Тема преследования и агрессии в социальных сетях пока ещё очень малоизученная область, так же, как и тема фанатизма, доходящего до крайности. Так уж получилось, что все, кто когда-нибудь интересовался Керемом Бюрсином, невольно сталкивались с откровенной грязью, льющейся на этого человека вот уже который год от ярых фанаток бывшей девушки и партнерши.
Конечно, через критику проходят все популярные люди, и это - цена успеха, но порой кажется, что эта цена несоразмерна. Керема эти женщины ненавидят так, как будто он их личный враг, и эта ненависть тесно переплетается со жгучей женской ревностью ко всем женщинам, связанным с ним так или иначе.
Такой антифанатизм ещё можно (очень относительно) как-то оправдать юностью, небольшим жизненным опытом, излишней эмоциональностью и максимализмом, когда речь идёт о молодых женщинах, но чаще всего на аватарке можно увидеть лицо женщины "элегантного возраста".
Казалось бы, время необдуманных страстей и неоправданных эмоций осталось позади, жизнь обрела стабильность, спокойствие и комфорт, поведением руководят не гормоны, а жизненный опыт и мудрость - так почему же от этих милых с виду женщин больше всего ненависти? Почему они такие злые, эти бабушки, называющие себя "ханденутыми" - поклонницами Ханде Эрчел?
Давайте узнаем у нашего психолога Елены.
Как нераскрытая женственность превращается в культ.
С чем сталкиваются многие женщины, которые сейчас на пенсии? Это поколение росло в мире, где чувствам не придавали значения. Важнее было выучиться, устроиться, выжить. Их учили быть «удобными» — не жаловаться, не выделяться, не мечтать слишком громко. Детство прошло между дефицитом и обязанностями, юность — под лозунгами, зрелость — в постоянной нехватке: времени, денег, признания. Они привыкли жить «как надо», а не «как хочется». И вот теперь, когда всё позади, внезапно оказалось, что с собой так и не получилось познакомиться.
И в этой тишине, на стыке прожитого и утраченного, всплывает боль нереализованной женской состоятельности. И речь не только о замужестве и детях.
Это:
• ощущение своей ценности как женщины,
• осознанное влияние на других (не через контроль, а через мудрость),
• творческое, эмоциональное и духовное раскрытие своей личности.
Достигнув зрелого возраста, она с горечью осознаёт: жизнь была отдана другим — мужьям, детям, семье, нелюбимой работе. Собственное «я» долгие годы оставалось в тени — подчинённое правилам, традициям, чувству долга.
Многие подавляли в себе живое: желания, амбиции, сексуальность, даже злость. Эмоциональные потребности игнорировались с самого детства: «Не реви», «будь хорошей девочкой» — и вот уже формируется небезопасный стиль привязанности, амбивалентный, тревожный. В нём человек всю жизнь ищет любовь, но отчаянно боится её потерять. Такие люди склонны цепляться за идеализированные образы — особенно если в реальной жизни не хватило любви и признания.
Теперь, когда дети выросли, муж ушёл или стал «частью мебели», а молодость отступила, приходит тревожное осознание: «А где была я?»
Материнский инстинкт тоже остался до конца не реализован. Когда нужно было быть рядом с собственным ребёнком — жизнь проходила в бесконечных трудовых сменах. Энергия, направленная на заботу и защиту, накапливалась, и теперь выходит наружу — извращённым способом, маскируя глубинный страх: «Если я не буду нужной — я исчезну». Отсюда — маниакальная защита: «Я за тебя всё! Я всех разорву, кто на тебя не так посмотрит!»
Но за этим — нереализованные желания, комплексы, страхи и стремления, которые так и не обрели свой голос.
Пример: бабушка двух внучек не стесняется прохаживаться не только по Керему и молодым актрисам, но даже по маленькому ребёнку - дочери менеджера Керема Гюнфер Гюнайдын.
Женщины не стесняются грязно оскорблять актрис, которые по возрасту моложе, чем их внуки.
Достается всем - и партнёршам, и членам семьи, и менеджеру Керема. При этом мысли излагаются совершенно хаотично.
Важно прямо сказать: возраст — не оправдание. Да, можно быть уставшей, раненой, одинокой. Но это не даёт права:
• травить других,
• разрушать чужие границы,
• ненавидеть во имя «святой цели».
Часто такие женщины заявляют: «Мне много лет, я жизнь прожила, я знаю, что говорю!» Но жизненный опыт — это не индульгенция. Это ответственность быть мудрее, а не злее.
Пример: 75 лет - казалось бы, прекрасный возраст, возраст мудрости. Но эта дама - одна из самых агрессивных комментаторов, несколько примеров (еще не самых неприятных, есть совершенно отвратительные!) её писанины приведены ниже.
Обратите внимание на последнее предложение...
В результате мы видим регресс — возврат к инфантильной, капризной, неосознанной форме поведения, характерной для детей младшего возраста. Аргументы сменяются на обобщённые обзывательства и эмоциональные выпады: «А ты сама кто такая?», вместо диалога — демонстрация уязвлённого самолюбия.
Так и не найдя себя, такие люди живут через чужой свет — через чужую молодость, привлекательность и признание. Через Ханде Эрчел. Ханде становится символом утраченной и нереализованной жизни. «Я защищаю её, как будто защищаю себя — ту, которой не дали любви, ту, которую не увидели». Они — её внутренний голос, её адвокат, подруга детства и администратор группы в телеграм. Всё в одном флаконе, желательно с блёстками.
Это и есть идеализация объекта — психологический механизм, когда человек «возносит» другого, чтобы через него почувствовать себя лучше. Любая критика кумира воспринимается как угроза собственной идентичности. Фанатка не просто любит Ханде — она отождествляется с ней. Любой негатив в адрес звезды вызывает мгновенную реакцию: атака вместо осознания. Агрессия становится способом отстаивания границ. Это сродни тому, как ребёнок яростно защищает свою любимую игрушку. Не рационально — эмоционально.
В социальных сетях ситуация усугубляется «групповой поляризацией» — внутри фанатских сообществ люди становятся радикальнее, чем поодиночке. Анонимность и ощущение безнаказанности стирают внутренние тормоза.
Что хорошего ожидать от комментирующих, если сам автор канала - позволяет себе угрозы в адрес чужих детей всего лишь за несогласие с её "мнением" и дизлайки - функцию, вообще-то предусмотренную правилами Дзена.
Агрессия, которая в силу возраста уже не может выплеснуться каким-нибудь социально-приемлемым способом (спорт, творчество, карьера), находит выход в социальных сетях.
А для агрессии, как известно, нужен объект - и им становится Керем Бюрсин и его окружение, на которого переносятся все накопленные за жизнь обиды и разочарования, вкупе с нереализованным, подавляемым влечением к красивому мужчине.
Там же, подпитывая друг друга, формируется парасоциальная связь с Ханде — иллюзия близости: «Она делится со мной фото, улыбается в сторис — мы близки. Она — моя!» И вот фанатки уже несут ей комментарии, как с дачи кабачки: много и искренне.
Но это псевдоблизость, и она ведёт к эмоциональной зависимости. Любая критика кумира становится угрозой, запускающей панические реакции и всплески агрессии. Другим усугубляющим фактором является форма нарциссического дополнения: «Я — ничто, но с ней я становлюсь кем-то. Я — часть чего-то великого. Я защищаю красоту, талант, доброту». Через такую «любовь» приходит ощущение собственной значимости. Но реальная личность, реальное Я теряется в виртуальном мире.
В этот момент простая симпатия к звезде перерастает в патологический фанатизм — маркер пограничного или истерического расстройства личности. Это форма ухода от реальности. Печальный, но узнаваемый способ пережить боль утраченной жизни.
Быть нужной — естественная потребность. Но, возможно, сейчас самое время остановиться, прислушаться к себе и выбрать заботу о собственной душе.
Напоминаем, что статья отражает личную точку зрения автора - практикующего психолога, и может не совпадать с вашей.