Исино Хэйсиро — 32-летний скульптор из Японии, чьи работы пугают и восхищают одновременно. Используя глину, Исино создаёт существ, сочетающих в себе мифологические и поп-культурные мотивы. Скульптуры Исино извиваются и закручиваются причудливым образом, что формирует уникальные объекты искусства, которые настолько отличаются от работ других скульпторов, что их можно выделить в отдельный жанр.
Путь творца
Исино Хэйсиро родился в городе Кобе и начал заниматься скульптурой с подросткового возраста. Но и до этого его школьные учебники были исписаны рисунками фантастических существ, которые были вдохновлены его любимыми жанрами фильмов: научной фантастикой, фэнтези, фильмами ужасов из разных стран мира от «Чужого» до «Годзиллы».
Исино изначально хотел работать в киноиндустрии. В подростковом возрасте он занимался этим в качестве подработки, попутно создавая скульптуры. Тогда он не обращал внимания на творческие ограничения, возникающие при работе в кино, но со временем Исино понял, что ему придётся подчинить свою работу воле будущих клиентов, и поэтому отказался от голливудских амбиций. В возрасте двадцати лет на выставке работ выпускников Токийского университета искусств на Исино будто бы снизошло озарение, и он решился попробовать вести жизнь свободного творца. Он поступил в художественный университет недалеко от своего дома и на втором курсе выиграл премию Spiral Independent Creators, что привело к дальнейшему сотрудничеству с галереей, спонсировавшей эту награду. С тех пор выставки его творений проходили по всей Японии и даже Европе, но, конечно, не обошлось и без трудностей.
Фантастические твари и где они обитают
Работы Исино изгибаются, трансформируются и закручиваются во впечатляющие органические формы. Скульптор работает с высыхающей на воздухе глиной, которую лепит на каркас, сваренный из металла, постепенно придавая ей форму пальцами и ловко манипулируя каждым изгибом. Он предпочитает использовать свои руки, а не инструменты, потому что чувствует, что так у него появляется больше свободы действий для создания тонких линий и совершенствования форм.
Хотя изначально творчество Исино — сначала рисунки, а затем и скульпутры — было вдохновлено научно-фантастическими и фэнтези-фильмами, с недавнего времени его внимание переключилось на японскую мифологию. Серию скульптур ∞ millions (2022—2023 гг.) Исино посвятил многочисленным японским богам, которых, как считается, существует «восемь мириад» (в данном случае число восемь является синонимом слова «множество»): по божеству для каждого предмета и явления в этом мире. В отличие от западной мифологии, в которой обычно существуют детальные изображения и описания каждого из легендарных существ, в японской мифологии часто бывает так, что известны только имя существа и некоторые детали. Это даёт Исино свободу интерпретировать мифологические сюжеты и их персонажей, как ему хочется.
Одна из работ в серии ∞ millions посвящена Микахаяхи-но ками, «Богу Устращающего Быстрого Огня»,— божеству, о котором, по словам Исино, сами японцы почти не знают. На всю эту серию же Исино вдохновило божество огня Кагуцути, чей отец, божество-первопредок Идзанаги, убил его и разрубил на восемь кусков, из которых и родились восемь мириадов божеств. Похожим образом Исино повторно использует свои сломанные или неудачные работы, чтобы создавать новые.
Исино подчёркивает, что на его работы также сильно повлиял знаменитый художник XVIII—XIX веков Франсиско Гойя. Гойя переосмыслил мифологию с собственной точки зрения, используя свои картины для критики общества своего времени. Исино также называет источником вдохновения Альберто Джакометти, прославленного швейцарского скульптора-экзистенциалиста. Впрочем, себя Исино экзистенциалистом не считает. «Мне не очень близок негатив экзистенциализма, я вижу себя скорее в центре тайфуна, в затишье среди бури, ремонтирующим и восстанавливающим то, что было разрушено вокруг меня, — говорит скульптор. — Я думаю, что это мой способ обозначить собственное существование в вихре сегодняшнего общества, перегруженного информацией». Скульптуры Исино, похожие на вихри, закручиваются и изгибаются, нагромождая одни витки на другие: красота спокойствия среди бушующего шторма.
Пятиэтапный план
Несмотря на оригинальность, захватывающую замысловатость и глубину своих работ, Исино чувствует, что они отодвинуты на второй план традиционными скульпторами, которые рассматривают его работы просто как декоративные статуэтки.
«Мои работы и работы моих коллег сравнивают с фигурками, хотя наше искусство намного более комплексное и наполненное смыслом», — говорит Исино. В попытке добиться признания он составил план на ближайшие десять лет, состоящий из пяти этапов, каждый из которых основан на выставках работ его коллектива художников Golem.
В Golem состоят шесть участников со всей Японии, которых Исино отобрал в соответствии с некоторыми условиями. Все члены группы примерно одного возраста, чтобы максимально не допустить возникновения вертикальной иерархии, а их работы схожи. Уэда Акиси, например, делает невероятно детализированных ярких персонажей, которые одновременно очаровывают и вводят в замешательство, а Наканиси Хироаки создаёт крошечных гротескных существ, порождённых его воображением: одни похожи на демонов, другие — на инопланетян.
Рассуждая о сходстве работ участников группы с персонажами комиксов и фигурками, Исино говорит: «Эти части субкультуры — интернет-культура, научная фантастика, аниме и так далее — побочный продукт нашего поколения. Это то, с чем мы выросли, часть нашего общества, которой не было в предыдущих поколениях, и это влияет на нашу работу. Я думаю, что в будущем это будет оказывать большое влияние и на других художников».
Именно это наблюдение заставляет его продолжать работу над проектом Golem, который существует уже второй год и находится на втором этапе своего развития. Исино говорит, что на финальном этапе большие галереи должны принять их и оценить новый жанр, который они продвигают. «Когда у Уэды была выставка за границей, его работы назвали “j-pop сюрреализмом”, что, как мне кажется, хорошо подходит нам», — говорит Исино.
Одобрение мира высокой моды
В конце 2022 года с Исино связалась авангардный нидерландский модельер Ирис Ван Херпен. Она хотела купить одну из его скульптур после того, как наткнулась на его творчество в интернете.
Исино отправил пару своих скульптур для её личной коллекции, и она оказалась настолько впечатлена, что предложила ему выставить свои работы в рамках её ретроспективы в Париже, которая проходила в Музее декоративного искусства с ноября 2023 года по апрель 2024 года. На выставке были представлены работы Ирис вместе со специально отобранными творениями художников со всего мира, включая известных скульпторов Кейт Макгвайр и Филипа Бизли. Исино создал для выставки новое произведение искусства «Ёмоцу-ооками» (другое имя богини Идзнами).
«Ирис дала мне свободу действий, — говорит Исино. — Я очень это ценю. Я сделал работу в достаточно крупном масштабе, чтобы она хорошо смотрелась в галерее». Скульптура высотой 1,53 метра, хотя и значительно выше остальных его работ, сохраняет в себе множество замысловатых деталей. Выставка была разделена на девять отдельных секций, и скульптура «Ёмоцу-ооками», выставленная в зоне, посвящённой скелетам, заняла там достойное место.
В 2024 году выставка прошла повторно в австралийском Брисбене, благодаря чему «Ёмоцу-ооками» появился ещё в одной стране. Возможно, это и есть начало более широкого признания работ Исино?