Найти в Дзене

«Проект получился интересный. Но интересный именно тем, что он получился совершенно не таким, как задумывался»

В конце 2024 года Центр социальных исследований Севера завершил трехлетний проект «”Земля храбрых”: Преодоление неопределенности при взаимодействии с физической и социальной средой в российской Арктике». Руководитель проекта — Николай Вахтин, участники — все сотрудники ЦЕСИС. Редактор сайта Европейского поговорил с основными исполнителями проекта — Кириллом Истоминым и Еленой Лярской. Из интервью узнаете, какие были основные гипотезы проекта, какие еще исследования есть в центре и почему северяне так любят Киров. Проект 2022-2024 года, финансировался РНФ, грант № 22-18-00238 Кирилл: Нам показалось, что это хороший способ включиться в исследование рисков. Есть большая традиция исследований в экономике и социологии, она так и называется — оценка рисков. Но дело в том, что риск — это объективная мера, потенциальный ущерб умноженный на его потенциальную вероятность, то есть то, что к человеку, к его восприятию не относится. А антропология все-таки пытается залезть в голову человека. И нам
Оглавление

В конце 2024 года Центр социальных исследований Севера завершил трехлетний проект «”Земля храбрых”: Преодоление неопределенности при взаимодействии с физической и социальной средой в российской Арктике». Руководитель проекта — Николай Вахтин, участники — все сотрудники ЦЕСИС. Редактор сайта Европейского поговорил с основными исполнителями проекта — Кириллом Истоминым и Еленой Лярской. Из интервью узнаете, какие были основные гипотезы проекта, какие еще исследования есть в центре и почему северяне так любят Киров. Проект 2022-2024 года, финансировался РНФ, грант № 22-18-00238

— Почему вы выбрали именно неопределенность как категорию? Как появилась такая тема?

Кирилл: Нам показалось, что это хороший способ включиться в исследование рисков. Есть большая традиция исследований в экономике и социологии, она так и называется — оценка рисков. Но дело в том, что риск — это объективная мера, потенциальный ущерб умноженный на его потенциальную вероятность, то есть то, что к человеку, к его восприятию не относится. А антропология все-таки пытается залезть в голову человека. И нам показалось интересным посмотреть, как эти риски осознаются и как люди с ними работают на земле, в поле. А неопределенность и есть субъективное восприятие риска. Когда человек оказывается в ситуации, где имеются риски, он в принципе испытывает неопределенность. Кроме того, это нечто, что пока еще не исследовалось.

И еще… Дело в том, что антропология до сих пор занималась тем, что наличествует, тем, что есть сейчас. А неопределенность может привнести в антропологию тему будущего. О необходимости этого в антропологии говорится давно, есть даже попытки создать отдельное направление исследований — антропология будущего, но пока только на теоретическом уровне. Обращаясь же к неопределенности, мы можем эмпирически исследовать не только, как люди воспринимают нынешнюю ситуацию, но и их ожидания и страхи по отношению к возможному, то есть не наличное, а потенциальное.

— То есть изначально речь шла именно о связи с риском?

Кирилл: Изначально да. Человек не может напрямую вычислять риски в повседневной жизни. Профессионально, разумеется, может. Но в то, что люди основывают свое поведение на вычислении рисков альтернатив, как это экономисты иногда предполагают, сложно поверить. Конечно, люди чувствуют неопределенность и поступают так, чтобы ее уменьшить. Или наоборот, актуализировать те варианты, которые им кажутся приемлемыми. Человек ведь в любом случае действует не под влиянием внешних факторов, а под влиянием своего восприятия этих факторов. И поэтому нам нужен не только риск, но и его восприятие через неопределенность.

— В рамках проекта были какие-то частные гипотезы при посещении каждого отдельного населенного пункта? Или была общая глобальная гипотеза?

Елена: У нас была общая гипотеза.

Мы предполагали, что на Севере неопределенности может оказаться больше. Наша гипотеза была связана с тем, что там человек гораздо больше зависит от погоды и инфраструктурных вещей, которые нельзя предсказать, оказывается в ситуации неопределенности чаще.

Наверное, если бы мы подавали этот проект не осенью 2021 года, а чуть-чуть позже, нам не пришло бы в голову ехать на Север, чтобы искать неопределенность.

Кирилл: По крайней мере, на тот момент это была наша рабочая гипотеза. Другое дело, что нам пришлось от нее отказаться сразу же, как мы начали исследование по проекту.

—  Никто на Севере не считает, что у них неопределенности больше?

Кирилл: Да, и это, кажется, подтвердилось во всех точках нашего исследования. У нас были Воркута, Индига, Таймыр, Шойна, леса Карелии, юг Тюменской области. Вот люди полагали, что неопределенности здесь у них нет: это на Юге неопределенность, а на Севере все определенно.

Елена: Кажется, да. Люди нам прямо говорили: «Я бы не сказал, что здесь какая-то особенная неопределенность». Понимаете, у них, например, два раза в неделю летает вертолет, и вообще-то никогда неизвестно, прилетит ли он в следующий раз, потому что рейс зависит от погоды. Но эта ситуация не воспринимается местными жителями как неопределенность.

— А что тогда воспринимается как неопределенность?

Кирилл: Как оказалось, очень у многих людей в принципе этого слова нет в активном словаре. Они его, разумеется, слышат, но никогда для себя не объясняют. Если попробовать вытащить определение неопределенности, то очень у многих возникают затруднения. Некоторые начинают ее определять в моральных категориях. И если говорить о том, в какие моменты ее испытывают северяне, то многие ее связывают с каким-то глобальным изменением жизни. Например, с окончанием школы, когда не совсем ясно, что будет дальше, как сложится жизнь.

— То есть просто личные жизненные этапы.

Елена: Знаете, оказалось, что часто люди разделяют неопределенность на две категории: «неопределенность для меня» и «неопределенность вообще». Что такое неопределенностью вообще они как раз понимают, это условно глобальное потепление, коронавирус, еще что-нибудь.

Но что такое неопределенность для меня сформулировать некоторым оказывается затруднительно, им сложно примерить это понятие к себе.  Интересно, что так происходило не только в тех случаях, когда людям хотелось от нас избавиться, поскольку мы задавали непонятные вопросы, но и тогда, когда мы подружились с информантами. У меня был случай: женщина специально нашла меня на следующий день после интервью и говорит: «ты знаешь, я всю ночь не спала и думала: что такое “неопределенность для меня”… И так и не придумала».

Вот то, что многие люди разделяют неопределенность на глобальную и персональный план, оказалось для нас неожиданностью, мы об этом не думали.

— Когда стало понятно, что ваша гипотеза не совсем рабочая, как она трансформировалась?

Кирилл: Прежде всего мы попробовали переформулировать «неопределенность» как «возможность планировать». Это было, когда я работал в Воркуте. То есть я стал спрашивать не о неопределенности и чувствах, а о том, «насколько вы планируете?», «что вам мешает планировать?».

Другое дело, что…  Во-первых, все равно нам продолжали давать ответы, что здесь (на Севере) планировать легко, потому что мы все знаем: знаем, куда идти, если зубы заболят, например, а когда мы на Юг приезжаем, там нам ничего не известно, и планировать гораздо сложнее.

В конце концов мы закончили тем, что смотрели, как люди планируют в случаях, которые мы сами считаем неопределенными. Например, поездки в тех условиях, когда непонятно, прилетит вертолет или нет. Мы выясняли разные способы и приемы планирования в таких условиях. Один из них можно обозначить как «припуски на швы». Это когда, например, люди не планируют пересадку встык, а стараются оставить между рейсами некоторый временной зазор, тогда даже если вертолет из Индиги в Нарьян-Мар опоздает на день, они все равно успеют на свой самолет из Нарьян-Мара в Петербург. То есть они оставляют дополнительное время на пересадку и ищут место, где можно жить, если будет задержка рейса.

Кирилл Истомин на семинаре, посвященном обсуждению итогов проекта «Земля храбрых...», 13 декабря 2024
Кирилл Истомин на семинаре, посвященном обсуждению итогов проекта «Земля храбрых...», 13 декабря 2024

— По факту это просто более усложненная версия того, что делают и другие люди в других городах.

Елена: Да, просто они всегда планируют с запасом. Мы покупаем продуктов так, чтобы хватило до следующего похода в магазин. Но у них в некоторых случаях следующий поход в магазин может случиться через год.

— Реально через год, такое возможно?

Елена: Да, конечно. Если вам нужно что-то, что в вашем поселке не продается, вы покупаете это летом, в отпуске, в расчете на год.

У меня есть прекрасная история, как женщина, которая раньше никогда не жила в поселках, приехала туда работать из большого города, Архангельска. Когда она пошла в конце октября покупать краску для волос, ей сказали, что есть только один нужный ей флакончик. Она спросила, когда будет привоз. Ей ответили, что в следующую навигацию. Это было для нее потрясением, поскольку она новенькая, ни с кем не знакома, это стало для нее проблемой. Но для местных жителей, конечно, это не представляет такой сложности: они  заранее знают, когда будет навигация, заранее могут планировать покупки, у них есть, кого попросить прислать им то, что необходимо, они могут с ними договориться. То есть у местных жителей есть и социальные сети, и социальные компетенции для того, чтобы справиться с такой ситуацией. Но, как мы видим, это всегда включает долгое планирование и предусмотрительность.

Кирилл: Да, социальные сети часто задействуются. Например, у нас в поселке чего-то нет, но в Нарьян-Маре живет знакомая, которая может это что-то купить и с вертолетом отправить. Ну, если оно маленькое.

Другая важная вещь — гибкость. Например, я хочу отремонтировать дом, у меня нет леса, я его заказываю где-то на большой земле. Он может приехать в навигацию, а может не приехать. Или не хватит его, тогда мне нужно отложить эту задачу на год.

То есть у людей всегда есть механизмы, как к подобного рода неопределенности (неопределенности в нашем восприятии) адаптироваться. Эти механизмы работают настолько хорошо, что северяне перестают воспринимать условия, в которых они живут, как неопределенность.

— Это как адаптивность, смирение…

Елена: Терпение! Но и умение справляться, наличие других вариантов действия. Вы не будете плакать от того, что вертолет вдруг не прилетит, потому что иначе вы будете плакать постоянно.

Кирилл: Неопределенность, судя по всему, возникает, когда ты оказываешься в ситуации, в которой твои жизненные практики перестают работать. К примеру, когда приезжаешь из поселка в Петербург. Там у тебя нет достаточного количества социальных сетей, на которые ты можешь опереться. Там ты не знаешь, какой врач хороший, а какой плохой.

Елена: То же самое в обратную сторону. Когда мы едем туда, мы оказываемся в ситуации, когда вообще не понимаем ни как, ни что: ни где взять воду, ни как покрасить волосы, ни как купить билет на самолет…

Елена Лярская на семинаре, посвященном обсуждению итогов проекта «Земля храбрых...», 13 декабря 2024
Елена Лярская на семинаре, посвященном обсуждению итогов проекта «Земля храбрых...», 13 декабря 2024

— По факту это получается субъективное ощущение от нехватки опыта.

Елена: Да, если у вас хватает опыта, у вас нет неопределенности. С планированием мы выяснили еще кое-что интересное. Оказалось, что люди делят планы, с которыми им приходится иметь дело, на два вида. Первое — это «планы-расписания», которые на Севере строить трудно. Второе — планирование, которое наоборот считается необходимым, это такие «планы-намерения». Ты знаешь, чего хочешь и для чего здесь существуешь. Считается, что стратегическая дальняя цель у человека все-таки должна быть, а вот пути ее достижения должны быть скорее гибкими, не четко расписанными. Примечательно, что некоторые люди связывали понятие «неопределенность» именно с отсутствием подобной стратегической цели, утверждая, что неопределенность есть у тех, кто не знает, куда ему и зачем он. В качестве примера подобного человека нам приводили алкоголиков, подчеркивая, что они потерялись, сами не знают, зачем они, что они, и у них нет никакого смысла.

И испытывать неопределенность в этом смысле оказывается стыдно. Именно в этом случае она оценивается в моральных категориях: «если у тебя часто неопределенность, значит ты неправильно живешь, наверное?». Так не все считают, но такая точка зрения есть.

Кирилл: В Воркуте в одном интервью женщина мне сказала: ты пойми, мы сюда ехали как раз за определенностью. Чтобы через год машина, через два года квартира и так далее. А вот то, как живут в южных городах — от дня к дню, без планов, — плохая стратегия.

— В целом эти результаты можно как-то применить практически? Что можно сделать с неопределенностью?

Кирилл: Не знаю про практическое приложение, поскольку это фундаментальный проект. Другое дело, что на ощущение благополучия переживание неопределенности, наверное, влияет. И если мы займемся манипуляциями в том, как попробовать увеличить субъективное благополучие… Обычно это пытаются сделать с помощью экономических показателей, зарплату увеличить и так далее. Но с другой стороны, если ощущение неопределенности связано с неадаптированностью, то очень быстрое развитие и улучшение макроэкономических показателей тоже может привнести его. Человек может почувствовать неопределенность из-за того, что все вокруг слишком быстро меняется.

Елена: Мне кажется, основная цель, которая у нас была постараться понять,  как люди думают. Неопределенность — это всегда про то, как люди переживают риски. Условно говоря, обычно предполагается, что если мы не знаем, как будет ходить транспорт, то  тут должна возникнуть неопределенность. Мы в своем проекте показали, что так может не работать, что люди все разные, и субъективное ощущение неопределенности у разных людей и разных социальных групп может возникать  не из-за одних и тех же причин и не в одних и тех же ситуациях.

— Вы говорите, что в поселок приезжала из Архангельска женщина на работу, а в целом есть какой-то приток населения туда?

Елена: Очень по-разному. Для многих регионов Севера характерна высокая брутто-миграция: много приезжает, много уезжает. Ну, например, так работает в газовых регионах. Количество отъездов и приездов в Ханты-Мансийском,  Ямало-Ненецком округе и на Чукотке может оказаться выше, чем в Москве. А для Архангельской области это будет совершенно иначе, но и туда специалисты приезжают.

— Просто на заработки?

Елена: Это никогда неизвестно точно. Есть знаменитая песня Игоря Корнилова которую очень любят на Севере, видимо, поскольку узнают себя. В ней есть такие строки: «И со всей страны огромной / Люди разные сюда/ Приезжают на полгода — остаются навсегда».

Есть люди, которые приехали заработать, заявив, что с первым пароходом уедут, и остаются навсегда. А есть те, кто собирался остаться навсегда и уехал с первым пароходом.

— В последние годы есть мегагранты по изучению городов, меняется инфраструктура. В том числе на Севере. В глубинных интервью, которые вы проводили, кто-то, может быть, говорил, что стало как-то легче?

Кирилл: Тут связывать довольно сложно, есть Западная Сибирь, где вплоть до самого последнего времени шло бурное развитие, строились дороги. А есть регионы севера Европейской части России или Дальний Восток, где идет распад инфраструктуры.

Например, в той же Воркуте… В январе 2023 года я туда приехал. И, среди прочего, пытался выявить инфраструктурную неопределенность и спрашивал, считают ли они, что может прорвать Воркутинский теплопровод. Тогда все информанты говорили, что такое не случится, а если вдруг, то государство о них позаботится. Ровно через год это случилось просто потому, что инфраструктура эта еще советского времени, там мало что ремонтируется. Я думаю, сейчас у воркутинцев планы на этот счет тоже появились.

Елена: Север разный: невозможно сравнивать, например, Воркуту — город, который чуть ли не быстрее всех теряет население в нашей стране, и Салехард или Новый Уренгой, которые растут и хорошеют сейчас. Это маленькие красивые яркие северные скандинавские города. Там растут и хорошеют даже маленькие поселки.

— Какие еще исследования есть в центре? Какие были? Из самого важного.

Елена: При создании Центра мы с самого начала решили, что не хотим исследовать отдельно, условно говоря, эвенков и ненцев, отдельно жителей больших городов. Обычно население севера изучается очень сегментированно. Есть работы о коренных малочисленных народах, есть о том, как на Севере перемещаются трудовые ресурсы, есть исторические и социологические исследования о больших городах. Исследуются так,  будто  эти группы живут на разных планетах. Мы же хотели заниматься тем, как устроено население на Севере в целом, как оно связано между собой и с остальной страной.

Первый проект, который мы проводили, назывался «Дети 90-х в Российской Арктике». Мы выбрали группу людей, которые в 90-е годы были детьми. И, приезжая в разные точки на карте нашей страны, задавали им вопросы про их намерения, планы, жизнь. Причем наших собеседников мы выбирали исключительно на основании их возраста и того, что они сейчас живут в Арктике, не вводя иных ограничений. Поэтому нашими собеседниками оказались все —  и коренные, и приезжие, и те, кто приехал на Север несколько дней назад, и те, кто прожил там всю жизнь. Это позволило нам собрать материал в разных местах и дало возможность сопоставлять полученные данные. Вот тут как раз видна вторая вещь, которая для нас всегда очень важна: мы стремимся, чтобы наши исследования не были локальными, мы строим их так, чтобы была возможность сопоставлять данные между собой, данные самые разные, об организации жизни, о мобильности и миграциях,  о различной  инфраструктуре, о представлениях, о практиках, существующих на Севере.

И такой подход дает свои плоды. Нередко там, где обычно местных и приезжих описывают как совершенно разные  группы, порой используя для их описания даже разный научный язык, мы видим, что многие практики у этих групп оказываются схожими. Причем как приезжие могут действовать, так же, как местные, например, ловить рыбу, так и местные коренные могут покупать квартиру в Тюмени для того, чтобы их дети могли там учиться или семья могла бы иметь дополнительную опорную базу для перемещений по стране.

Я привожу примеры из Западной Сибири, из довольно благополучных и богатых регионов, но подобные сходства практик мы видим довольно часто. Нас интересовало, конечно, в каких случаях появятся различия, и проявятся ли они между местными и приезжими, между городским и не городским населением или как-то еще. Про это мы написали книжку.

Книга по результатам проекта «Дети 90-х в Российской Арктике»
Книга по результатам проекта «Дети 90-х в Российской Арктике»

Второй большой проект был про Северный морской путь, о том, как по-разному его представляют разные люди, с ним связанные. Начиная от сообществ, которые живут в точках, назначенных опорными, до капитанов ледоколов, логистов, которые что-то собираются возить по нему, и до того, как об СМП размышляют губернаторы и федеральные чиновники.

Это был большой проект вместе с Тюменским университетом, историками и географами. По итогу проекта в НЛО вышла книга, которая так и называется — «Северные морские пути России», под редакцией наших коллег из Центра Ксении Гавриловой и Валерии Васильевой.

И еще у нас был большой немного хулиганский проект, который назывался «Арктические связи: люди и инфраструктуры». О том, как Север связан с Югом, как люди, живущие на Севере, ездят в другие регионы, жители других регионов приезжают к ним, как экономически они связаны и так далее. В общем, подавая проект в фонд на конкурс по фундаментальным исследованиям Арктики, мы запрашивали поездки в Калининград, Белгород, Курган, Тюмень, Киров…

Кирилл: Мы пытались понять по Западной Сибири, откуда люди туда приезжают, поскольку это регион, который принимает население, а по другим местам, куда люди уезжают. Один из результатов был в том, что люди уезжают часто по профессиональному признаку. Например, из Воркуты учителя и врачи уезжают обычно в Ярославль или под Ярославль. И это происходит потому, что в советское время Ярославская медицинская академия (ныне — Ярославский медицинский университет) распределяла своих выпускников в Воркуту. Поэтом  в Воркуте оказалось много врачей  из Ярославской области и, когда они стали планировать отъезд, они начали возвращаться на родину/место учебы. Так Ярославль, видимо, сделался напралением для исхода интеллигенции. Врачи, учители строят дома в Ярославской области, покупают там участки. Это невозможно было бы предположить, если  не знать предыстории.

— Это очень интересно.

Кирилл: Такие вещи сплошь и рядом с Севером происходят, поскольку это регион очень высокой миграции. Иногда что-то подобное образуется между местами, о связях между которыми  невозможно и догадаться. Так, коллега у нас изучала связи Магадана и Калининграда.

— Неожиданно. Так-то кажется всегда, ну, в Москву, в Петербург. А куда еще?

Кирилл: В Москву и Петербург очень сложно уехать. Дорогое жилье, тем более, если ты шахтовый работник, ты вряд ли найдешь хорошую работу в Петербурге. Хотя вообще-то Петербург для большой части российского Севера является главным городом. Воркута, например, это явно петербургский город. И более того, если по улицам Воркуты пройти, они часто сделаны под Петербург, по крайней мере, под их представление о Петербурге.

Елена: И удивительным образом эта притягательность Петербурга сказывается не только для приезжей интеллигенции, но и для коренных, я имею в виду сейчас тех, кого называют коренными малочисленными народами Севера. Во многом это так из-за того, что Петербург (Ленинград) был первым местом, где представители народов Севера могли получить  высшее образование.

Но многие наши собеседники вообще-то не хотят переезжать в большие города. Они считают, что в большой город можно приехать в отпуск, чтобы получить там, то, чего нет у них дома. Но постоянно жить они хотят с комфортом и удобством, без лишней суеты и толкотни, и поэтому переезжают, например, в Киров.

Кировчане могут думать,  что они депрессивный город, и не догадываться даже, что с точки зрения НАО, например, их город своеобразный «центр мира», куда нужно приезжать на шопинг, а еще лечиться, учиться и просто жить. Но многие районы севера Европейской части России и уже теперь даже зауральский Север начинают тянуться к Кирову.

Кирилл: В Кирове достаточно дешевое жилье. Там очень хорошая возможность заниматься огородничеством. Почему-то у жителей Севера, особенно Заполярья, есть некая идея фикс, что нужно ехать туда, где растет картошка. Почему? Хотя многие из них никакого отношения к крестьянскому труду не имеют…

В Кирове картошка растет, и можно легко построить дачу и дом. Важно еще, что Киров - не Юг. Многие люди, прожившие на Севере долго, боятся ехать на Юг, поскольку есть легенда, что если ты долго прожил на Севере, то южный климат тебе вреден. Поэтому с с Севера на Юг переезжать нельзя, там ты заболеешь и умрешь.

Елена: В Кирове, к тому же, есть медицинский институт, школы, больницы. То есть инфраструктурная насыщенность достаточная, а город маленький. Многим это важно, чтобы город был большой, но маленький.

Кирилл: Там можно купить для детей квартиру. Они будут учиться в Кирове и жить в ней. Потом обзаведутся семьей, а потом родители переедут к детям, чтобы растить внуков, и миграция с Севера, возможно, будет закончена в Кирове.

Елена: Этот проект тоже закончился. Сейчас был по проект по неопределенности, о котором мы говорили в начале.

Кирилл: Возвращаясь к тому проекту о неопределенности…  Видите, в чем дело, когда начинаешь исследование с определенной гипотезой, и она вдруг не подтверждается, это производит несколько деморализующее впечатление. Мы, конечно, закончили проект. Но мне постоянно кажется, что он вышел немного не такой, каким я его задумывал.

Елена: А мне как раз нравится. Видите, мы такие разные, почти, как Север.

Кирилл: Нет, он получился интересный. Но интересный именно тем, что он получился совершенно не таким, как задумывался. Пришлось менять его на ходу, придумывать.

Елена: Но вообще антропологические проекты часто такие. Мы точно не знаем, что найдем там, куда приедем. Поле нас ведет, а мы за ним пытаемся уследить. А когда этих полей много и нужно еще сделать так, чтобы их можно было сравнить, получается довольно сложная игра.

Беседовала Светлана Абросимова