"Стою на асфальте я в лыжи обутый..."
Какой только антиисторической ереси не увидишь нынче на просторах интернета. Попалась тут в рекомендациях статья о том, что история 3-й танковой дивизии СС "Мёртвая голова" якобы сильно мифологизирована, а на самом деле, само собой, "всё было иначе". Причём особенно сильно в тексте резанули глаз два момента:
- утверждение о том, что мифами является распространённое мнение о связи данной дивизии с концлагерями;
- утверждение о том, что дивизия была "обычной фронтовой частью", а потому "вопреки мифам" участвовала в военных преступлениях не больше остальных частей Вермахта.
Здесь бы выделить и третье — странную убеждённость автора в непричастности Вермахта к военным преступлениям. Но я столько уже писал на данную тематику, что пока не хочется повторяться (на канале даже есть статья, в которой я с опорой на новые исследования немецкой историографии высчитывал процент военных преступников от общей массы прошедших через Вермахт).
Но с "Мёртвой головой", на мой взгляд, такой "перегиб", что просто так пройти мимо просто невозможно. И дело даже не в том, что после чтения подобных материалов ощущаю себя героем поговорки из названия раздела. Просто в своё время на данной теме, прошу прощения, я "собаку съел". Поэтому захотелось вставить свои пять копеек.
Чтобы не быть голословным, ниже ссылки на книги, из которых я когда-то подчерпнул свои знания о данной дивизии СС. По сути, это основное, что написано о "Мёртвой голове" в мире, и все эти книги в электронном виде давно пылятся на моём компе. В их число можно было бы включить и исследование российского историка Ивана Ковтуна. Но оно, во многом, является хорошей компиляцией всех этих западных работ (с учётом, что на русском таких книг о 3-й танковой больше нет, рекомендую вам Ковтуна в первую очередь). Ну что, приступим к разбору?
"А я милого узнаю по походочке"
И начнём с первого. Ну знаете, говорить, что дивизия "Мертвая голова" не имела отношения к концлагерям, равносильно заявлениям о квадратной земле. Как же она могла не иметь к ним отношения, если соединение выросло из "группы Эйке" — военизированных полков "SS-Totenkopfverbände" (сокр. SS-TV, по-русски "отряды Мёртвой головы"), подчинявшихся бригадефюреру СС Теодору Эйке? Тому самому, — сначала коменданту Дахау, а затем и начальнику всей "Инспекции концлагерей", на секундочку, придумавшего главный концлагерный символ 20 века — сине-белую полосатую робу для узников.
Ещё более странным подобные утверждения выглядят в свете того, что эсэсовская организация "SS-Totenkopfverbände" и создавалась в 1936-м исключительно для охраны концлагерей. Ничем другим "отряды Мёртвой головы" не занимались (своеобразная нацистская ВОХРа). Их отличительной чертой был эсэсовский череп в правой петлице, в немножко видоизменённой форме перекочевавший затем через "группу Эйке" в дивизию Ваффен-СС "Мёртвая голова".
Что важно, ещё 17 августа 1939 года Гиммлер издал специальный указ о том, чтобы и SS-TV рассматривались в качестве официального резерва для SS-VT (SS-Verfügungstruppe – воинские подразделения СС в распоряжении фюрера, ставшие прообразом появившихся в 1940-м Ваффен-СС). Это вещи настолько очевидные и общеизвестные, что мне как-то даже неловко о них писать в таком заумном ключе. Причём, я уверен, автор той статьи не мог не знать о них...
Может быть он имел ввиду дивизию на пике, в дни "Барбароссы", или, например, Курска? Но трансфер персонала из SS-TV в 3-ю танковую не прекращался вплоть до 1945-го (заметьте — и обратно: например, в 1942-м из рядов "Мёртвой головы" выйдет целых три коменданта новых КЛ!) . Собственно, в нём и был смысл существования данного Ваффен-СС формирования, даже после гибели его психбольного командира Эйке.
Конечно, в ходе жесточайшей войны на Восточном фронте дивизию сначала потрепали, а затем здорово разбавили всем, что оказалось под рукой. Но до самого разгрома рейха костяк её оставался "концлагерным". Как при формировании в октябре 1939-го, когда в "Мёртвую голову" сразу же влили 7000 особо "отличившихся" в Польше членов SS-TV...
Честные воины?
Что касается военных преступлений, снова испытываю неловкие ощущения "в лыжах". Как вообще поднимается рука писать об "обычном фронтовом соединении", если эсэсовская дивизия находилась в гуще уникальной и невиданной в человеческой истории "войны на уничтожение", в которой только с советской стороны погибли больше двух десятков миллионов человек?
Да, это сущая правда, что официально задокументировано не очень много военных преступлений 3-й танковой. Но отнюдь не потому что их действительно было мало. Напротив, злодеяний было столько, что просто некому было описывать и документировать их. Тем более на руинах Второй мировой — одного сплошного преступления. Но ни у одного из серьёзных историков не вызывает сомнений тот факт, что дивизия "Мёртвая голова" сплошь являлась преступной, причём как вертикально (через концлагерный персонал, принимавший участие в пытках и убийствах узников КЛ), так и горизонтально (через собственные военные преступления на местах).
Впервые о том, что и птенцы Эйке из "SS-Totenkopfverbände" будут привлекаться для "особых миссий", упомянул не кто иной, как сам Гитлер в своей знаменитой речи перед генералами Вермахта 22 августа 1939-го. Он прямо заявил, что цель польской кампании в уничтожении "жизненной силы" противника (слово в слово он заявит перед нападением на СССР), для чего вслед за военными в Польшу отправятся (цитата из записи речи) "отряды Мёртвой головы". Таким образом, фюрер готовил своих не в меру консервативных генералов к тому, что польская кампания откроет эру национал-социалистических войн, непохожих на привычные им. Также он милостиво освобождал их от предстоящей "грязной работы" (любимое выражение современного канцлера ФРГ Мерца).
Собственно, так всё и вышло. Во вторжении в Польшу приняли участие три штандарта (полка) SS-TV, объединённых Гиммлером в "группу Эйке". Вот только в боевых действиях "на передке" они практически не участвовали, став усилением гейдриховских айнзацгрупп в тылу. Они помогали проводить зачистки, облавы и аресты гражданского населения, участвовали в уничтожении представителей польского сопротивления и интеллигенции.
В качестве примера можно привести сохранившийся отчёт штандартенфюрера СС Пауля Ностица, командовавшего одним из трёх штандартов SS-TV "Бранденбург". В конце сентября 1939 года он отчитывался перед Эйке о действиях двух батальонов своего подразделения во Влоцлавеке. Согласно документу, только с 24 по 26 сентября эти формирования арестовали и ликвидировали 800 поляков и евреев, занесённых перед войной гейдриховской Полицией безопасности и СД в специальные списки лиц, подлежащих аресту и уничтожению.
Стоит напомнить, что деятельность айнзацгрупп и "отрядов Мёртвой головы" вызвала резкие протесты некоторых генералов вермахта (часть эсэсовцев даже арестовали, но фюрер всех помиловал). Гитлер, конечно же, проигнорировал их, а уже в октябре 1939 года дал добро на формирование трёх полноценных полевых Ваффен-СС дивизий. Повторюсь, конкретно 3-я моторизованная (затем танковая) дивизия СС "Мёртвая голова" сразу же впитала в себя особо "отличившиеся" в Польше батальоны SS-TV (общей численностью в 7000 эсэсовцев). По большей части, это был персонал концлагерей Дахау, Бухенвальд, Маутхаузен и Заксенхаузен. Они и стали кровавым фундаментом данного одиозного формирования...
Уже при первом боевом "крещении" во французской кампании 1940-го солдаты "Мёртвой головы" отметились массовыми расстрелами британских военнопленных и "цветных" из французских колоний. После слухов о казнях и концлагерных "нравах", царящих в дивизии, Эйке столкнулся в крупном конфликте с группенфюрером СС Гансом Юттнером, пожелавшим во что бы то ни было убрать психически неуравновешенного и не подчинявшегося приказам командира "Тотенкопфа". Он написал донос Гиммлеру, в котором рассказал о злоключениях и порядках дивизии, пьянствах и эпидемиях венерических заболеваний, заключив, что формирование "позорит честь" немецкого мундира. Что интересно, кровавейший рейхсфюрер СС, сам однажды вытянувший Эйке из психушки, написал ему тогда такие строчки:
Дорогой Эйке, когда я прочитал о ваших деяниях, у меня возникли сомнения, в полном ли вы рассудке. Более того, я стал сомневаться, можете ли вы командовать дивизией...
Гиммлер не стал отстранять от командования безумного Теодора, ограничившись строгим выговором. Ну а потом началось вторжение в СССР, где такие люди стали на вес золота...
Опять же, с первых дней вступления в "войну на уничтожение" солдаты "Мёртвой головы" расстреливали советских военнопленных и любых мало-мальски подозрительных гражданских на своём пути. Ещё 14 июня 1941-го Эйке провёл встречу с командирами "Тотенкопфа", на которой, сославшись на решение судьбы всего немецкого народа, призвал к беспощадности с русскими (естественно, не позабыв напомнить о неподписаннной Женевской). И формирование безумного Эйке оставило густой кровавый след в России.
"Мёртвая голова" активно проводила антипартизанские и карательные рейды в местах дислокаций, уничтожала подозрительные населённые пункты и даже отметилась в сборе и отправке "русской рабочей силы" в районе Демянска в рейх. Также историки чётко зафиксировали трансфер солдат дивизии в айнзацгруппу "А" (с лета 1941 г. по весну 1942 г. она уничтожила около 250 тысяч евреев и прочих советских граждан), а затем обратно. Например, в октябре 1941-го целая рота Ваффен-СС из айнзацгруппы "А" была влита в потрёпанный "Тотенкопф".
Да, "Мёртвая голова" действительно хорошо зарекомендовала себя в качестве боеспособного и даже "пожарного" фронтового подразделения, готового принимать тяжёлые удары и нести большие потери. Но с какого перепугу некоторые считают, что "передок" той войны избавлял от участия в геноциде и военных преступлениях?
Вы мне напоминаете Отто Скорцени, который в интервью Юлиану Семёнову рассказывал, что были "плохие" ("чёрные") и "хорошие" ("зелёные") СС. Многих у нас, как и взбудоражившего меня автора, до сих пор увлекают подобные псевдотеории. Они любят эту мантру: "Вон, это плохие каратели-дирлевангеровцы, а вот хорошие фронтовики-лейбштандартовцы" (а также дасрайховцы, викинговцы и тотенкомпфовцы).
Что ж, не так давно я уже поднимал похожую тему и рассказывал о визите Гиммлера в Харьков (здесь). После повторного взятия города весной 1943-го это исчадье ада собрало в здании местного университета командиров "Лейбштандарта", "Дас Райха", "Викинга" и "Мёртвой головы", чтобы толкнуть очередную назидательную речь. С учётом, что делал рейхсфюрер СС это регулярно, она не стала чем-то исключительным. Аналогичные по содержанию речи он произносил, начиная с разгрома Польши в 1939 году. Просто эта интересна двумя принципиальными моментами: 1) она в полном виде сохранилась в записи на пластинке, 2) она прямо касается нашего народа. Так вот, собрав весь эсэсовский костяк в актовом зале харьковского университета, рейхсфюрер СС среди прочего заявил им:
...Я хочу сказать, и думаю, что те, кому я это говорю, и без того понимают, что мы должны вести нашу борьбу и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы — живыми ли, или мертвыми. Мы это делаем, когда мы убиваем их или берём в плен и заставляем по-настоящему работать, когда мы стараемся овладеть какой-нибудь новой областью, и когда мы оставляем неприятелю обезлюженную территорию.
Люди в этой борьбе либо должны быть угнаны в Германию и стать её рабочей силой, либо умереть. Оставлять противнику людей, чтобы он получил рабочую силу и мог рекрутировать солдат, было бы, на мой взгляд, абсолютно неправильным. Этого нельзя допускать. И если в войне будет последовательно проводиться эта линия на уничтожение людей, в чем я убеждён, тогда русские уже в течение этого года или следующей зимы потеряют свою силу и истекут кровью....
Собственно, сообразно данным установкам Ваффен-СС в СССР и действовали. И несмотря на то, что конкретно 3-танковая дивизия СС "Мёртвая голова", как написал один западный историк, "была мощнейшим, фанатичным и эффективнейшим инструментом войны", нет сомнений, что она с ног до головы запятнала себя участием в истребительной войне, геноциде и преступлениях против человечности. Это есть непреложный и общепринятый факт.