Найти в Дзене

Тамара де Лемпицка - прекрасная дива ар-деко. Часть 2.

“Портрет игрока в Поло”, написанный ею в 1922 г., уже отражает ее интерес к жизни высшего общества, впрочем, вполне естественный для способного художника, получившего образование в Париже в то время и относившегося к этому классу. В картине еще заметна неуверенность кисти и отсутствие законченности, но скоро эти недостатки исчезнут. Лицо портретируемого написано широкими мазками, что говорит о ее знакомстве с творчеством Сезанна, и, безусловно, было одобрено и Дени, и Лотом. В столь же выразительной манере был выполнен портрет Иды Перро, впоследствии переименованный в “Портрет девушки в голубом платье”. Картина была выставлена в Осеннем Салоне в Париже и почти сразу же снискала благосклонность артистической публики. Более значительной работой, как стилистически, так и тематически, можно считать картину “Поцелуй”, написанную в то же время. Любовная сцена разыгрывается на фоне городского пейзажа. Элемент кубистической стилизации делает картину наполненной атмосферой современности, динами
Оглавление

Произведения Тамары, 1920-е гг.

“Портрет игрока в Поло”, написанный ею в 1922 г., уже отражает ее интерес к жизни высшего общества, впрочем, вполне естественный для способного художника, получившего образование в Париже в то время и относившегося к этому классу. В картине еще заметна неуверенность кисти и отсутствие законченности, но скоро эти недостатки исчезнут.

Тамара де Лемпицка. "Портрет Игрока в Поло". 1922 г.
Тамара де Лемпицка. "Портрет Игрока в Поло". 1922 г.

Лицо портретируемого написано широкими мазками, что говорит о ее знакомстве с творчеством Сезанна, и, безусловно, было одобрено и Дени, и Лотом.

Поль Сезанн. "Игроки в карты". 1890-1892 гг.
Поль Сезанн. "Игроки в карты". 1890-1892 гг.

В столь же выразительной манере был выполнен портрет Иды Перро, впоследствии переименованный в “Портрет девушки в голубом платье”. Картина была выставлена в Осеннем Салоне в Париже и почти сразу же снискала благосклонность артистической публики.

Тамара де Лемпицка. "Портрет Девушки в голубом платье". 1922 г.
Тамара де Лемпицка. "Портрет Девушки в голубом платье". 1922 г.

Более значительной работой, как стилистически, так и тематически, можно считать картину “Поцелуй”, написанную в то же время. Любовная сцена разыгрывается на фоне городского пейзажа. Элемент кубистической стилизации делает картину наполненной атмосферой современности, динамичной, а то, как вписан “металлический” блик на шляпе мужчины, свидетельствует о том, что Лемпицка уже вполне состоявшийся художник. Но все же ее техника не достигла того глянца, который отличает лучшие портреты, написанные Тамарой.

Тамара де Лемпицка. "Поцелуй". 1922 г.
Тамара де Лемпицка. "Поцелуй". 1922 г.

Успех и страсть

В 1925 году она вместе с дочкой отправилась в Италию, где познакомилась с писателем Габриеле Д’Аннунцио. Их отношения стали одним из наиболее ярких и значительных периодов ее жизни. Попытка обольщения предпринималась в стенах впечатляющей виллы Д’Аннунцио на берегу озера Гарда. Новый знакомый очаровал Лемпицку. Роман, вспыхнувший между ними, был страстен – в духе литературы самого Габриеле.

Габриеле Д’Аннунцио. 1926 г.
Габриеле Д’Аннунцио. 1926 г.

Одержимая творчеством и своей социальной жизнью, Лемпицка, как бы печально это ни звучало, пренебрегала своей дочерью Кизеттой даже больше, чем её муж, уделяя ей мало внимания и времени. Когда Кизетта находилась неподалеку от своей частной школы-интерната, она жила со своей бабушкой Мальвиной. Тем не менее, Тамара написала множество портретов своего единственного ребёнка.

Тамара де Лемпицка. "Кизетта в розовом". 1926 г.
Тамара де Лемпицка. "Кизетта в розовом". 1926 г.

Лемпицка часто писала портреты на заказ. Этот относительно короткий период начался с ее триумфа в 1925 г. на выставке в Милане и закончился в 1933 г., когда Великая депрессия коснулась Франции.

Тамара работает над картиной Тадеуша. 1928 г.
Тамара работает над картиной Тадеуша. 1928 г.

Особенно хорошо ей удавались мужские портреты, которые показывали индивидуальность модели. Наиболее глубоким и впечатляющим из всех мужских портретов, написанных Лемпицкой, можно считать портрет ее мужа Тадеуша Лемпицкого (1928 г.).

Тяжело переносивший ее успех как в свете, так и в творчестве, Лемпицкий заявил, что уходит от нее к другой женщине. Это было сказано в то время, когда она работала над портретом. Ей удалось передать выражение неуверенности и подозрительности на привлекательном лице мужчины, которого она когда-то любила, а теперь даже не уважала. Будучи в ярости от того, что муж ушел к другой женщине, она оставила недописанной левую руку на портрете и выставила картину под названием “Незаконченный портрет Тадеуша Лемпицкого”.

Тамара де Лемпицка. Портрет мужчины (Тадеуш Лемпицкий). 1928 г.
Тамара де Лемпицка. Портрет мужчины (Тадеуш Лемпицкий). 1928 г.

Ситуация усложнилась еще больше, когда в руки мужа попала одна из телеграмм писателя. Уязвленный, он решил развестись с супругой и отбыл в Польшу. Окончательно освободившись от оков законного брака, Лемпицка уехала в Америку. Несмотря на то, что здесь уже наступила Великая депрессия, картины художницы продолжали пользоваться спросом у американского бомонда. Заказчики не переводились. В письмах к своей матери, оставшейся в Париже вместе с дочерью, она называла Америку страной великих возможностей. Но вернуться в Старый Свет ей все-таки пришлось.

Триумфальное возвращение

Тамара де Лемпицка. "Автопортрет в зелёном бугатти". 1929 г.
Тамара де Лемпицка. "Автопортрет в зелёном бугатти". 1929 г.

Одним из символов эры джаза и чаще всего репродуцируемой работой Лемпицкой становится “Автопортрет в зеленом бугатти” (в любимом ею “ядовито- зеленом”). В 1929 г. эта картина была представлена в немецком журнале мод Die Dame. Плотно прилегающий шлем, скрывающий ее светлые волосы и придающий сходство скорее с пилотом, чем с автомобилисткой, холодный непроницаемый взгляд характеризуют её как абсолютно независимую, уверенную в себе современную женщину.

Лемпицка оставила свою подпись в виде монограммы на дверце автомобиля, как будто это эмблема автомобильной марки.

“Прекрасная Рафаэла” – одно из наиболее впечатляющих и запоминающихся эротических произведений Лемпицкой. Лемпицка поняла, что частично прикрытое тело выглядит более возбуждающе, чем полностью обнаженное. Весь следующий год Лемпицка посвятила созданию серий крупномасштабных картин с обнаженной женской натурой, выполненных в манере, приближающейся к стилю кубистов.

Тамара де Лемпицка. "Прекрасная Рафаэла". 1927 г.
Тамара де Лемпицка. "Прекрасная Рафаэла". 1927 г.

Новая жизнь

После того как Лемпицкий ушел от жены, Тамара быстро нашла нового мужа. В 1933 году Лемпицка, поддавшись на уговоры семьи, приняла предложение венгерского барона Рауля Кюффнера, большого поклонника ее творчества. Свадьба состоялась в Цюрихе. Теперь Лемпицка — уже баронесса де Лемпицка (так она называет себя, все чаще прибавляя к фамилии звучную приставку “де”).

В 1936 году она начала посещать психиатра, которого позже она запечатлела в образе “Святого Антония”. Возраст Лемпицкой приближался к сорока годам, и она, как и многие женщины, которые вели легкомысленный образ жизни и чья красота начала увядать, обратилась к религии, чтобы обрести внутренний покой.

Тамара де Лемпицка. "Святой Антоний". 1936 г.
Тамара де Лемпицка. "Святой Антоний". 1936 г.

Именно в этот период она создала свою “Мать-настоятельницу”, уникальную драматичную работу в наследии художницы. Она рассказывала, как появилась эта картина: 

“Когда ты работаешь, работаешь, работаешь и отдаешь всю себя, то становишься опустошенной и подавленной. Я ездила в Италию, чтобы научиться искать выход из подобного состояния”.

Там художница жила в монастыре и писала простые картины.

Тамара де Лемпицка. "Мать – настоятельница". 1935 г.
Тамара де Лемпицка. "Мать – настоятельница". 1935 г.

Ситуация в Европе, между тем, все более накалялась. В Германии к власти пришли нацисты, и художница уговорила мужа продать большую часть его венгерских владений – определив приближающуюся опасность. В 1939 году супруги уехали в длительное путешествие по Америке, а вскоре приняли окончательное решение не возвращаться. Дочь Лемпицкой присоединилась к ним лишь спустя два года.

С 1942 года Кюффнеры живут в Нью-Йорке. Баронесса выставляет свои картины в лучших галереях, однако популярностью они теперь пользуются гораздо меньшей, чем до войны. В этот период перестали поступать заказы. Возможно, потому что у нее не было необходимости в зарабатывании денег. Не огорчаясь, она избирает для себя новое амплуа — утонченной дамы, светской львицы и мецената.

Жизнь текла спокойно и размеренно до 1961 года, когда внезапно умер Рауль Кюффнер. После его смерти Лемпицка растерялась:

“Я потеряла мужа, который был ценителем моих картин и которого я сильно любила. Я потеряла все”.

Но не в ее правилах было долго оплакивать прошлое. Она отправляется в путешествие по Европе, выставляет свои работы в Париже, пытается воспитывать внучек и одновременно ищет такое место на земле, где ничто бы не напоминало ей о минувшем.

В конце концов, она поселилась в мексиканском курорте Курнавака, где позже приобрела дом. Страдая эмфиземой легких и артериосклерозом, она все еще старалась сохранить былую элегантность и не быть никому в тягость. Однако это становилось все сложнее. Отношения с дочерью так и остались натянутыми. 18 марта 1980 года Лемпицка скончалась. Ее прах развеяли — согласно последней воле художницы – над никогда не остывающим вулканом Попокатепетль, энергия которого схожа с энергией самой Тамары де Лемпицки.

Ретроспектива работ Тамары де Лемпицки в Люксембургской галерее в Париже, организованной Аленом Блонделем. 1972 г.
Ретроспектива работ Тамары де Лемпицки в Люксембургской галерее в Париже, организованной Аленом Блонделем. 1972 г.

-14