Найти в Дзене
Ромашковый сбор

Поезд дальше не идет: почему некоторые города СССР так и не получили свое метро

После того как 90 лет назад в Москве открылось первое в СССР метро, аналогичные планы стали возникать и в других городах страны. Существовало правило (впрочем, в нем были и исключения), что для строительства подземки в городе должно быть не меньше миллиона жителей. Но далеко не во всех из них действительно появилось метро. Многие проекты либо остались на бумаге, либо так и не были закончены. Причины тому разные: распад страны, война, нехватка денег, недовольство горожан и интриги советских руководителей. Латвийская ССР была единственной прибалтийской республикой, где намеревались построить метро. Первые планы появились в 1960-е, и поначалу речь шла о скоростном трамвае, который ездил бы обособленно в районах с жилой застройкой и уходил под землю в центре города. Уже во второй половине 1970-х стали задумываться о том, чтобы поднять уровень проекта до полноценного метро, хотя население города было меньше миллиона. Потребность в метро объяснялась тем, что Рига пользуется большим спросом с
Оглавление

Недавно мы рассказывали об альтернативных проектах знакомых станций. А сегодня посмотрим, как могло выглядеть метро в других городах СССР.

После того как 90 лет назад в Москве открылось первое в СССР метро, аналогичные планы стали возникать и в других городах страны. Существовало правило (впрочем, в нем были и исключения), что для строительства подземки в городе должно быть не меньше миллиона жителей. Но далеко не во всех из них действительно появилось метро. Многие проекты либо остались на бумаге, либо так и не были закончены. Причины тому разные: распад страны, война, нехватка денег, недовольство горожан и интриги советских руководителей.

Рига

Латвийская ССР была единственной прибалтийской республикой, где намеревались построить метро. Первые планы появились в 1960-е, и поначалу речь шла о скоростном трамвае, который ездил бы обособленно в районах с жилой застройкой и уходил под землю в центре города. Уже во второй половине 1970-х стали задумываться о том, чтобы поднять уровень проекта до полноценного метро, хотя население города было меньше миллиона. Потребность в метро объяснялась тем, что Рига пользуется большим спросом среди советских туристов.

По оптимистичным прогнозам, строительство должно было начаться уже в 1981 году, а первые пассажиры поехать в 1990-м. Но в действительности в 1981-м метро только появилось в плане подземного городского развития. Понадобилось еще пять лет, чтобы проект из трех линий был разработан и учтен в генплане. Сдвинулись и сроки запуска первого участка — уже на начало 2000-х годов. При этом рижская подземка гарантированно была бы долгостроем, поскольку полное завершение работ советская власть наметила лишь на 2021 год.

Проект станции «ВЭФ».
Проект станции «ВЭФ».

Для рижского метро были разработаны проекты станций, исполненные в стиле модернизма. При этом выбор самих архитекторов был неслучайным: они были не только местными, но и работавшими над станцией «Рижская» в Москве.

От бумажной волокиты к делу перешли в 1986 году: в Риге начались подготовительные работы, включавшие перекладку коммуникаций, снос зданий и возведение временных построек. Но в 1987 году рижане выступили против метро — уникальный случай, поскольку обычно для людей метро в их городе является заветной мечтой. Но рижане иметь метрополитен не хотели по нескольким соображениям: экологическим, в связи с опасениями за сохранность исторических зданий, а также из-за наплыва строителей из других республик СССР.

Проект станции «Центральная».
Проект станции «Центральная».

В 1988 году борьба с подземкой переросла в демонстрации, которые приобрели антисоветский характер. Через год протестующие добились своего, а после обретения Латвией независимости всерьез к идее возобновить работу над метро уже никто и не возвращался. Это решение можно назвать разумным: с учетом планов завершить строительство только в 2021 году, прекратившимся финансированием из Москвы и сокращением населения на 200 тысяч человек за 30 лет, Рига получила бы головную боль на годы вперед.

Одесса

О строительстве одесского метро начали думать примерно в те же годы, что и о рижском, — в середине 1960-х. Население Одессы тоже было меньше миллиона, а работавшие в городе трамваи справлялись с пассажиропотоком, поэтому разговоры о подземке так и остались разговорами. Но уже в 1970-е к идее вернулись, поскольку жителей становилось все больше. В пользу строительства говорила география Одессы: город вытянут, поэтому можно было ограничиться одной линией. Проектирование началось в 1980-е в Ленинграде, и выбор этот был логичен: из-за геологических особенностей Одессы местную подземку планировалось построить достаточно глубоко, поэтому опыт ленинградских метростроевцев очень пригодился бы.

Советский проект одесского метро
Советский проект одесского метро

Процесс встал, как считается, из-за руководившего тогда страной Константина Черненко. Якобы он отменил проект, чтобы перенаправить средства на строительство метро в Красноярске, находящемся неподалеку от его малой родины. К слову, в вину Черненко ставят срыв работ еще над несколькими метрополитенами, и в угоду не только красноярскому, но и челябинскому. По иронии судьбы, ни одно из них так и не было построено.

Впрочем, окончательно крест на планах построить в Одессе метро поставлен не был: оно фигурирует в генплане от 1989 года, с намеченным на 1991 год началом строительства. По понятным причинам в 1991-м было совсем не до метро. Прогресс наметился только в 1998 году: одесские инженеры занялись проектированием метро и монорельса.

Проект «городского внеуличного транспорта» 2000-х годов.
Проект «городского внеуличного транспорта» 2000-х годов.

В нулевые появлялись и другие предложения: в генплане города были заложены две линии «городского внеуличного транспорта», также Одесса вместе со Львовом и Запорожьем была включена в список городов, которые обретут подземку, но в итоге ни в одном из них метро так и нет.

Донецк

В советское время Донецк был городом с быстрорастущим населением. Если в начале 1951 года здесь проживало полмиллиона людей (а после освобождения города от немцев вообще 175 тысяч), то уже в 1979-му Донецк стал миллионником. Донецкие власти ждали этого момента, поэтому сразу же обратились в Совет министров СССР с просьбой начать работу над проектом метро, но им тогда отказали.

Схема метро Донецка.
Схема метро Донецка.

Одним из аргументов стала нехватка средств — деньги требовались на поддержание уже работающего метро в Киеве и Харькове, а также для строительства будущего в Днепропетровске. Существует версия, что здесь не обошлось без интриг со стороны уроженца Днепропетровской области Брежнева, который хотел, чтобы метро появилось в его родном регионе, а не в Донбассе. Тем не менее в 1984 году, уже при Андропове, общественности представили проект метро. Начало работ было запланировано на 1990 год с открытием в 2000-м, но вновь все карты перемешал распад СССР. В 1993 году работы все же начались, а завершить их планировалось примерно через десять лет.

Метростроевец в тоннеле донецкого метро.
Метростроевец в тоннеле донецкого метро.

Первую ветку начали прокладывать в спальные районы, но строительство шло медленно из-за нехватки денег. Дату открытия постоянно переносили. У дончан была надежда, что метро заработает к 2012 году, когда город принимал матчи чемпионата Европы по футболу, но буквально за год до этого работы окончательно встали, а в 2013 году губернатор Донецкой области предложил свернуть проект. После 2014 года уже власти ДНР несколько раз вспоминали о донецком метро: то намеревались закрыть проект, то обещали наконец достроить метро.

Вентиляционная шахта метро в Донецке.
Вентиляционная шахта метро в Донецке.

Вряд ли всерьез можно ожидать, что Донецк действительно получит метро, но будь оно построено, то получилось бы большим: три линии с 45 станциями, а в некоторых версиях и с 47.

Ростов-на-Дону

Метро могло появиться и в находящемся неподалеку от Донецка Ростове-на-Дону. Его история менее драматичная. Первые планы зародились еще в конце 1960-х, хотя полноценным метрополитеном назвать тогдашние предложения нельзя. Речь шла о том, чтобы пустить движение по типу метро на существующих железнодорожных путях внутри города. Планы так и остались планами, и к идее подземки вернулись через десять лет, а в 1980 году даже начались геологические работы. Результаты оказались удовлетворительными, и сроки строительства первой очереди оценивались в восемь лет. Но до начала работ не дошло: рассказывают, что единственным признаком будущей стройки были заборы с буквой М, которыми огородили некоторые участки в городе.

Вариант схемы метро Ростова-на-Дону.
Вариант схемы метро Ростова-на-Дону.

Тут в повествование вновь вмешивается Константин Черненко. По одной из версий, он, как и в случае с Одессой, не дал зеленый свет ради проекта метро в Красноярске. При этом одесситы роль Черненко оценивают прямо противоположно. Они считают, что одесское метро не состоялось из-за того, что хотел Черненко построить подземку не только в Красноярске, но и в Ростове-на-Дону. А третья возможная причина кроется в грунтовых водах.

Проект станции «Театральная», 2010-е годы.
Проект станции «Театральная», 2010-е годы.

В 1987 году Совет министров все же принял постановление о строительстве, но помешал распад СССР. В конце нулевых, после долгого перерыва, Ростов-на-Дону вернулся к плану построить подземку: появились проекты трех линий, одну из которых хотели завершить в 2025 году.

Обещания построить метро власти раздавали все нулевые, были также разговоры, что стройка обязательно начнется после чемпионата мира — 2018: мол, до этого все средства шли на подготовку с футбольному турниру, а потом можно будет и о транспорте подумать. К слову, еще в 1980-е бытовало мнение, что метро никак не начнут строить из-за Олимпиады в Москве.

Экспозиция ростовского метро на выставке «Транспорт России» в 2010 году.
Экспозиция ростовского метро на выставке «Транспорт России» в 2010 году.

И, кажется, только после 2020 года от идеи с метро отказались окончательно, сфокусировавшись на развитии скоростного трамвая с использованием уже существующих линий, которые дополнят новыми. Проект обещают реализовать в 2028 году — получится ли в этот раз, посмотрим.

Уфа

Переместимся в Уфу, в которой дело и впрямь шло к тому, чтобы метро начали строить. Все 1980-е здесь проектировали станции первой линии, затем появился проект и второй ветки.

Схема уфимского метро с перспективой развития.
Схема уфимского метро с перспективой развития.

30 мая 1996 года Борис Ельцин торжественно заложил первый камень, вскоре метро включили в федеральную программу Минстроя, а правительство Башкортостана запланировало сдачу первой очереди в 2007 году (позже дату перенесли на 2010-й). В целом работы обещали быть долгими: первую линию планировали полностью построить в 2015 году, а вторую — в 2035-м.

Борис Ельцин закладывает первый камень уфимского метро, 1996 год.
Борис Ельцин закладывает первый камень уфимского метро, 1996 год.

Развал Советского Союза не помешал бурной работе над проектированием уфимской подземки, а вот дефолту 1998 года это удалось. Строить ничего так и не начали, проект отложили до лучших времен. Однако в 2006 году его не включили в новый генплан, а в 2011-м мэр города вообще подписал постановление об отмене проекта.

Неожиданное продолжение история имела в 2015 году, когда петербургский бизнесмен Ринат Бичурин обратился к городским властям с предложением создать в городе частное надземное метро. Призыв был безуспешен, но Бичурин не сдавался, обращаясь к гражданам, чтобы они требовали от городских властей реализовать его предложение. Стоит отметить, что Уфа в списке Бичурина была далеко не одна: по некоторым данным, надземное частное метро он предлагал построить властям аж 57 российских городов. Окупиться его проект должен был за счет рекламы и торговых точек на месте станций. Собственно, как резонно полагают скептики, интерес Бичурина в первую очередь кроется как раз в земельных участках под торговлю, а не в желании строить метро.

Омск

Если предыдущие нереализованные проекты метрополитенов для кого-то стали новостью, то про омский, наверное, слышали многие. Это самое многострадальное метро России, превратившееся в мем. Его единственная построенная станция была частично открыта, но кончилось все консервацией проекта.

Схема омского метро с перспективой развития.
Схема омского метро с перспективой развития.

Путь к этому трагикомичному финалу начался в 1970 году, когда в городе решили построить скоростной трамвай. К слову, в те же годы утвердили аналогичные планы для Волгограда, Кривого Рога и Еревана — в первых двух городах проекты были реализованы, а в столице Армении он эволюционировал до полноценного метро. Возможно, если бы в Омске решили действовать согласно изначальному плану, в городе уже бы давно был метротрам. Но в 1979 году Омск стал миллионником, а ни метро, ни скоростного трамвая там по-прежнему нет.

Городская администрация писала Черненко, что Омску нужно метро, поскольку люди проводят слишком много времени в пути от работы до дома и обратно, из-за чего зимой все болеют. Деньги на проект выделили только в 1986 году, само метро должно было заработать в 1996-м и обрести со временем три линии. Для омской подземки разработали эскизы некоторых станций, как в 1980-е, так и в постсоветский период. В основном это были односводчатые станции, в оформлении которых большой акцент делался на потолках.

Перечисление многочисленных проблем вроде аварий при строительстве, переносов даты открытия и тому подобного будет излишним. Единственная построенная станция, которая прославила омское метро, называется «Библиотека имени Пушкина». В 2011 году ее вестибюль был открыт для омичей в качестве подземного перехода.

В те годы еще была надежда, что метро заработает в 2016 году на трехсотлетие Омска, но подарка городу не вышло, и в 2018 году губернатор области подписал указ о консервации проекта. На этом строительство закончилось, пусть в СМИ до сих пор и идут разговоры, что рано или поздно работы могут вновь возобновиться.

Челябинск

У челябинского метро история похожая. Город был одним из промышленных центров СССР, поэтому в 1967 году в генплан внесли подземку с двумя линиями.

Один из вариантов схемы челябинского метро с тремя линиями.
Один из вариантов схемы челябинского метро с тремя линиями.

Население было меньше миллиона, поэтому никаких реальных шагов никто не предпринимал. А вот когда Челябинск разросся, то метро для него включили в пятилетку 1981–1985 годов. Поговаривают, что Черненко не дал зеленый свет одесской подземке из-за желания направить деньги не только на красноярское, но как раз и на челябинское метро.

Работы стартовали в 1992 году, но вскоре начались и проблемы с деньгами. Сроки открытия первой очереди постоянно переносили, от 2000 года они в итоге сдвинулись к 2015-му. Удалось частично построить две станции: «Торговый центр» и «Комсомольская площадь», но не более.

Не обошлось и без уже упомянутого энтузиаста частного надземного метро Рината Бичурина. В 2019 году он собирал подписи для проведения референдума в городе по реализации своего проекта — и даже обещал провести одну из веток до соседнего Копейска.

В 2021 году начался новый этап в жизни проекта: Путин объявил, что метро нужно достроить. Вскоре губернатор области уточнил, что речь идет о переоборудовании уже готового участка в скоростной трамвай. На сегодняшний день строительство продолжается, и открытие метротрама намечено на 2027 год.

Пермь

Еще одно метро на Урале могло появиться севернее Челябинска — в Перми. К его строительству так и не приступили, но проект с двумя линиями был внесен в генплан 1979 года.

Ранний проект пермского метро.
Ранний проект пермского метро.

Как и полагается, версий, почему прокладка так и не началась, существует несколько. Согласно первой, как и в случае с Донецком, деньги для Перми направили на строительство днепропетровского метро. Другая гласит, что виноват Ельцин, руководивший в первой половине 1980-х Свердловской областью. Якобы его совершенно не устраивало, что первое уральское метро появится в Перми, поэтому он пролоббировал у Брежнева строительство подземки в Свердловске (нынешний Екатеринбург). Третья версия куда менее конспирологическая: ответственные за проект просто не успели подать нужные документы на очередное утверждение.

Возможно, из всех городов с неудавшимся метро именно в Перми местная администрация не злоупотребляла обещаниями и реалистично оценивала проект как излишне дорогой и не столь важный для города.

Красноярск

И последний в этом списке — тот самый красноярский метрополитен, которому, как считается, всячески подыгрывал Черненко.

Схема развития красноярского метро.
Схема развития красноярского метро.

Для Красноярска сделали исключение: приняли решение строить метро до того, как население города достигнет миллиона. Число жителей росло, в городе строились заводы, поэтому уже в 1984 году была разработана предварительная схема будущего метро с тремя линиями. Строить начали, но только в 1995-м. Работы шли долго и совсем не гладко — дефолт едва не погубил проект еще в конце 1990-х. Но строительство все же продолжалось до 2009 года, пока деньги не иссякли окончательно. Еще через два года проект официально закрыли.

Проект станции «Проспект мира».
Проект станции «Проспект мира».

Всего за 14 лет соорудили чуть больше трех километров. И пусть размеры не внушительные, просто взять и бросить построенное было жалко, поэтому все 2010-е прошли под разговоры о том, как бы реанимировать и переработать проект. В итоге в 2022 году пришли всё к тому же скоростному трамваю: часть станций — под землей, другая — снаружи. Работы действительно идут, но вновь не без проблем: буквально на днях сроки сдачи метротрама перенесли на 31 декабря 2027 года.

Проект станции «Ленинская».
Проект станции «Ленинская».

Дизайн станций для красноярского метро разрабатывали и во времена СССР, и после его распада, и пока непонятно, будут ли их использовать после переоборудовании в метротрам. Не сказать, что это пример самой удачной архитектуры, однако нельзя игнорировать оригинальный прием, с которым подошли к оформлению «Площади Революции». Архитекторы сделали одну платформу красного цвета с портретами большевиков. Другую — полностью белой, добавив изображения деятелей Белого движения. Вот уж бы порадовался генсек Черненко!

Желание городов обзавестись собственным метро совершенно понятно, ведь подземка придает статусность. Но статус дорого обходится, и часто города не в состоянии довести начатое до конца. Единственным городом России, где после 1991 года была открыта подземка, стала Казань. А если посмотреть, насколько продвинулись города (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) в расширении уже существующего метро, то картина становится совсем грустной: станций построено очень мало. Не далее как в январе этого года в Самаре отказались строить вторую линию метро, сосредоточившись на «других видах рельсового транспорта». Также под вопросом появление второй ветки в Екатеринбурге.

Скоростной трамвай в Волгограде.
Скоростной трамвай в Волгограде.

Скоростной трамвай, как в Волгограде, в таком случае кажется вполне адекватной альтернативой. Будет ли она успешной — увидим в ближайшие годы на примере Челябинска, Красноярска и Ростова-на-Дону.