Итак, продолжаем писать про игры, Средневековье и прочее такое. На очереди - моя любимая метроидвания от испанцев про испанцев, "Богохульник". Тут я разберу трех основных боссов (не считая Эскрибара) - Три унижения, одолев которых, Кающийся может пройти в Мать Матерей.
Тен Пьедад (Ten Piedad)
Тен Пьедад — один из первых значимых боссов игры Blasphemous (2019), чьё имя с испанского переводится как «Помилуй» или «Сострадание». Его образ основан на традиционной иконографии Пьеты — Девы Марии с мёртвым Христом на коленях, но в игре этот мотив трансформирован в лесного, почти сатироподобного колосса. Распростёртые руки Тен Пьедад одновременно напоминают молитву и проклятие, символизируя чрезмерное сострадание, доведённое до уродства.
Согласно преданиям мира Кастодии, Тен Пьедад был когда-то человеком, измученным видениями, посланными Чудом. В поисках покоя он уснул у статуи женщины, но проснулся уже не человеком, а существом, наполненным яростью и болью — пленником собственного тела. Его внутренний монолог подчёркивает трагедию: он осознаёт себя заточённым в укоренившемся теле, наполненном постоянной яростью и болью, неспособным обрести покой.
Этот босс — воплощение искажённого милосердия и сострадания, отражение эстетики страдания, характерной для испанского религиозного искусства позднего Средневековья и Ренессанса.
Владычица наша с ликом опалённым (Nuestra Señora de la Faz Denegrida)
Владычица наша с ликом опалённым — персонаж, символизирующий страдания и огонь очищения. Её облик напоминает мученицу с обожжённым лицом, перекликающийся с иконографией La Dolorosa и Черной Мадонны. Владычица — отражение искажённой милосердной силы, сочетающей в себе черты матери и мученицы, которая одновременно защищает и карает.
В Кастодии Владычица занимает центральное место для паломников и ищущих прощения. К ней приходят за исцелением, утешением и отпущением грехов. Несмотря на обезображенность, её лик почитается как источник милости и чудес, что подчёркивает глубокую связь с испанской традицией почитания страдающих святых и реликвий.
Трес Ангустьяс (Tres Angustias)
Трес Ангустьяс — один из трёх боссов, олицетворяющих страдания и скорбь. Имя переводится как «Три скорби» и отсылает к иконографии тройной Девы, христианской Троицы и образу Mater Dolorosa. Это аллегория трёх стадий страдания: физического, душевного и духовного.
Визуально Трес Ангустьяс представляют собой три женские фигуры, соединённые в едином теле (но могущие разделиться), что напоминает культовые изображения смесоипастасной Троицы с тремя ликами и (о ней я писала тут), возможно, является отголоском древней богини Гекаты, адаптированной под христианскую символику. Троичность этого существа — искажённый вариант христианской доктрины Троицы, где вместо гармонии присутствует разобщённость боли и бесконечная скорбь.
В католической Испании особое распространение получил культ Богоматери Семи Скорбей (Nuestra Señora de los Dolores), где каждая скорбь — отдельный эпизод страдания Мадонны. Трес Ангустьяс — гиперболизированный вариант этого мотива, где скорби не семь, а три, но они неразделимы и вечны. Образ подчёркивает тему коллективного женского страдания, часто встречающуюся в испанском искусстве и мистике как аллегорию национальных и личных бедствий.