Найти в Дзене
В городе Жить

Это вам не "Большая стирка", ставшая "Пусть говорят", и не "Привет, Андрей!" Нежурналистская сторона Андрея Малахова

Теория малых, и не очень, дел, когда люди берут инициативу в свои руки и, не дожидаясь властей и того, кто придет и сделает лучше, меняют свой двор, микрорайон, город, меня увлекает давно. Всегда интересно, что движет человеком, как он выходит за пределы личного пространства. В общем, убрал телефон обратно в карман, чтобы открыть для себя Малахова с новой стороны. Андрей напомнил присутствующим, что он родом из Апатитов. И вот в свои почти 50 лет он, давно прописавшийся в Москве, решил отдать дань своей родине. — Я прописался в Апатитах, — сказал он. — Мои налоги относительно скромные, но мы договорились с властями, что эти средства пойдут на реализацию конкретных проектов. Первым из них стали автобусные остановки с теплыми скамейками, Wi-Fi, подсветкой и электронным табло. В первый год мы поставили четыре новые остановки. Потом еще четыре. А потом, глядя на Апатиты, в эту игру включились другие города: Кировск, Мурманск, Полярные Зори. Андрей признался, что было приятно наблюдать, как

Когда в мае был в Москве, в программе, подготовленной для нас фондом Потанина, была заявлена встреча с интересными гостями. О том, кто эти гости, мы узнавали непосредственно перед их входом в комнату. Когда зашел Андрей Малахов, я сразу потянулся в карман, чтобы достать телефон и раствориться во всемирной паутине. То, что он делает, как журналист, мне не близко. Но... гость-журналист и мы, журналисты, начали говорить не о журналистике, а о том, как человек может стать катализатором изменений в том месте, где он родился.

Андрей Малахов в офисе Благотворительного фонда Потанина, май 2025 год. Фото Андрея Мужщинского
Андрей Малахов в офисе Благотворительного фонда Потанина, май 2025 год. Фото Андрея Мужщинского

Теория малых, и не очень, дел, когда люди берут инициативу в свои руки и, не дожидаясь властей и того, кто придет и сделает лучше, меняют свой двор, микрорайон, город, меня увлекает давно. Всегда интересно, что движет человеком, как он выходит за пределы личного пространства. В общем, убрал телефон обратно в карман, чтобы открыть для себя Малахова с новой стороны.

Андрей напомнил присутствующим, что он родом из Апатитов. И вот в свои почти 50 лет он, давно прописавшийся в Москве, решил отдать дань своей родине.

— Я прописался в Апатитах, — сказал он. — Мои налоги относительно скромные, но мы договорились с властями, что эти средства пойдут на реализацию конкретных проектов. Первым из них стали автобусные остановки с теплыми скамейками, Wi-Fi, подсветкой и электронным табло. В первый год мы поставили четыре новые остановки. Потом еще четыре. А потом, глядя на Апатиты, в эту игру включились другие города: Кировск, Мурманск, Полярные Зори.
Одна из остановок Малахова в Апатитах
Одна из остановок Малахова в Апатитах

Андрей признался, что было приятно наблюдать, как обычные остановки меняют облик города, как жители меняют восприятие своего города. Дальше — больше. Андрей подарил родному городу свою коллекцию картин. Местом для первой выставки стала библиотека, да не простая, а та, в которую несколько десятилетий назад ходил юный Андрей Малахов.

— Руководила библиотекой Лариса Гладина — потрясающая женщина, которая, почти потеряв зрение, продолжала работать, — с ностальгией рассказывал Андрей. - Она знала каждую книгу на ощупь. После ее ухода библиотека пришла в упадок, но здание — очень красивое.

Чтобы вдохнуть новую жизнь в библиотеку, Андрей обратился к губернатору Мурманской области. "Его пугало современное искусство, — вспоминал Андрей. — Но нам помог случай. На выставке-открытии была представлена серия снимков фотографа Саши Щуренкова, на которых были помойки с надписями: "Я тебя люблю". И вдруг жена губернатора говорит: "Это же наша помойка! Во дворе нашего дома!" После такого потрясающего совпадения губернатор сказал: "Теперь я понимаю, что такое современное искусство". Так власти решили, что библиотеку надо восстанавливать.

Однако главный реализованный проект — Центр современного искусства "Сияние". И опять же это личная история.

Центр современного искусства "Сияние". Фото с сайта https://radiancecca.com
Центр современного искусства "Сияние". Фото с сайта https://radiancecca.com
— Мы взяли в управление старый советский санаторий, — рассказал Андрей. — Весной 1986 года мне с отцом дали туда путевку. Это было абсолютное счастье: солнце, капель, кислородный коктейль. И вдруг по радио передают: в Скандинавии зафиксировали радиацию, предположительно с Чернобыльской АЭС, просьба не выходить из дома. Вот это странное смешение счастья и ужаса запомнилось на всю жизнь.

Так застывший в истории санаторий стал точкой притяжения жителей и гостей города. "Туда приезжают художники, работают, кто-то оставляет работы, кто-то просто уезжает с эмоциями, — продолжал Андрей. — Художница Лена Ковылина нашла рецепт сахара из мха времен войны и сделала леденцы. Ася Заславская написала, что хочет отыскать могилу бабушки, которая много лет назад покинула дом, оставив записку, что уезжает "в край белых ночей". И нашла. Оказалось, что бабушка сменила имя, стала специалистом по треске, ее именем назвали корабль. Таких историй — масса. В Апатитах, казалось бы, в самом неожиданном месте, возникают невероятные связи".

P.S. Да, было видно, что встреча срежиссирована от начала до конца. Понятно, что те, кто увидел перед собой Андрея, хотели поговорить о его телевизионной карьере. Но сам Андрей хотел поговорить о своей общественной работе, модератор встречи правила игры строго соблюдал. И даже во время вопросов и ответов Малахов все равно уводил тему разговора в нужную для него сторону. Но закроем глаза на все эти организационные и пиаровские штуки.

Текст Андрей Мужщинский