Найти в Дзене

Удивительные и пугающие скульптуры японского скульптора Исино Хэйсиро

Оглавление

Исино Хэйсиро — 32-летний скульптор из Японии, чьи работы пугают и восхищают одновременно. Используя глину, Исино создаёт существ, сочетающих в себе мифологические и поп-культурные мотивы. Скульптуры Исино извиваются и закручиваются причудливым образом, что формирует уникальные объекты искусства, которые настолько отличаются от работ других скульпторов, что их можно выделить в отдельный жанр.

Путь творца

Исино Хэйсиро родился в городе Кобе и начал заниматься скульптурой с подросткового возраста. Но и до этого его школьные учебники были исписаны рисунками фантастических существ, которые были вдохновлены его любимыми жанрами фильмов: научной фантастикой, фэнтези, фильмами ужасов из разных стран мира от «Чужого» до «Годзиллы».

Исино изначально хотел работать в киноиндустрии. В подростковом возрасте он занимался этим в качестве подработки, попутно создавая скульптуры. Тогда он не обращал внимания на творческие ограничения, возникающие при работе в кино, но со временем Исино понял, что ему придётся подчинить свою работу воле будущих клиентов, и поэтому отказался от голливудских амбиций. В возрасте двадцати лет на выставке работ выпускников Токийского университета искусств на Исино будто бы снизошло озарение, и он решился попробовать вести жизнь свободного творца. Он поступил в художественный университет недалеко от своего дома и на втором курсе выиграл премию Spiral Independent Creators, что привело к дальнейшему сотрудничеству с галереей, спонсировавшей эту награду. С тех пор выставки его творений проходили по всей Японии и даже Европе, но, конечно, не обошлось и без трудностей.

-2
-3

Фантастические твари и где они обитают

Работы Исино изгибаются, трансформируются и закручиваются во впечатляющие органические формы. Скульптор работает с высыхающей на воздухе глиной, которую лепит на каркас, сваренный из металла, постепенно придавая ей форму пальцами и ловко манипулируя каждым изгибом. Он предпочитает использовать свои руки, а не инструменты, потому что чувствует, что так у него появляется больше свободы действий для создания тонких линий и совершенствования форм.

Хотя изначально творчество Исино — сначала рисунки, а затем и скульпутры — было вдохновлено научно-фантастическими и фэнтези-фильмами, с недавнего времени его внимание переключилось на японскую мифологию. Серию скульптур ∞ millions (2022—2023 гг.) Исино посвятил многочисленным японским богам, которых, как считается, существует «восемь мириад» (в данном случае число восемь является синонимом слова «множество»): по божеству для каждого предмета и явления в этом мире. В отличие от западной мифологии, в которой обычно существуют детальные изображения и описания каждого из легендарных существ, в японской мифологии часто бывает так, что известны только имя существа и некоторые детали. Это даёт Исино свободу интерпретировать мифологические сюжеты и их персонажей, как ему хочется.

Одна из работ в серии ∞ millions посвящена Микахаяхи-но ками, «Богу Устращающего Быстрого Огня»,— божеству, о котором, по словам Исино, сами японцы почти не знают. На всю эту серию же Исино вдохновило божество огня Кагуцути, чей отец, божество-первопредок Идзанаги, убил его и разрубил на восемь кусков, из которых и родились восемь мириадов божеств. Похожим образом Исино повторно использует свои сломанные или неудачные работы, чтобы создавать новые.

Микахаяхи-но ками, 2023 год
Микахаяхи-но ками, 2023 год

Кагуцути, 2022 год
Кагуцути, 2022 год

Исино подчёркивает, что на его работы также сильно повлиял знаменитый художник XVIII—XIX веков Франсиско Гойя. Гойя переосмыслил мифологию с собственной точки зрения, используя свои картины для критики общества своего времени. Исино также называет источником вдохновения Альберто Джакометти, прославленного швейцарского скульптора-экзистенциалиста. Впрочем, себя Исино экзистенциалистом не считает. «Мне не очень близок негатив экзистенциализма, я вижу себя скорее в центре тайфуна, в затишье среди бури, ремонтирующим и восстанавливающим то, что было разрушено вокруг меня, — говорит скульптор. — Я думаю, что это мой способ обозначить собственное существование в вихре сегодняшнего общества, перегруженного информацией». Скульптуры Исино, похожие на вихри, закручиваются и изгибаются, нагромождая одни витки на другие: красота спокойствия среди бушующего шторма.

Пятиэтапный план

Несмотря на оригинальность, захватывающую замысловатость и глубину своих работ, Исино чувствует, что они отодвинуты на второй план традиционными скульпторами, которые рассматривают его работы просто как декоративные статуэтки.

«Мои работы и работы моих коллег сравнивают с фигурками, хотя наше искусство намного более комплексное и наполненное смыслом», — говорит Исино. В попытке добиться признания он составил план на ближайшие десять лет, состоящий из пяти этапов, каждый из которых основан на выставках работ его коллектива художников Golem.

-9
-10
-11

В Golem состоят шесть участников со всей Японии, которых Исино отобрал в соответствии с некоторыми условиями. Все члены группы примерно одного возраста, чтобы максимально не допустить возникновения вертикальной иерархии, а их работы схожи. Уэда Акиси, например, делает невероятно детализированных ярких персонажей, которые одновременно очаровывают и вводят в замешательство, а Наканиси Хироаки создаёт крошечных гротескных существ, порождённых его воображением: одни похожи на демонов, другие — на инопланетян.

Рассуждая о сходстве работ участников группы с персонажами комиксов и фигурками, Исино говорит: «Эти части субкультуры — интернет-культура, научная фантастика, аниме и так далее — побочный продукт нашего поколения. Это то, с чем мы выросли, часть нашего общества, которой не было в предыдущих поколениях, и это влияет на нашу работу. Я думаю, что в будущем это будет оказывать большое влияние и на других художников».

Именно это наблюдение заставляет его продолжать работу над проектом Golem, который существует уже второй год и находится на втором этапе своего развития. Исино говорит, что на финальном этапе большие галереи должны принять их и оценить новый жанр, который они продвигают. «Когда у Уэды была выставка за границей, его работы назвали “j-pop сюрреализмом”, что, как мне кажется, хорошо подходит нам», — говорит Исино.

Одобрение мира высокой моды

В конце 2022 года с Исино связалась авангардный нидерландский модельер Ирис Ван Херпен. Она хотела купить одну из его скульптур после того, как наткнулась на его творчество в интернете.

Исино отправил пару своих скульптур для её личной коллекции, и она оказалась настолько впечатлена, что предложила ему выставить свои работы в рамках её ретроспективы в Париже, которая проходила в Музее декоративного искусства с ноября 2023 года по апрель 2024 года. На выставке были представлены работы Ирис вместе со специально отобранными творениями художников со всего мира, включая известных скульпторов Кейт Макгвайр и Филипа Бизли. Исино создал для выставки новое произведение искусства «Ёмоцу-ооками» (другое имя богини Идзнами).

«Ирис дала мне свободу действий, — говорит Исино. — Я очень это ценю. Я сделал работу в достаточно крупном масштабе, чтобы она хорошо смотрелась в галерее». Скульптура высотой 1,53 метра, хотя и значительно выше остальных его работ, сохраняет в себе множество замысловатых деталей. Выставка была разделена на девять отдельных секций, и скульптура «Ёмоцу-ооками», выставленная в зоне, посвящённой скелетам, заняла там достойное место.

В 2024 году выставка прошла повторно в австралийском Брисбене, благодаря чему «Ёмоцу-ооками» появился ещё в одной стране. Возможно, это и есть начало более широкого признания работ Исино?