Найти в Дзене
Просто мама

Письма читателей. О художнике, который нёс радость в дома, соединяя далёких близких.

Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала! Сегодня я опубликую статью подписчика, которую мы знаем под ником - Мои стихи и проза. Рассказ познакомит нас с удивительным человеком, меня он окунул в мир детства и подарил добрые воспоминания. Далее авторский текст. "Создатель самых милых советских открыток был дальтоником. Как он создавал свои шедевры Художника Владимира Четверикова в огромном СССР без преувеличения знали все. Но скорее не по фамилии. Художник рисовал открытки и благодаря им был вхож буквально в каждый дом. Даже сегодня покажи любому человеку старше 35 ту добрую картинку из 80-х и тут же услышишь добрые воспоминания из детства и юности, связанные с первым школьным звонком, днём рождения, Новым годом... В доинтернетовскую пору ни один праздник не обходился без открытки, а уж тем более главный и самый любимый! Открытки в каждой семье подписывали десятками – родным, друзьям, любимым и просто знакомым... Рекорд, достойный Книги Гиннесса Шутка ли, за те 12 ле

Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала!

Сегодня я опубликую статью подписчика, которую мы знаем под ником - Мои стихи и проза. Рассказ познакомит нас с удивительным человеком, меня он окунул в мир детства и подарил добрые воспоминания.

Далее авторский текст.

"Создатель самых милых советских открыток был дальтоником. Как он создавал свои шедевры

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Художника Владимира Четверикова в огромном СССР без преувеличения знали все. Но скорее не по фамилии. Художник рисовал открытки и благодаря им был вхож буквально в каждый дом.

Даже сегодня покажи любому человеку старше 35 ту добрую картинку из 80-х и тут же услышишь добрые воспоминания из детства и юности, связанные с первым школьным звонком, днём рождения, Новым годом... В доинтернетовскую пору ни один праздник не обходился без открытки, а уж тем более главный и самый любимый! Открытки в каждой семье подписывали десятками – родным, друзьям, любимым и просто знакомым...

Рекорд, достойный Книги Гиннесса

Шутка ли, за те 12 лет, что Владимир Иванович проработал в жанре почтовой миниатюры, его милые рисунки разошлись общим тиражом 650 миллионов экземпляров! Получается, по 4–5 буквально на каждую семью всей огромной страны. А ещё сюжеты четвериковских открыток с добрыми забавными зверюшками и задорными Дедами Морозами перерисовывали на окна гастрономов и школ. Это была поистине всенародная любовь и известность!

Владимир Четвериков родился в 1943 году в Москве. Его родители были военными, а папа даже работал в охране Кремля. Ещё в детском саду взрослые заметили, что мальчик рисует не просто лучше других детей, но по-настоящему талантливо. А в пять лет у Володи состоялась первая персональная выставка, и детсадовские мальчишки бегали за ним и просили научить рисовать мотоциклы.

Володя любил мечтать, заветной его мечтой было море. Поэтому чаще всего он рисовал море и всё, что с ним связано – корабли, дельфинов, необитаемые острова с пальмами и обезьянками. А сам представлял себя у штурвала в роли капитана дальнего плавания.

Став школьником, он занимался не только в изостудии, но и в клубе юных моряков. Изучал навигацию, учил морзянку и плавал на шлюпках по Химкинскому водохранилищу. После школы даже окончил мореходное училище и получил профессию матроса-моториста, но по состоянию здоровья многие мечты, связанные с морем, не осуществились.

С выбором второй профессии долгих раздумий не возникло. Владимир поступил на отделение графики в Строгановское училище.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но Четвериков всё же стал капитаном – своей собственной парусной лодки, на которой он бороздил реки и озёра. У него были разряды по стрельбе и дельтапланеризму, художник ходил в походы на байдарках, любил лазать по пещерам.

Он страстно любил читать, изучал историю и искусство, пел под гитару. Однако главным делом его короткой, но интересной жизни стала почтовая миниатюра.

Первая открытка Четверикова «Дед Мороз и Снегурочка водят хоровод со зверятами» была напечатана в марте 1978 года (зная спрос на открытки, Гознак начинал готовиться к праздникам заранее).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В этот же год были изданы ещё пять миниатюр художника. И почти сразу пришла известность: очень скоро на Гознак пошли письма со словами благодарности. Один из поклонников писал: «Ваша работа – это капельки доброты, а в нашей жизни оказалось их, этих капелек, не так уж и много». При всей массовости жанра сам Четвериков считал открытку вещью очень личной и даже интимной.

Кумиром для Владимира Ивановича был Уолт Дисней.

Однако в своих открытках Владимир Иванович не копировал Диснея, а создавал собственный образ. По другому никто бы и не позволил. Художественные советы, в состав которых входили чиновники Минсвязи и Госкомиздата, не всегда благосклонно относились к работам художника. Комиссия придиралась, замечая что-то «не наше», и заставляла переделывать рисунки. Никаких экзотических обезьянок или жирафов. Только медведи, зайцы, лисички...

Лишь в поздние перестроечные годы удалось чуть отступить от жёстко заданных канонов жанра. В 1988 году впервые в СССР вышла открытка на тему китайского гороскопа. Наступал Год змеи – не очень-то приятного персонажа, повстречай его в жизни. Но у Четверикова змея получилась настолько милой, что открытку скупали пачками, и перед Новым годом тираж пришлось срочно допечатать.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Краски различал не по цвету

И вот ещё один, казалось бы, невероятный для художника факт: Владимир Иванович был дальтоником. Поэтому при поступлении в Строгановку, опасаясь провала на экзаменах, он представил на творческий конкурс скульптуру. Дальше по жизни Владимир Иванович тщательно боролся со своей проблемой. Читал цвета красок на баночках, подписывал их сам, если цвет не был указан. Краски стояли в секретере в строго определённом порядке.

Жизнь отмерила Владимиру Ивановичу немного времени. Он ушёл в 1992 году в возрасте 48 лет.

Но память о художнике живёт в его открытках, которые, несмотря на более чем массовые тиражи, теперь считаются особой ценностью в коллекциях филокартистов. А простые люди до сих пор хранят четвериковские открытки в семейных альбомах, присылают в социальных сетях и по почте, делясь с близкими теми самыми «капельками добра». Несмотря на то что его собственная жизнь складывалась порой нелегко,

На такого зайца глянешь - и радостно на душе становится

Владимир Четвериков был очень добрым человеком. В одном из интервью он сказал: «Я рисовал, радовался и очень хотел передать эту радость другим». Ему это удалось.