Произведения Тамары, 1920-е гг.
“Портрет игрока в Поло”, написанный ею в 1922 г., уже отражает ее интерес к жизни высшего общества, впрочем, вполне естественный для способного художника, получившего образование в Париже в то время и относившегося к этому классу. В картине еще заметна неуверенность кисти и отсутствие законченности, но скоро эти недостатки исчезнут.
Лицо портретируемого написано широкими мазками, что говорит о ее знакомстве с творчеством Сезанна, и, безусловно, было одобрено и Дени, и Лотом.
В столь же выразительной манере был выполнен портрет Иды Перро, впоследствии переименованный в “Портрет девушки в голубом платье”. Картина была выставлена в Осеннем Салоне в Париже и почти сразу же снискала благосклонность артистической публики.
Более значительной работой, как стилистически, так и тематически, можно считать картину “Поцелуй”, написанную в то же время. Любовная сцена разыгрывается на фоне городского пейзажа. Элемент кубистической стилизации делает картину наполненной атмосферой современности, динамичной, а то, как вписан “металлический” блик на шляпе мужчины, свидетельствует о том, что Лемпицка уже вполне состоявшийся художник. Но все же ее техника не достигла того глянца, который отличает лучшие портреты, написанные Тамарой.
Успех и страсть
В 1925 году она вместе с дочкой отправилась в Италию, где познакомилась с писателем Габриеле Д’Аннунцио. Их отношения стали одним из наиболее ярких и значительных периодов ее жизни. Попытка обольщения предпринималась в стенах впечатляющей виллы Д’Аннунцио на берегу озера Гарда. Новый знакомый очаровал Лемпицку. Роман, вспыхнувший между ними, был страстен – в духе литературы самого Габриеле.
Одержимая творчеством и своей социальной жизнью, Лемпицка, как бы печально это ни звучало, пренебрегала своей дочерью Кизеттой даже больше, чем её муж, уделяя ей мало внимания и времени. Когда Кизетта находилась неподалеку от своей частной школы-интерната, она жила со своей бабушкой Мальвиной. Тем не менее, Тамара написала множество портретов своего единственного ребёнка.
Лемпицка часто писала портреты на заказ. Этот относительно короткий период начался с ее триумфа в 1925 г. на выставке в Милане и закончился в 1933 г., когда Великая депрессия коснулась Франции.
Особенно хорошо ей удавались мужские портреты, которые показывали индивидуальность модели. Наиболее глубоким и впечатляющим из всех мужских портретов, написанных Лемпицкой, можно считать портрет ее мужа Тадеуша Лемпицкого (1928 г.).
Тяжело переносивший ее успех как в свете, так и в творчестве, Лемпицкий заявил, что уходит от нее к другой женщине. Это было сказано в то время, когда она работала над портретом. Ей удалось передать выражение неуверенности и подозрительности на привлекательном лице мужчины, которого она когда-то любила, а теперь даже не уважала. Будучи в ярости от того, что муж ушел к другой женщине, она оставила недописанной левую руку на портрете и выставила картину под названием “Незаконченный портрет Тадеуша Лемпицкого”.
Ситуация усложнилась еще больше, когда в руки мужа попала одна из телеграмм писателя. Уязвленный, он решил развестись с супругой и отбыл в Польшу. Окончательно освободившись от оков законного брака, Лемпицка уехала в Америку. Несмотря на то, что здесь уже наступила Великая депрессия, картины художницы продолжали пользоваться спросом у американского бомонда. Заказчики не переводились. В письмах к своей матери, оставшейся в Париже вместе с дочерью, она называла Америку страной великих возможностей. Но вернуться в Старый Свет ей все-таки пришлось.
Триумфальное возвращение
Одним из символов эры джаза и чаще всего репродуцируемой работой Лемпицкой становится “Автопортрет в зеленом бугатти” (в любимом ею “ядовито- зеленом”). В 1929 г. эта картина была представлена в немецком журнале мод Die Dame. Плотно прилегающий шлем, скрывающий ее светлые волосы и придающий сходство скорее с пилотом, чем с автомобилисткой, холодный непроницаемый взгляд характеризуют её как абсолютно независимую, уверенную в себе современную женщину.
Лемпицка оставила свою подпись в виде монограммы на дверце автомобиля, как будто это эмблема автомобильной марки.
“Прекрасная Рафаэла” – одно из наиболее впечатляющих и запоминающихся эротических произведений Лемпицкой. Лемпицка поняла, что частично прикрытое тело выглядит более возбуждающе, чем полностью обнаженное. Весь следующий год Лемпицка посвятила созданию серий крупномасштабных картин с обнаженной женской натурой, выполненных в манере, приближающейся к стилю кубистов.
Новая жизнь
После того как Лемпицкий ушел от жены, Тамара быстро нашла нового мужа. В 1933 году Лемпицка, поддавшись на уговоры семьи, приняла предложение венгерского барона Рауля Кюффнера, большого поклонника ее творчества. Свадьба состоялась в Цюрихе. Теперь Лемпицка — уже баронесса де Лемпицка (так она называет себя, все чаще прибавляя к фамилии звучную приставку “де”).
В 1936 году она начала посещать психиатра, которого позже она запечатлела в образе “Святого Антония”. Возраст Лемпицкой приближался к сорока годам, и она, как и многие женщины, которые вели легкомысленный образ жизни и чья красота начала увядать, обратилась к религии, чтобы обрести внутренний покой.
Именно в этот период она создала свою “Мать-настоятельницу”, уникальную драматичную работу в наследии художницы. Она рассказывала, как появилась эта картина:
“Когда ты работаешь, работаешь, работаешь и отдаешь всю себя, то становишься опустошенной и подавленной. Я ездила в Италию, чтобы научиться искать выход из подобного состояния”.
Там художница жила в монастыре и писала простые картины.
Ситуация в Европе, между тем, все более накалялась. В Германии к власти пришли нацисты, и художница уговорила мужа продать большую часть его венгерских владений – определив приближающуюся опасность. В 1939 году супруги уехали в длительное путешествие по Америке, а вскоре приняли окончательное решение не возвращаться. Дочь Лемпицкой присоединилась к ним лишь спустя два года.
С 1942 года Кюффнеры живут в Нью-Йорке. Баронесса выставляет свои картины в лучших галереях, однако популярностью они теперь пользуются гораздо меньшей, чем до войны. В этот период перестали поступать заказы. Возможно, потому что у нее не было необходимости в зарабатывании денег. Не огорчаясь, она избирает для себя новое амплуа — утонченной дамы, светской львицы и мецената.
Жизнь текла спокойно и размеренно до 1961 года, когда внезапно умер Рауль Кюффнер. После его смерти Лемпицка растерялась:
“Я потеряла мужа, который был ценителем моих картин и которого я сильно любила. Я потеряла все”.
Но не в ее правилах было долго оплакивать прошлое. Она отправляется в путешествие по Европе, выставляет свои работы в Париже, пытается воспитывать внучек и одновременно ищет такое место на земле, где ничто бы не напоминало ей о минувшем.
В конце концов, она поселилась в мексиканском курорте Курнавака, где позже приобрела дом. Страдая эмфиземой легких и артериосклерозом, она все еще старалась сохранить былую элегантность и не быть никому в тягость. Однако это становилось все сложнее. Отношения с дочерью так и остались натянутыми. 18 марта 1980 года Лемпицка скончалась. Ее прах развеяли — согласно последней воле художницы – над никогда не остывающим вулканом Попокатепетль, энергия которого схожа с энергией самой Тамары де Лемпицки.