, съемочная группа должна была сродниться. Что касается Ливанова и Соломина, так и случилось. Актеры после знакомства в кадре дружили много лет. А вот с режиссером Масленниковым у Василия Борисовича сложились напряженные отношения. Игорь Федорович жаловался, что из-за актера съемки не раз оказывались под угрозой срыва. Якобы он часто уходил в запои и мог пропускать съемки, никого об этом не предупредив.
Закончилось все тем, что Масленников заявил: «Я взял Ливанова не из-за таланта, а из-за подходящей фактуры». В ответ Василий Борисович назвал Игоря Федоровича режиссером, не умеющим снимать детективы. В общем, обменялись любезностями и перестали общаться вплоть до смерти Масленникова в 2022 году.
Чужая семья – потемки
Василий Ливанов был популярен и до Шерлока. Уже тогда один его съемочный день мог стоить 500 рублей – невероятная сумма по советским меркам! Но после выхода детективной эпопеи он стал признанным мастером жанра. Когда съемки завершились, Ливанову было пятьдесят. Столько продуктивных лет впереди! Но, блеснув на экране, он неожиданно ушел в тень.
Однажды актер предпринял попытку создать собственный театр. Вместе с писателем Юлианом Семеновым он в 1988 году организовал по сути первую антрепризу в СССР – театр «Детектив». Однако спустя четыре года был вынужден закрыть его из-за проблем с финансированием.
Возвращаться к съемкам хотелось все меньше, так что уже с конца 1970-х Ливанов начал писать. Создавал очерки, рассказы, воспоминания – в том числе, о своем отце. Артист совсем не рвался на экран, и уже в 63 года спокойно вышел на пенсию, лишь изредка радуя поклонников своим участием в проектах.
Намного важнее для него была семья. Дочь выросла, и они наконец наладили общение. Сыновья подарили внуков, которые стали отрадой. Разве что в 2009 году пришлось поволноваться. Газеты вышли в печать со страшными заголовками: Сын Василия Ливанова убил человека». Речь шла о старшем, Борисе.
По слухам, мужчина, находясь в пьяном угаре, во время застолья действительно зарубил топором своего собутыльника. Вместо того, чтобы попытаться обелить собственного ребенка, Василий признался: «Я сам его иногда боюсь. Ведь это не первый случай, когда он кидается то на мать, то на меня. Мы очень несчастливы»,
Бориса Ливанова осудили на девять лет, но в 2014-м выпустили досрочно. Со временем его история стала обрастать легендами. Говорили, что убийство было совершено им по случайности, а Борис позже оправдан. Как все было на самом деле, никто уже не скажет, но случившееся изрядно помотало нервы знаменитому актеру.
Ливанов-старший был вынужден взять под опеку внучку Еву, дочь Бориса. Оказалось, мать девочки тоже злоупотребляет алкоголем и плохо за ней ухаживает. Впрочем, когда Ева подросла, она все равно вернулась к матери.
Заслуженный отдых
Последний раз в серьезной роли Василий Борисович появился на экранах в 2008 году. Он сыграл в фильме «Медвежья охота». За два года до этого исполнил небольшую роль профессора Стравинского в экранизации Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
Время от времени, помня об обязательствах, которые на него возложены, Ливанов возвращался к Шерлоку. Озвучивал компьютерные игры и книги, связанные со знаменитым сыщиком, а в 2006 году по указу королевы Елизаветы II за эту роль получил орден Британской империи. Удивительно, но даже коренным англичанам Ливанов показался лучшим Шерлоком на все времена.
Свой заслуженный отдых Василий Борисович проводил под Москвой, на даче в поселке Николина Гора. Здесь у него был разбит прекрасный сад, часто в гости приезжали внуки. Лишь в 2024 году появились тревожные новости, касающиеся здоровья актера. Весной в прессу проникла информация, что у него обнаружили онкологическое заболевание. Близкие тут же опровергли слухи, и на время все о них забыли.
Но уже в конце лета актер был вынужден лечь в больницу. В октябре его госпитализировали вновь с ишемическим инсультом. Семья по-прежнему старалась делать вид, что ничего не происходит. Говорили, всему виной низкий гемоглобин и скачки давления. Однако из больничных кулуаров доходили совсем иные вести.
Когда Ливанова перевели в НИИ им. Склифосовского, появилась информация о его тяжелом состоянии, о подключении к ИВЛ и серьезном поражении мозга. Слухи об онкологическом диагнозе, в дополнение к основной проблеме, появились вновь. Но, несмотря на все это, уже в средине октября Василия Борисовича выписали домой.
Лечение он продолжает до сих пор, но уже среди близких, которые всеми силами стараются его приободрить. В июле (19.07) 2025 года Ливанову исполняется 90 лет – солидный возраст, время подведения итогов. Наверняка торжество пройдет в семейном кругу. За долгие годы Василий Борисович понял: близкие важнее публики и сцены.
Спасибо, что дочитали статью! Всем Добра и Удачи!