Найти в Дзене
ВТБ Страна

Вначале были стены: о Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича

«Одно из лучших мест на земле» — так литературовед и артист Ираклий Андроников описывал Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Величественный концертный зал вмещает в себя более 1500 человек и видел в своих стенах великих музыкантов мира. Но сегодня мы не о музыке. Рассказываем, как возник этот зал с прекрасной акустикой и само здание. Здание на Михайловской улице не сразу стало филармонией. Изначально оно было построено для Благородного собрания, ордена дворянского самоуправления. На собраниях обсуждались в основном локальные проблемы: народное образование, произвол помещиков, борьба с холерой и оспой, неурожай, разбор жалоб и споров отдельных дворянских семейств, взятие имений в опеку, определение принадлежности личности к российскому дворянству. Здесь же проводились балы и маскарады, уже тогда выступали известные музыканты, а родители привозили своих дочерей на смотрины. Как же строилось это здание? Создатель русского ампира Карло Росси успел сделать эскизы фасадов для здания н
Оглавление
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича

«Одно из лучших мест на земле» — так литературовед и артист Ираклий Андроников описывал Большой зал Санкт-Петербургской филармонии. Величественный концертный зал вмещает в себя более 1500 человек и видел в своих стенах великих музыкантов мира. Но сегодня мы не о музыке. Рассказываем, как возник этот зал с прекрасной акустикой и само здание.

Француз по имени Павел Петрович

Эскизы Карла Росси: первоначальный проект фасадов здания Дворянского собрания, вид с Михайловской площади и с Михайловской улицы © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича
Эскизы Карла Росси: первоначальный проект фасадов здания Дворянского собрания, вид с Михайловской площади и с Михайловской улицы © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича

Здание на Михайловской улице не сразу стало филармонией. Изначально оно было построено для Благородного собрания, ордена дворянского самоуправления. На собраниях обсуждались в основном локальные проблемы: народное образование, произвол помещиков, борьба с холерой и оспой, неурожай, разбор жалоб и споров отдельных дворянских семейств, взятие имений в опеку, определение принадлежности личности к российскому дворянству. Здесь же проводились балы и маскарады, уже тогда выступали известные музыканты, а родители привозили своих дочерей на смотрины.

Как же строилось это здание? Создатель русского ампира Карло Росси успел сделать эскизы фасадов для здания на Михайловской улице, но вскоре из-за интриг потерял работу. Тогда его ученик, француз Поль Жако, которого любовно именовали Павел Петрович, взялся за дело.

Большую часть жизни Поль Жако провел в России и, помимо прочего, оставил после себя не одно, а целых два здания филармонии. Малый зал, изначально дом Энгельгардта, тоже принадлежит ему. Без этого мастера классической архитектуры образ строгого и стройного Петербурга был бы неполным.

Если в оформлении фасада месье Павел Петрович четко следовал чертежам учителя, то внутри дал волю фантазии. Величественный и гармоничный Большой зал с колоннадой, двумя рядами прозрачных хрустальных люстр с низко свисающими подвесками поражает воображение, настраивает на торжественный лад и обеспечивает удивительную акустику.

Прекрасные и опасные

Послевоенная реставрация люстр Большого зала © Архив Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича
Послевоенная реставрация люстр Большого зала © Архив Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича

С самого начала жизни здания восемь хрустальных 350-килограммовых люстр Большого зала вызывали восхищение… и пожары, неизбежные при освещении открытым огнем. Один из самых сильных пожаров произошел в 1846 году, но не нанес зданию большого вреда: вскоре в газете даже появилось успокаивающее сообщение о том, что потолок зала оштукатурен заново, а «уборная для актеров стала изящнее прежней».

Вот уже более 200 лет люстры вместе с людьми «слушают» самых знаменитых музыкантов и композиторов: Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера, Густава Малера, Антона Рубинштейна, Клару Шуман, Полину Виардо. Эти же люстры были свидетелями многих премьер великой русской музыки: Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и первого выхода Анны Павловой в образе умирающего лебедя.

Все это время люстры не менялись и лишь один раз лишились части своего хрустального «оперения» во время Великой Отечественной войны — ради безопасности. А сегодня каждый год люстры моет специальная команда реставраторов, тщательно промывая каждый хрусталик.

Как поменять адрес, не двигаясь с места?

Бывшая площадь Фердинанда Лассаля © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича
Бывшая площадь Фердинанда Лассаля © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича

Ответ прост: быть зданием в центре крупного российского города. После революции по ленинскому плану монументальной пропаганды необходимо было отдать дань уважения немецкому социалисту Фердинанду Лассалю. Тогда рядом с филармонией установили бюст философа-агитатора, а заодно переименовали в его честь улицу и площадь.

Когда в 1939 году ушел из жизни один из основоположников соцреализма, «придворный живописец» советской власти Исаак Бродский, его имя тоже хотели увековечить. Художник провел на улице Лассаля около 20 последних лет своей жизни. На площадь он «не тянул», поэтому в его честь переименовали только улицу. Ну а в перестроечные времена улице вернули ее историческое название: Михайловская.

Узнать больше о Филармонии имени Дмитрия Шостаковича и погрузиться в ее атмосферу можно, слушая аудиомаршрут по Санкт-Петербургу «Культурный гид ВТБ». А жители и гости Северной столицы снова смогут оценить мастерство Симфонического оркестра филармонии, поскольку недавно завершились масштабные гастроли коллектива по лучшим залам Китая.