Фильм, который заранее обрекли на провал, стал самым кассовым хитом года.
«Привидение» (или «Призрак», англ. Ghost) — романтическая драма, снятая Джерри Цукером и вышедшая на экраны в 1990 году. Лента обернулась большим коммерческим успехом: при бюджете всего в 22 миллиона долларов она собрала более 500 миллионов по всему миру и возглавила кассу года. Кроме того, фильм получил пять номинаций на «Оскар», включая лучшую картину, две из них оказались победными: за оригинальный сценарий и роль Вупи Голдберг второго плана.
Сюжет рассказывает о Сэме Уите (Патрик Суэйзи) и Молли Дженсен (Деми Мур), которые только-только начали совместную жизнь в новой квартире. Их счастье прерывает трагедия — на пару нападают, Сэм гибнет. Но его душа не исчезает: он становится призраком, чтобы защитить возлюбленную от опасности, узнать, кто виноват в его смерти, и попытаться отомстить.
Хотя в фильме есть легкие комедийные моменты, в первую очередь это драма об утрате и любви, которая сильнее смерти. В Мексике прокатчики даже выдавали зрителям на сеансах носовые платки с надписью «Только для женщин», чтобы они могли вытирать слезы во время просмотра.
Именно эта роль превратила Деми Мур в одну из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. За работу в «Привидении» она получила 750 тысяч долларов, а после ее гонорары выросли многократно. Например, в «Стриптизе» (1996) актриса заработала уже 12,5 миллиона.
Интересно, что Деми была далеко не единственной кандидатурой на роль Молли. В числе претенденток значилась и Николь Кидман, но ее не утвердили, поскольку она еще не была по-настоящему известной. В итоге ключевым аргументом в пользу Деми стало ее умение моментально расплакаться и даже управлять тем, из какого глаза потекут слезы.
Не сразу утвердили и Патрика Суэйзи. Хотя сценарист Брюс Джоэл Рубин настаивал именно на нем, режиссер Джерри Цукер сперва был категорически против и говорил: «Только через мой труп». Рассматривали целую россыпь звезд: роль предлагали Алеку Болдуину, Кевину Костнеру, Тому Хэнксу, Тому Крузу, Джонни Деппу, Джону Траволте и Дэвиду Духовны. Даже Брюс Уиллис, тогдашний муж Деми Мур, получил предложение, но отказался, сочтя, что проект обречен на провал.
Сама Мур поначалу тоже не верила в успех картины. Спустя годы она вспоминала свои первые впечатления от сценария: «Вау, это какая-то адская смесь. Должно получиться либо что-то по-настоящему особенное, либо полная ерунда». Тем не менее роль ее заинтересовала, и актриса потом считала свое попадание в проект большим везением.
В тот период Деми носила длинные волосы, но буквально накануне съемок решила резко сменить имидж и коротко постриглась, даже не предупредив съемочную группу. Цукер был шокирован, поскольку представлял героиню совсем иначе. Сначала новый образ ему не понравился, но позже он признал, что эта стрижка идеально подошла персонажу.
Для Патрика Суэйзи роль Сэма стала одной из самых трудных в карьере, ведь он должен был оставаться наблюдателем, а не активным участником событий. Но и спокойно наблюдать удавалось не всегда. Например, в сцене погони по ночному Нью-Йорку актеру приходилось терпеть сильный холод. Чтобы в кадре не было видно пара изо рта «призрака», Суэйзи жевал лед, а сам был лишь в тонкой рубашке и брюках, в то время как прохожие кутались в пальто.
История появления в фильме Вупи Голдберг тоже примечательна. Она получила роль медиума Оды Мэй Браун только потому, что Суэйзи настоял на ее участии и заявил, что без нее сниматься не станет. Позже Вупи неоднократно благодарила Патрика за поддержку, ведь именно эта работа принесла ей «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус». Актриса вспоминала, что Суэйзи был с ней незнаком, но просто почувствовал, что роль идеально ей подходит, — и оказался прав. Автор сценария Брюс Джоэл Рубин называл Оду Мэй своим любимым персонажем из всех созданных. Изначально он задумывал ее настоящим медиумом, но в процессе съемок ее решили сделать шарлатанкой.
Одной из самых запомнившихся сцен фильма стала эпизод с гончарным кругом, который сам Суэйзи называл самым чувственным в своей актерской карьере. Чтобы сцена выглядела правдоподобно, Мур и Цукер даже прошли короткий курс гончарного дела. По сценарию горшок, который лепила Молли, должен был получиться идеальным, но в процессе он неожиданно развалился. Актеры не растерялись и продолжили играть, так что в итоге сцену решили оставить. В ней есть и забавный киноляп: сначала руки героев перепачканы глиной, а в следующем кадре вдруг оказываются чистыми.
Идея сюжета родилась у Рубина после того, как он посмотрел «Гамлета». В момент, когда призрак отца просит сына отомстить за свою смерть, сценарист подумал, что это могло бы стать основой для трогательной истории. В фильме есть и другие отсылки к классике: например, реплика Молли об «очаровательной жизни» Сэма взята из шекспировского «Макбета», а Сэма убивают сразу после спектакля по этой трагедии.
Финальные сцены прощания героев ожидаемо тронули зрителей до слез. Режиссер и сценарист месяцами обсуждали, что должен сказать Сэм перед уходом. В итоге он произносит слова: «Это удивительное чувство. Любовь внутри. Ты берешь ее с собой. До встречи». Суэйзи рассказывал, что, произнося эти слова, мысленно прощался со своим отцом, который умер в 1982 году, поэтому эмоции в кадре были настоящими.
Перед уходом Сэм наконец смог признаться Молли в любви. Она в ответ произнесла знаменитое ditto, подразумевающее «я тоже» или «взаимно». Так Сэм еще при жизни отвечал ей всякий раз, когда речь заходила о чувствах. Рубин расплакался, сочиняя эту строчку, ведь в юности сам отвечал так девушкам, признававшимся ему в любви. После выхода фильма это короткое слово стало культовым — женщины на улице подходили к Суэйзи и просили повторить его. И Патрик, как правило, не отказывал.
Читайте также:
«Гладиатору» — 25 лет: как снимали оскароносный пеплум с Расселом Кроу и Хоакином Фениксом
«Красотке» — 35 лет: как снимали «Золушку» по-американски с Джулией Робертс и Ричардом Гиром
«9 1/2 недель» — 40 лет: как снимали откровенную мелодраму с Микки Рурком и Ким Бейсингер