Найти в Дзене
Культуромания

Писатель и музыкант Герман Рыльский: «Группа MAMA RUSSIA прилетела из параллельной вселенной»

– Хотя женщинам не принято задавать вопрос о возрасте, я все равно спрошу: сколько лет MAMA RUSSIA?
– Группе 11 лет. Мы начали творить под этим названием в 2014 году, а в 2016 записали первый альбом «Опасные механизмы». Первое время группа являла собой практически студийный проект – мы много сочиняли и записывались, и мало выступали. Хотя первое, что мы сделали для группы – это пошили сценические костюмы, отражающие концепцию.
Наверное, для проекта, в котором упор делается на электронное звучание, такой перекос в порядке вещей. Но MAMA RUSSIA стало тесно в стенах студии. Все, что мы делали, отчаянно просилось на сцену. И вот уже два года, как мы выступаем на фестах, даем концерты, участвуем во всевозможных конкурсах... и скоро поедем в тур, который включает 11 городов.
А вообще, мы считаем, что наша группа началась гораздо раньше, в 1998 году. Она никогда не прерывала деятельность, не расходилась и не разваливалась, но несколько раз «мутировала», иногда плавно, а иногда –

– Хотя женщинам не принято задавать вопрос о возрасте, я все равно спрошу: сколько лет MAMA RUSSIA?

– Группе 11 лет. Мы начали творить под этим названием в 2014 году, а в 2016 записали первый альбом «Опасные механизмы». Первое время группа являла собой практически студийный проект – мы много сочиняли и записывались, и мало выступали. Хотя первое, что мы сделали для группы – это пошили сценические костюмы, отражающие концепцию.

Наверное, для проекта, в котором упор делается на электронное звучание, такой перекос в порядке вещей. Но MAMA RUSSIA стало тесно в стенах студии. Все, что мы делали, отчаянно просилось на сцену. И вот уже два года, как мы выступаем на фестах, даем концерты, участвуем во всевозможных конкурсах... и скоро поедем в тур, который включает 11 городов.

А вообще, мы считаем, что наша группа началась гораздо раньше, в 1998 году. Она никогда не прерывала деятельность, не расходилась и не разваливалась, но несколько раз «мутировала», иногда плавно, а иногда – революционным рывком. Объясню.

Первый наш рок-проект назывался «МенестрелИ», и мы собрали его, еще когда учились в музыкально-педагогическом колледже. Кроме меня, в первый состав вошли клавишник Алексей Королёв и Тамара Рыльская – моя сестра, чьим инструментом стала бас-гитара. Спустя несколько лет и несколько альбомов, «МенестрелИ» уступили место другому проекту. Новая группа, взявшая название «АЛАТЫРЬ», исполняла языческий фолк. В начале двухтысячных этот жанр был на пике популярности.

Оставив после себя неплохое наследие в виде записанных альбомов и сыгранных концертов, «АЛАТЫРЬ» отошел в тень, и на сцену вышла MAMA RUSSIA. Так что, празднуя День рождения группы, мы берем за точку отсчета 25 октября 1998 года, когда первый раз собрались на репетицию. Кстати, оригинальный состав, указанный выше, прошел через все три проекта – в компьютерных играх такое, кажется, называют «редким достижением».

– Как возникла идея создать группу, играющую «красный стимпанк»? Как вы сами бы определили этот жанр?

– Надо понимать, что стимпанк – это вовсе не музыкальный жанр. Прежде всего, это движение энтузиастов. А еще – культурное явление, которое проявляется то там, то здесь – в литературе, кино, комиксах, косплее... Эта целая эстетика, которая выросла на фундаменте ретрофутуризма. И, конечно же, есть музыкальные группы, которые играют в стиле стимпанк.

Самое забавное в этой ситуации, что любой меломан объяснит, чем индастриал отличается от готики, или хард-рок от блюза, но никто не скажет, как именно должен звучать стимпанк. Каждая группа воплощает идею, как считает нужным. У кого-то это скрипки и виолончели, у кого-то стандартный рок-состав, а у других – акустика или электроника. В этом есть абсолютная свобода творчества.

Стимпанк-группы объединяет другое – яркие сценические образы, персонажи, наличие легенды. Например, американская стимпанк-группа «Эбни Парк» утверждает, что является экипажем дирижабля «Офелия». Так вот, и группа MAMA RUSSIA – это вовсе не музыкальный ансамбль. А боевая ячейка, которая прилетела из параллельной вселенной, где СССР не развалился, а продолжает сражаться с буржуями (разумеется, используя паровые технологии, гигантских роботов и дирижабли).

На самом деле, MAMA RUSSIA – это один большой эксперимент. Однажды я задался вопросом, возможно ли делать стимпанк, опираясь на отечественные реалии, без Англии времен королевы Виктории или Дикого Запада. Так и появился новый жанр, получивший название «красный стимпанк».

Каждая наша песня рассказывает свою историю о мире, где роботы-автоматоны и киборги – это привычная реальность. Сейчас лор (лор – фоновая информация о мире игры, ред.) «красного стимпанка» достраивается не только песнями. Слушатели создают тонны фан-арта, по вселенной рисуется серьезный графический роман и даже пишется книга. Все это укрепляет позиции «красного стимпанка», помогает явлению укорениться в инфополе.

– Герман, связаны ли фэнтези, стимапнк и фолк?

– Конечно, неразрывно связаны... во всяком случае, если речь идет о нашем творчестве. Стимпанк вполне можно определить, как узкий поджанр фэнтези, где паровые технологии органично переплетаются с магией. Есть известные писатели, которые с успехом работают в этом направлении, например, Ник Перумов и Тимур Суворкин. Ну а фолк... Создавая формулу «красного стимпанка», я добавил туда добрую щепотку развесистой клюквы.

С музыкальной точки зрения, это балалайка, фолк-мотивы, цитаты народных песен, которые внезапно проникают в наши треки. «Красный стимпанк» – это еще и образ «злых русских», которых так боятся иностранцы. Ну а какой «злой русский» без водки, медведя и балалайки?

– Как вы считаете, нужна ли нам в медиапространстве ирония?

– Ирония всегда нужна и важна. Она не позволяет оторваться от реальности, отрезвляет. И на многие явления помогает взглянуть под другим углом. Иронии в музыке сейчас мало, или она не того качества. Но, впрочем, в современной музыке и других серьезных проблем хватает. Например, вторичность, нежелание музыкантов создавать самобытный контент и бесконечная попытка вписаться в тренды, засилье ИИ.

– Курехина бы взяли в группу в параллельной вселенной?

– Да, без раздумий, и не потому, что речь идет о культовом музыканте, чье имя способно придать вес любому коллективу. Просто есть ощущение, что вместе мы смогли сделать что-то уникальное. Шоу, от которого у всех сорвало бы крышу.

Сергей Курехин, был гением перфоманса и провокации, это умел. Кроме того, он был клавишником, а клавишные в MAMA RUSSIA – это ведущий инструмент. Да и название его группы – «Поп-механика» резонирует с тем, что делаем мы в своем коллективе. Я хочу сказать, что на мой вкус, это отличное название, и где-нибудь в параллельной реальности, где оно не занято, я бы запросто мог поименовать так собственную группу. При этом оговорюсь, что MAMA RUSSIA ни в коем случае не приемник, не последователь и не идейный продолжатель Курехина и «Поп-механики». Просто у нас есть что-то общее, как есть общее у дельфина и рыбы, которые эволюционно не имеют друг к другу отношения, но занимаются одним делом – плавают в воде – и лишь оттого в чем-то похожи. В отличие от «Поп-механики», MAMA RUSSIA – это все-таки не жесткий авангард, и далеко не все у нас делается ради смеха, перформанса или «с фигой в кармане».

– Вы достаточно давно пишете вместе с сестрой книги. Что было первым: писательство или группа?

– Писать мы начали раньше, чем создали группу. Первые попытки написать роман или повесть я предпринял еще в детстве, подражая любимым писателям, чуть позже мы объединились с сестрой и написали наш первый триллер «Сны о Тайне». Годы и годы спустя этот сюжет лег в основу дилогии «Ноктамбула».

Но вот какие-то ощутимые результаты группа начала приносить раньше, чем литература. Это и неудивительно. Даже небольшой результат в музыке уже заметен, даже скромный концерт – это концерт. А романом должен заинтересоваться издатель, иначе и читатель его не увидит. Конечно, есть электронные площадки самиздата, но, когда мы начинали, такого явления не существовало.

Нам хотелось стать теми писателями, которые издаются в бумаге, чьи книги стоят на полках книжных магазинов. Мы с Тамарой этого добились, но далеко не сразу. «Пропуском» стала победа в конкурсе издательства РОСМЭН «Новая детская книга». Но, вообще, я считаю, что литература и музыка в нашем случае неразрывно связаны. Выход некоторых книг мы сопровождали выпуском трека «по мотивам». Ну и основа каждой песни – это, все-таки, текст.

– Что приносит больше денег?

– Музыка приносит больше денег. Отчисления за книгу имеют пик, когда она только вышла. По мере того, как тираж распродается, отчисления уменьшаются.

– Как вы думаете, чего не хватает отечественной детской литературе?

– С современной детской литературой все не так уж плохо, как это часто изображают. Есть талантливые писатели, которые создают увлекательные истории, пишут книги, которые «откликаются» у современных подростков.

Проблема скорее в родителях, их зашоренности и недоверии к современным авторам. Современному школьнику скучно читать про детство их бабушек, не знавших про интернет, и неважно, что в книге поднимаются извечные темы, как, например, в «Королевстве кривых зеркал». Но родителям проще дать ребенку «Чипполино» – историю о социальном неравенстве и социалистической революции на примере овощей – чем узнать что-то новое. Обесценивать и говорить «раньше было лучше!» – это ведь всегда комфортнее. Так меньше ресурсов на познание нового тратится.

– Почему фэнтези так популярно?

– Причин, очевидно, множество. Возможно, этот жанр стал вечным, потому что вырос из другого вечного жанра – мифа и волшебной сказки. Точно так же работает фолк-рок, уходящий корнями в народную музыку. Все эти явления обращаются напрямую к культурному коду, в обход всего сиюминутного. Работают с архетипами.

– Могли бы вы написать новый Интернационал?

– MAMA RUSSIA – это многослойный проект. И здесь уместно многое, не только ирония и шутка. Да и шутки наши тоже многослойны. Кстати, песни MAMA RUSSIA звучат на радио «Гордость» – главном патриотическом радио страны, и в ротации находятся уже три трека. Так что, если будет запрос на новый Интернационал, я возьмусь за работу.

– Где можно услышать музыку MAMA RUSSIA: это концерты, стримы?

– Нашу группу в любой момент можно послушать на любой известной цифровой площадке, просто вбив название в строку поиска. Наши интересы представляет солидный лейбл «Союз-мьюзик», поэтому мы есть везде, где только может быть группа. Ну и, конечно же, концерты! Этим летом мы сыграем на нескольких крупных фестах, а осенью отправимся в тур, с презентацией нового альбома. Планируем стартовать в Краснодаре, а закончить в Красноярске.

– Когда выйдет ваш новый альбом?

– Альбом мы планируем выпустить этой осенью. Пластинка уже получила название – «Русские медведи». В нее войдет 13 или 14 треков, включая инструментальный эпилог. Как следует из названия, тема медведей, как символа России, станет главной на альбоме. Ударные, гитары и синтезаторы были записаны еще весной, незаписанными пока остаются вокальные дорожки. Ну и, конечно, предстоит большая работа по сведению. Этим будем заниматься уже в августе, после фестивалей.


Беседовала Елена Сердечнова

Фото из архива Германа Рыльского (с балалайкой)