Имя Арчила Гомиашвили неразрывно связано с образом Остапа Бендера, созданным на экране Леонидом Гайдаем в культовой экранизации «12 стульев». Но удивительно не только это! Судьба самого артиста , словно невидимыми нитями, оказалась сплетена с жизнью его знаменитого персонажа. Как и Великий Комбинатор, Арчил Михайлович умело пользовался человеческой наивностью, обладал феноменальной удачливостью и, в конечном итоге, стал настоящим миллионером. Однако , в отличие от своего экранного двойника, его путь был отмечен не только триумфами, но и падениями – несколько раз Гомиашвили оказывался за решеткой.
Путь к сцене сквозь тернии
В юные годы Арчил совсем не грезил актерской карьерой. В свои шестнадцать он штурмовал Тбилисское художественное училище, где его особенно увлекало создание театральных декораций. Именно там, за кулисами, талантливого юношу приметил легендарный Георгий Товстоногов. Режиссер не только заказал Арчилу оформление своего спектакля , но, пораженный его харизмой, доверил ему небольшую роль. Так, казалось бы, блестяще началась актерская одиссея Гомиашвили, но он едва не оборвал ее, едва ступив на этот путь. Юный, пылкий авантюрист попал в дурную компанию. Приятели подбили его на дерзкое преступление: срезать дорогую кожу с театральных кресел и сбыть ее местному сапожнику. Арчила быстро вычислили и арестовали. Приговор – два года лишения свободы, которые он отбывал в исправительном лагере под Тбилиси.
Но тюрьма ничуть не укротила неуемный нрав молодого человека. Едва оказавшись на свободе , он почти мгновенно вновь угодил за решетку – на этот раз за потасовку в ресторане. К тому моменту Гомиашвили уже обосновался в Москве, постигая азы актерского мастерства в Школе-студии МХАТ. Пришлось бросить учебу и вернуться в родной Тбилиси.
От театральных подмостков до всесоюзной славы
На родине Арчил сменил несколько театров, нигде не задерживаясь надолго, словно вечный странник. Так продолжалось до тех пор, пока 32-летний актер не представил публике свой моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Эта постановка мгновенно принесла ему оглушительную славу сначала во всей Грузии , а затем и далеко за ее пределами. Образ Бендера, его неукротимая энергия, словно магнит, притягивали Арчила. В этом уникальном спектакле он виртуозно перевоплощался не только в самого Великого Комбинатора, но и в Паниковского, зиц-председателя Фунта, и даже в Зосю. Премьера этого новаторского действа состоялась в 1958 году. Спустя тринадцать лет, судьба свела его с режиссером Леонидом Гайдаем. Тот был настолько потрясен талантом Гомиашвили , что без колебаний пригласил его на главную роль в свой новый фильм – ту самую экранизацию «12 стульев».
Именно этот фильм вознес Гомиашвили на вершину всесоюзной славы. Однако грузинский актер не питал особой благодарности к Гайдаю. Он был убежден, что режиссер не дал ему по-настоящему «развернуться», а к тому же, лишил его голоса, озвучив Бендера другим актером. Гайдай , в свою очередь, тоже остался не слишком доволен совместной работой. Итог – несколько лет режиссер и актер не общались, каждый затаив свою обиду. Примирил их лишь выход фильма Марка Захарова «12 стульев», который оба дружно окрестили «преступлением». Удивительным образом роль Остапа, словно некое проклятие, наложила отпечаток на дальнейшую карьеру Арчила. Сначала он крупно поссорился с Марком Захаровым, которого сам же и «сватал» на должность главного режиссера «Ленкома». В итоге Гомиашвили пришлось покинуть театр. Оставалась надежда на кино – ведь у него за плечами был оглушительный успех в «12 стульях». Но далеко не всем режиссерам подходил его темпераментный типаж. Арчил появился в роли потерпевшего в комедии Георгия Данелии «Мимино», затем последовали многочисленные роли Сталина, еще несколько киноработ, но такого же триумфа уже не было.
Разочарования и триумфы за пределами экрана
А затем Арчилу Михайловичу пришлось пережить, пожалуй, главное разочарование в своей жизни. Он готовился к роли Штирлица в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Но темпераментный грузинский актер не смог удержаться и закрутил роман с привлекательной Татьяной Лиозновой – режиссером этой знаменитой киноэпопеи.
Возможно , именно личные отношения повлияли на то, что Татьяна Михайловна не стала спорить, когда руководство начало активно «продвигать» на эту роль Вячеслава Тихонова. Выбор мотивировали тем, что Арчил Гомиашвили уже сыграл жулика – Остапа Бендера, и такому актеру, мол, нельзя доверять роль советского разведчика. Оскорбленный Гомиашвили в сердцах хлопнул дверью, покинул студию и вернулся в Грузию. На последующие телеграммы и телефонные звонки из Москвы он не реагировал – слишком глубокой оказалась обида.
Надо отметить, что Гомиашвили всегда был окружен вниманием женщин. Он несколько раз вступал в брак с первыми красавицами Грузии и Советского Союза , а с известной актрисой Татьяной Окуневской даже обвенчался. Впрочем, это не уберегло их союз от скорого расставания. А однажды знойный грузин буквально «похитил» себе невесту – что называется, «по законам гор». Стройной балерине по имени Татьяна было всего семнадцать, Арчилу – на двадцать четыре года больше. Он увидел ее на сцене Минского театра – и потерял голову. Девушка не успела опомниться, как оказалась женой артиста. Удивительно, но этот брак оказался на редкость прочным. У них родились две дочери – Нина и Катя, и именно Татьяна в дальнейшем поддерживала мужа во всех его начинаниях.
Остап Бендер, казалось, продолжал вести Арчила Гомиашвили по жизненному пути. Актер смог воплотить мечту Великого Комбинатора – стал миллионером. Однажды в Западном Берлине Гомиашвили оказался в казино. Конечно же, он не смог удержаться от игры в рулетку! И внезапно ему стало неслыханно везти. В итоге Арчил выиграл за вечер колоссальную сумму – сто шестьдесят тысяч немецких марок. Он мечтал снять на эти деньги фильм под названием «Америка глазами таксиста» – по книге миллиардера Майкла Филда. Нужно было получить разрешение автора книги, но Филд отказался подписывать договор. Зато грузинский актер так очаровал миллиардера , что тот сделал ему щедрый подарок – десяток игорных заведений в Западном Берлине. Это мгновенно сделало Арчила Гомиашвили практически миллионером. «Раскрутившись», он открыл казино в Москве в начале 90-х. Назвал его «Золотой Остап» и стал активно эксплуатировать образ Великого Комбинатора: сам часто бывал в казино в образе Бендера, принимая там самых известных людей страны.
На склоне лет Арчил Михайлович, став обеспеченным человеком, немало средств тратил на благотворительность. Он помогал молодым артистам и студентам ВГИКа, поддерживал материально и пожилых грузинских актеров , которым после блеска славы пришлось познать нищету. Советский «Остап Бендер» прожил 79 лет.
За год до смерти ему диагностировали рак легких. Операция не принесла желаемого результата. На какое-то время наступило облегчение, но потом коварная болезнь взяла свое – Арчила Гомиашвили не стало. Для миллионов зрителей он навсегда остался, прежде всего, Остапом Бендером – неунывающим, веселым, легким и остроумным Великим Комбинатором, умеющим находить выход из любой ситуации.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"