Найти в Дзене

Рассказ: Очки Правды (Часть 1).

Дождь стучал по крыше мусоровоза старой песней Петербурга – монотонной и безнадежной. Леонид Макаров, кряхтя, ворочал ржавыми щипцами в контейнере у парадного на Марата. Его пальцы, онемевшие от сырости, наткнулись на что-то твердое и гладкое. Не бутылка, не консервная банка. Вытащил. Стекляшки, оправленные в тонкий, потертый металл. Очки. Необычные. Линзы – толстые, как донышки бутылок, с едва уловимым фиолетовым отливом. На дужке, почти стертая, выгравирована надпись: Veritas Lux. Истина Светит. «Хм», – хрипло пробормотал Леша, привычно отирая находку о промасленный рукав куртки. Свои, с поцарапанными стеклами и пластырем на переносице, он засунул в карман. Новые надел поверх. Мир не перевернулся. Тот же серый двор-колодец, мокрый асфальт, замызганные стены. Он повернулся к гигантскому билборду на соседнем здании. Улыбающаяся девушка с чашкой дымящегося кофе. Ярко-красные буквы: «ЛУЧШИЙ КОФЕ В ГОРОДЕ! ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ С ПЕРВОЙ ЧАШКИ!» И вдруг… изображение словно задрожало, поплы
Оглавление

Дождь стучал по крыше мусоровоза старой песней Петербурга – монотонной и безнадежной. Леонид Макаров, кряхтя, ворочал ржавыми щипцами в контейнере у парадного на Марата. Его пальцы, онемевшие от сырости, наткнулись на что-то твердое и гладкое. Не бутылка, не консервная банка. Вытащил. Стекляшки, оправленные в тонкий, потертый металл. Очки. Необычные. Линзы – толстые, как донышки бутылок, с едва уловимым фиолетовым отливом. На дужке, почти стертая, выгравирована надпись: Veritas Lux. Истина Светит.

«Хм», – хрипло пробормотал Леша, привычно отирая находку о промасленный рукав куртки. Свои, с поцарапанными стеклами и пластырем на переносице, он засунул в карман. Новые надел поверх. Мир не перевернулся. Тот же серый двор-колодец, мокрый асфальт, замызганные стены. Он повернулся к гигантскому билборду на соседнем здании. Улыбающаяся девушка с чашкой дымящегося кофе. Ярко-красные буквы: «ЛУЧШИЙ КОФЕ В ГОРОДЕ! ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ С ПЕРВОЙ ЧАШКИ!»

«ЛУЧШИЙ КОФЕ В ГОРОДЕ! ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ С ПЕРВОЙ ЧАШКИ!»
«ЛУЧШИЙ КОФЕ В ГОРОДЕ! ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ С ПЕРВОЙ ЧАШКИ!»

И вдруг… изображение словно задрожало, поплыло. Буквы слогана стали распадаться, как песчаный замок под волной. На их месте, четкими, черными, безо всяких украшательств буквами, возникла надпись:

Смесь дешевой робусты из Вьетнама. 80% сахара в карамельной добавке. Привыкание гарантировано. Мечты не включены.

Леонид резко дернул головой. Снял очки – билборд сиял привычной улыбкой и обещаниями. Надел – черный текст висел в воздухе, наглый и неопровержимый. Сердце забилось чаще. Не страх. Что-то другое. Щемящее любопытство. Предвкушение. Он попробовал посмотреть на рекламу соседнего салона красоты: «ОМОЛОЖЕНИЕ ЗА 1 СЕАНС! ВЕРНИ СЕБЯ 20-ЛЕТНЮЮ!». Очки отозвались мгновенно:

«ОМОЛОЖЕНИЕ ЗА 1 СЕАНС! ВЕРНИ СЕБЯ 20-ЛЕТНЮЮ!»
«ОМОЛОЖЕНИЕ ЗА 1 СЕАНС! ВЕРНИ СЕБЯ 20-ЛЕТНЮЮ!»

Дорогая косметика из тюбиков с дешевым аналогом внутри. Эффект плацебо на 70%. Главный косметолог – вчерашняя парикмахерша Люда.

Леша фыркнул. Громко. Так, что испуганно чирикнул воробей на карнизе. Вот это прибор, – подумал он, осторожно касаясь металлической оправы. Находка дня.

1. Испытание в «Щедрости»

Супермаркет «Щедрость» встретил его какофонией цвета и звука. Леша шел, чувствуя себя шпионом, внедренным в тыл врага. Его любимые «Полезные Хлопья» с улыбающимся медвежонком на коробке занимали целую полку. «ЭНЕРГИЯ ЦЕЛЬНОГО ЗЕРНА! ВИТАМИНЫ! ЗДОРОВЬЕ!». Он нацелил взгляд сквозь магические линзы.

Мука высшего сорта (отбеленная хлором). 40% сахара. Ароматизатор "Лесные ягоды" идентичный натуральному. Гликемический индекс 85 (как у сдобной булки). Витамины синтетические, усвояемость 10%.

«Блин», – пробормотал Леша, отшвырнув коробку, как гремучую змею. Рядом пожилая женщина с довольным видом клала две пачки в свою тележку. Он едва удержался, чтобы не вырвать их у нее. У холодильника с йогуртами царила идиллия: зеленые поля, довольные коровы, кричащие надписи: «ЖИВОЙ! БЕЗ КОНСЕРВАНТОВ! ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ!». Леша поднес к глазам баночку с клубникой.

«ЖИВОЙ! БЕЗ КОНСЕРВАНТОВ! ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ!»
«ЖИВОЙ! БЕЗ КОНСЕРВАНТОВ! ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ!»

Срок годности 6 месяцев. Консервант Е-202 (сорбат калия). Бифидобактерии мертвы на момент фасовки. Клубничный вкус – ароматизатор "Клубника-Экстра". Клубники 0,01%.

Рядом молодая мама клала йогурты в тележку к малышу. Леша сжал кулаки. Как им сказать? Как крикнуть эту правду? Он видел, как его слова повиснут в воздухе, наткнутся на стену непонимания или раздражения. «Ты что, специалист?», «На упаковке написано!», «Не сходи с ума!». Он купил только батон серого хлеба и пакет молока с самой короткой и наименее тревожной (по меркам очков) аннотацией: «Молоко нормализованное. Антибиотики в пределах допустимого. Не кипит из-за стабилизаторов». На кассе, глядя на витрину с шоколадными батончиками «ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ПОБЕДЫ!», он увидел: «Сахар, пальмовое масло, ароматизаторы. Энергия – кратковременный скачок глюкозы с последующим спадом. Победа – над здравым смыслом». Он усмехнулся впервые за день.

2. Правда на службе лжи

Работа Леонида была воплощением того, что очки безжалостно разоблачали. Он – копирайтер в рекламном агентстве «Пиксель». Его конек – писать «вкусно», создавать воздушные замки из слов. Сегодняшний заказ: запуск нового «Эко-стирального порошка» «Чистота-Мать». Клиент требовал «зеленого» имиджа, «эко-френдли» позиционирования.

Начальник, Дмитрий Свиридов, лысый и вечно потный мужчина с глазами хорька, размахивал образцом упаковки: «Леша, ключевые акценты: БЕРЕЖЕТ ПРИРОДУ! БЕЗ ФОСФАТОВ! (ну, там их минимум, почти без…). ГИПОАЛЛЕРГЕННЫЙ! (для кого-то, наверное). И главное – НАТУРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ! Подчеркни травку, цветочки, эту… чистоту!». На стене за Свиридовым висел плакат с концепцией: огромный одуванчик на фоне кристально чистого ручья и надпись: «ЧИСТОТА-МАТЬ: В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ!».

Леша машинально надел очки. Плакат задрожал. Одуванчик поблек, ручей помутнел. Надпись сменилась на:

Содержит фосфаты (15%), хлорсодержащий отбеливатель (токсичен для водных организмов), оптический отбеливатель (остается на ткани, имитирует белизну). "Натуральные компоненты" - экстракт ромашки (0,001%). Экосертификат куплен. Гармония нарушена.

– Леша? Ты чего замер? – насторожился Свиридов. – На одуванчик любуешься? Красивый, да?

– Да… красивый, – выдавил Леша, снимая очки. Мир снова стал удобно-лживым. Но внутри все кипело. Он вернулся за свой стол. Вместо воздушных слоганов его пальцы выстукивали на клавиатуре жестокую правду: «Порошок "Чистота-Мать": Моет вашу совесть? Или травит реки? Содержит токсичные фосфаты и хлор! "Натуральность" – маркетинговый миф! Берегите ПРИРОДУ – постирайте реже или купите мыльные орехи!». Он нажал «отправить» Свиридову.

Через пять минут в кабинет ворвался начальник, багровый, с трясущимися руками.

– Макаров! Ты с ума сошел?! Это что?! – он тыкал пальцем в распечатку. – Это же… это же диверсия! Клиент нас растерзает!

– Это правда, Дмитрий Олегович, – спокойно ответил Леша. – Проверьте состав. На упаковке мелким шрифтом…

– Правда?! – взвизгнул Свиридов. – Правда никого не еб*т, Макаров! Люди хотят сказку! Мечту! Чистоту без усилий! Ты продаешь мечту, а не химический справочник! У тебя что, инсульт?! Или наркотики?!

Проект немедленно передали другому копирайтеру. Леше сказали «взять пару дней отдыха». Он ушел, чувствуя странное облегчение. Он не продал сегодня ложь. Очки на столе тихо поблескивали.

3. Свидание под соусом "Зеленка"

Они познакомились на сайте знакомств. Оля. Фотограф. Умные глаза, ироничная улыбка на фото. Ее профиль пестрел словами «экология», «осознанность», «натуральные продукты». Леша, окрыленный (и слегка оглушенный) открытиями последних дней, пригласил ее в модный ресторан «Green Life» с концептом «фермерской еды» и «эко-сознания».

Оля пришла. Она была еще прекраснее, чем на фото. Заказала фирменный салат «Фитнес-мечта»: «Авокадо, киноа, эко-креветки, соус цитрус-чиа». Леша, уже не выпускавший очки из рук, нервно надел их. Меню в его руках преобразилось. Описание салата сменилось на:

«Авокадо, киноа, эко-креветки, соус цитрус-чиа»
«Авокадо, киноа, эко-креветки, соус цитрус-чиа»

"Фитнес-мечта": Авокадо – незрелая пульпа (твердая, безвкусная). Киноа – переварена. "Эко-креветки" – замороженный очищенный пангасиус (Вьетнам, формальдегид в пределах "нормы"). Соус "Цитрус-Чиа" – майонез промышленный с лимонной кислотой и красителем "Кармин" (Е120). Чиа – 5 зернышек для вида. Калорийность как у пиццы "Пепперони".

Леша почувствовал, как кровь отливает от лица.

– Дорогая, может, роллы? – быстро предложил он, указывая на позицию «Филадельфия от шефа-сушиста из Токио».

Оля согласилась. Леша взглянул на суши-бар, где мастер с сосредоточенным видом крутил роллы. Над ним висела табличка: «НАСТОЯЩИЙ ТОКИО НА ВАШЕЙ ТАРЕЛКЕ!». Очки выдали:

Рис – вчерашний, разогретый в микроволновке. Рыба – дефростированная телапия (замена семги). "Икра тобико" – крабовые палочки, окрашенные икрой летучей рыбы (дешевый аналог). Васаби – хрен + пищевой краситель + горчица. Шеф-сушист – Витя из Ростова. В Токио не был.

– Знаешь, я передумал! – почти вскрикнул Леша, вскакивая. – Пойдем… пойдем в ту столовую, помнишь, я говорил? Там честные щи и… и атмосфера!

Оля смотрела на него как на сумасшедшего.

– В столовую? Леша, мы в «Green Life»! Тут концепт! Атмосфера!

– Атмосфера надувательства! – вырвалось у него. Он тут же пожалел.

Оля побледнела. Она доела салат молча, вежливо отказалась от десерта и ушла под предлогом внезапной головной боли. Леша остался один. Заказал борщ. Над котлом висело: «Бульон из кубика "Говядина". Овощи – заморозка 2022 г. Сметана – растительный жир + загуститель. Любимый рецепт бабушки шефа – маркетинговая легенда». Он доел борщ. Оно хотя бы не притворялось чем-то другим.

«Green Life»
«Green Life»

4. Марш Правды и ее Призраки

Новости пестрели призывами на митинг «За Честные Выборы! За Правду!». Леша, движимый жгучим любопытством и остатками идеализма, пошел. Площадь была забита людьми. С трибуны неслось пламенное: «Власть врет! Мы требуем гласности! Прозрачности! Нам нужна ПРАВДА!». Толпа ревела одобрительно. Плакаты колыхались: «Правда и Справедливость!», «Хватит врать!», «Мы – за Светлое Будущее!».

Леша надел очки. Мир митинга преобразился в сюрреалистический спектакль. Над трибуной, где висел самый большой плакат «ПРАВДА ПОБЕДИТ!», пылали кроваво-красные буквы:

Цель: провокация массовых беспорядков. Финансирование – офшор "Cyprus Mirage Ltd". Оплата участникам – 1500-3000 руб./чел. в зависимости от "активности". "Правда" – инструмент дестабилизации.

Леша ахнул. Он оглядел толпу. Над головами людей висели полупрозрачные серые строки, как субтитры к их истинным мотивам:

«Идет за девушкой» (над парнем с розой в петлице)
«Скучно дома. Хочет драки» (над агрессивным типом в капюшоне)
«ФСБ. Фиксирует "активных"» (над невозмутимым мужчиной с телефоном у лица)
«Журналист. Ищет "горячее"»
«Оппозиционный политтехнолог. Отрабатывает деньги»

И лишь над пожилой женщиной в стоптанных ботинках, державшей дрожащей рукой самодельный плакат «ВЕРНИТЕ ДОСТОЙНЫЕ ПЕНСИИ!», светилось теплое, почти золотистое свечение:

«Искренне верит. Муж умер от отсутствия лекарств. Живет на 8000 в месяц. Правда для нее – хлеб и лекарства».

Леша протиснулся к ней.

– Бабушка, вам лучше домой… Здесь… здесь не то, что вы думаете.

Женщина посмотрела на него усталыми, но ясными глазами.

– Сынок, я за правду! За справедливость! Как же иначе-то?

– Здесь ее нет, бабушка, – прошептал Леша, чувствуя ком в горле. – Здесь… спектакль. Вам тут ничего не дадут. Идите домой, пожалуйста.

Она покачала головой, крепче сжала свой плакат. Леша развернулся и пошел к выходу. Над выходом с площади висела нейтральная надпись: «Безопасно. Камеры наблюдения в этом секторе отключены. Полиция ждет сигнала». Он вышел из толпы, чувствуя себя грязным и опустошенным.

Сынок, я за правду! За справедливость! Как же иначе-то?
Сынок, я за правду! За справедливость! Как же иначе-то?

5. Единственная Правда, Которая Не Ранит

Единственным местом, где Леша боялся надеть очки, был дом его матери. Небольшая квартирка в хрущевке, пропахшая ванилью и детством. Мама встретила его, как всегда, с распахнутыми объятиями и пирогом.

– По моему фирменному рецепту, Лененька! Вся натуральное! Мука, яйца, сахар, яблочки из сада Марьи Петровны! – гордо объявила она, ставя на стол золотистый, дымящийся пирог.

Леша колебался. Рука сама потянулась к карману, где лежали очки. Не надо. Не порть момент. Но любопытство, эта проклятая жажда истины, пересилило. Он медленно надел очки. Пирог… остался пирогом. Но над ним, в легкой дымке пара, вились аккуратные строки:

Мука – 2 сорт, бюджетная. Маргарин "Деревенский" (пальмовое масло 60%). Яйца – С1, фабричные. Яблоки – дешевые, консервированные дольки (Китай). Сахар – свекольный, обычный. Любовь – 100%. Забота – 100%. Желание порадовать сына – 100%.

Леша снял очки. Глаза его неожиданно наполнились слезами. Он обнял маму, прижался к ее седой голове.

– Мам, это лучший пирог в мире. Самый честный и самый вкусный.

Он ел, зная про маргарин и китайские яблоки. И знал, что это – единственная «реклама», где правда не ранила, а согревала. Это была правда не о продукте, а о чувстве.

6. Тяжесть Видения

Очки стали не инструментом, а проклятием. Леша видел подноготную всего:

  • Над экраном телевизора с пафосным репортажем: «Отборный монтаж. Реплики заучены. Страх в глазах корреспондента – реальный. Спонсор выпуска – олигарх N».
  • Над роскошным храмом, только что отреставрированным: «Пожертвования "на золочение куполов" осели на счетах строительной фирмы зятя настоятеля. Свечи – парафин из нефти. Ящик для пожертвований – вес 450 кг, несгораемый. Вера? Опционально, но приветствуется».
  • Над зеркалом в его убогой съемной комнатушке: «Тебе 38. Работа копирайтера – тупик. Одиночество – твой осознанный выбор из-за страха быть отвергнутым настоящим. Перспектив – ноль. Шанс изменить – 0.5%».

Он пытался снять очки – мир превращался в размытое, бесцветное пятно. Ложь была комфортна, как старое одеяло. Но правда, даже самая горькая, оказалась наркотиком. Он не мог отказаться. Он ходил по городу, как по гигантскому музею обмана, читая страшные и пошлые экспликации к каждому экспонату. Он начал понимать, почему люди так яростно цепляются за иллюзии. Правда была слишком тяжела. Слишком… неудобна.

Однажды у банкомата, глядя на рекламу кредита «ИСПОЛНИ МЕЧТУ! ОДОБРЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ!», он увидел: «Долговая яма на 15 лет. Процентная ставка 38.9%. Шанс одобрения – 5%. Мечта станет кошмаром». Рядом стоял мужчина. Немолодой, в дорогом, но помятом пальто. На его лице – такие же очки Veritas Lux. Мужчина смотрел на плакат с изображением счастливой семьи в новом доме и… плакал. Молча. Слезы катились по щекам, оставляя блестящие дорожки на небритой коже. Их взгляды встретились. В глазах незнакомца Леша прочел то же опустошение, ту же усталость от непосильной ноши истины. Мужчина показал пальцем на свои очки, затем резко провел пальцем по горлу. Выбрось. Или сойдешь с ума. Жест был кристально ясен. Незнакомец отвернулся и быстро зашагал прочь, стирая слезы кулаком.

7. Выбор: Слепота или Милосердие?

Леша не выбросил очки. Но он начал понимать их истинную цену и назначение. Это был не прибор для тотального разоблачения. Это был инструмент невероятной тяжести, требующий мудрости, которую он в себе не находил. Он сидел в скверике, наблюдая за людьми. Над девушкой, увлеченно читающей книгу «КАК НАЙТИ ЛЮБОВЬ ЗА 30 ДНЕЙ!», висело: «Боится людей после травли в школе. Кот, единственный друг, умер вчера. Ищет спасения в иллюзиях». Над бомжом, сжимающим бутылку дешевого портвейна: «Бывший физик-ядерщик. Разрабатывал топливо для АЭС. Предан коллегами, укравшими патент. Осужден по ложному обвинению в халатности. Вышел – никому не нужен. Виноват только в доверии». Над малышом, бегущим за улетающим шариком с надписью «Мир Добра!»: «Диагноз: Острый лимфобластный лейкоз. Рецидив. Шанс на ремиссию – менее 20%. Родители продают квартиру».

Леша закрыл глаза. Боль была невыносимой. Он смотрел на свои руки. Без очков – просто руки.
Леша закрыл глаза. Боль была невыносимой. Он смотрел на свои руки. Без очков – просто руки.

Леша закрыл глаза. Боль была невыносимой. Он смотрел на свои руки. Без очков – просто руки. Немолодые, с потертостями, пятнами от чернил. В очках – надпись над собой, в воздухе:

Свидетель. Не участник. Страх – его основная тюрьма. Пассивный наблюдатель чужой боли. Шанс на подлинную смелость – 0.01%.

Он снял очки. Мир погрузился в мягкую, размытую, добрую дымку. Ложь? Иллюзия? Возможно. Но иногда эта иллюзия была единственным, что позволяло дышать. Он достал телефон. Рука дрожала. Нашел номер Оли. Последний звонок был неделю назад. Он набрал. Сердце колотилось о ребра.

– Алло? – ее голос был осторожным.

– Оля? Привет. Это… Леша. Макаров. Тот… чудак из «Green Life». – Пауза. Он боялся, что она бросит трубку.

– Леша… да, помню. – В ее голосе не было тепла, но и отторжения пока не слышалось.

– Я… я хотел извиниться. За тот вечер. Я вел себя… странно. – Он сглотнул ком в горле. – Может… может, просто кофе? В обычной «Кофеман»? Без концептов? Я… я очень хочу тебя увидеть. – Он знал, что в «Кофеман» над чашкой «ПРЕМИУМ АРАБИКИ!» он увидит «Смесь дешевой робусты. Пережаренная. Горечь маскируется сахаром. Молоко – сухое. "Премиум" – название линии». Но сегодня ему была нужна не эта правда. Ему нужна была ложь. Ложь нормальности. Ложь простого человеческого общения. Хотя бы чашечка лжи. Чтобы не видеть, как над номером Оли в его телефоне, прямо сейчас, висит невидимое без очков, но от этого не менее реальное предупреждение:

Позвонит из вежливости. Разочарована. Считает тебя странным и неуравновешенным. Шансов на взаимность – 0%.

Он нажал кнопку вызова. И ждал гудков. И верил. Просто верил. В то, что Оля услышит в его голосе не сумасшествие, а отчаянную попытку пробиться сквозь стену одиночества. В то, что может быть, может быть, захочет дать шанс. Очки, холодные и тяжелые, лежали в его кармане, безмолвно напоминая о цене, которую платишь за ясность зрения. Иногда правда – это роскошь, которая разбивает сердце. Иногда ложь – это милосердие, которое позволяет ему биться. А иногда и то, и другое – просто очки, найденные в мусорном баке дождливым петербургским днем. Звонок соединился. Леша вдохнул.

Очки правды
Очки правды

Продолжение следует

Базиль Сперанский: Чтиво, от которого не оторваться!
Умные мысли, острые темы, истории с характером.
Подпишись на Дзен-канал и читай с удовольствием!