Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Зачем в СССР самолеты превращали в кинотеатры для детей, и куда они потом исчезли

Одна из необычных примет позднесоветского времени - самолеты-кинотеатры. В оживленной части города стоит авиалайнер, с открытыми бортовыми люками и подведенными к ним трапами. Школьники и мамы с малышами беспрепятственно поднимаются на борт или, наоборот, спускаются.

Эти самолеты самые, что ни есть настоящие. Единственное их внешнее отличие от тех, что в небе – на фюзеляжах огромными буквами написано «АНТОШКА» или «ИЛЮША».

Когда и почему они появились, зачем вообще понадобилось превращать самолеты в кинозалы для детей? И куда они все исчезли, почему их нет в современных российских городах?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
На фото Ан-10 в городе Кемерово. 1982 год. Установлен в 1977, демонтирован в 1998.Как кинотеатр работал с 1978 по 1986 гг.

Идея переоборудовать списанные самолеты в кинозалы для просмотра подрастающим поколением короткометражных фильмов и мультиков, возникла в 70-е гг. Во многих городах страны, где находились крупные авиасоединения или авиазаводы, появились подобные кинотеатры. Как правило, работали они только летом и чаще всего назывались «Антошка», так как размещались внутри самолетов марки Ан «Антонов».

А все началось в 1972 году, когда Министерство гражданской авиации СССР разом списало 40 устаревших пассажирских лайнеров Ан-10, изготовленных в конце 50-х и начале 60-х гг. Раньше их все отправляли на металлолом, но в этом раз списанные самолеты решили установить в виде памятников. Так в городских парках и скверах Киева, Куйбышева, Саратова, Воронежа, Львова, Кишинева, Комсомольска-на-Амуре и в других местах необъятной страны к середине 70-х выросли символы советского авиастроения.

Самолеты разбирали, транспортировали в нужную точку города и собирали вновь.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
На фото Воронеж, парк Танаис, 1980-е гг. Самолет побыл кинотеатром, потом тиром, в 1994 демонтирован.

Взлететь, эти махины, конечно же, не могли. Все навигационное, топливное оборудование и двигатели сняли при списании. Довольно быстро пришла идея превратить памятник в развлечение. Где открылся самый первый в СССР кинотеатр в самолете – источники разнятся, но скорее всего это был или Куйбышев, или Киев.

В 1974 году в парке имени Гагарина в городе Куйбышев (Самара) был установлен списанный годом ранее пассажирский самолет Ан-10. И уже скоро в его салоне поставили проектор и стали крутить мультики для школьников, которых водили сюда на экскурсии. Идея настолько понравилась детям и родителям города, что власти официально переоборудовали помещение под кинотеатр. И назвали его «Антошка». Название, которое потом распространилось по всему Союзу.

Куйбышевский «Антошка». 1981 год. Фото из открытых источников
Куйбышевский «Антошка». 1981 год. Фото из открытых источников

Почему именно детский кинотеатр?

Ну, наверное, взрослых зрителей не особо завлечешь салоном самолета, не слишком удобным и достаточно душным. Летом он стоял на раскаленном солнце, а зимой в большинстве городов, просто не использовался, потому, что отопление требовало дополнительных затрат. Именно по причине плохой вентиляции крутили в «Антошках», как правило, мультфильмы и короткометражные ленты, полноценную картину высидеть тяжело.

А еще следует понимать, что самолеты-кинотеатры удачно вписывались в советское милитаризированное воспитание подрастающего поколения. Ну и не нужно забывать про романтику и дух приключений у советских мальчишек и девчонок, которых привлекал подобный формата кинопросмотра.

Один за другим «Антошки» открывались в городах, куда устанавливали списанные Ан-10. Потом настала очередь и других моделей самолетов. Вот, например, фото начала 1980-х гг. из города Чирчик (Узбекская ССР, Ташкентская область). Это бывший военно-транспортный самолет Ан-8, использовавшийся в Воздушно-десантных войсках для переброски людей и техники:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В те годы 135-тысячный многонациональный, но мало кому известный за пределами республики, Чирчик – настоящая военная крепость на защите советской Средней Азии с юга и от Китая. Здесь базируется танковое училище, заводы по ремонту военной техники, многочисленные воинские части, в том числе авиационные.

Кинотеатр «Антошка» открылся 7 ноября 1979 года, а в 1992 году неизвестные сожгли самолет, который к тому времени уже долгое время не принимал зрителей.

Кроме того были еще и кинотеатры-самолеты под названием «Илюша». Под таким названием переоборудовали самолеты марки Ил «Ильюшин». Один из первых подобных кинотеатров появился в Пензе – вот фото 1980-х гг.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1979 году пассажирский Ил-18 также изначально был установлен в качестве памятник. В 1982-м в нем открылся кинозал. Последний сеанс в кинотеатре «Илюша» в Пензе состоялся в 1987 году. А 9 лет спустя демонтировали и сам самолет, который к тому времени пришел в полный упадок.

Другие «Илюши» для просмотра мультфильмов появились в Симферополе, Запорожье, Свердловске, Душанбе, но, наверное, самый интересный кинотеатр открылся в город Луцк (Волынская область Украинской ССР).

Самолет-кинотеатр появился здесь неслучайно – в 150-тысячном Луцке работал авиационный завод. В начале 80-х, списанный Ил-18Б перевезли на Западную Украину, чтобы сделать из него памятник. Но местные власти, по опыту своих коллег, изначально решили превратить лайнер в кинотеатр. А потому самолет установили не в парке, не в сквере, а прямо во дворе жилого микрорайона, где он и стоит до сих пор, прямо под окнами. В конце 80-х он недолго поработал как бар, а потом просто закрылся.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кроме «Антошек» и «Илюш» встречались еще одно название крылатых кинотеатров – «Орлёнок». Обычно его давали списанным лайнерам марки Ту «Туполев».

В конце 80-х почти все самолеты-кинотеатры в СССР перестали показывать кино для детей. Причина – чисто экономическая. Даже, несмотря на то, что билет на сеанс в салон лайнера стоил 20 копеек, в два раза выше, чем в обычный кинотеатр.

Оказалось, что содержать такое помещение весьма затратно. Нужно внедрять систему кондиционирования, чтобы летом не задохнуться от жары. Зимой, наоборот, все оборудование нужно вывозить, чтобы его не повредили мороз и не растащили. Особые затраты на пожарную безопасность и охрану от воров и хулиганов.

И самое главное после первых одного-двух посещений, ажиотаж у детей и родителей спадал. Как оказалось, ничего особенного внутри нет, те же самые мультики, даже еще в духоте.

С началом кооперативного движения большинство «Антошек» и «Илюш» были отданы в аренду частным предпринимателям.

Куйбышевский «Антошка». 1980-е гг. Фото из открытых источников
Куйбышевский «Антошка». 1980-е гг. Фото из открытых источников

В них открывались кафе-мороженое, бары, видеосалоны, залы игровых автоматов, тиры! Но опять же из-за высоких затрат на эксплуатацию к началу 90-х они все эти развлекательные заведения закрылись.

А сами самолеты, практически все, не сохранились даже в виде памятников. Их демонтировали и продали на металлолом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: