Улак (другое название — купкари) представляет собой традиционное конно-спортивное состязание скотоводческих народов Средней Азии, уходящее корнями в глубокую древность. В буквальном переводе слово «улак» означает «туша козла» (или телёнка), специально подготовленная для игры. Все участники состязания сидят верхом на лошадях; победителем становится тот, кто первым донесёт улак до установленной линии финиша.
Такие игры, как правило, устраивают в дни праздников и торжеств, чаще всего по случаю свадеб или празднования обряда обрезания (суннат-той). Для тюркских народов рождение мальчика — наследника рода — считалось большой честью, поэтому устраивались обильные празднества. Игры улак также организовывали в честь рождения наследника престола (валиахда).
Примечательно, что в узбекском языке по отношению к проведению свадеб или игр улак вместо слова «организовать» (ташкил қилиш) употребляют глагол «берди» («дал»). Например, не говорят «такой-то сыграл свадьбу», а — «такой-то дал свадьбу».
Воспитательная и хозяйственная роль улака
В древние времена улак был не только народным зрелищем и увеселением, но и выполнял важную воспитательную функцию. Он развивал в мальчиках и юношах смелость, отвагу, мастерство верховой езды, а также приобщал к воинскому делу. Помимо этого, игра способствовала развитию животноводства, особенно коневодства, в Средней Азии. Для таких состязаний требовались выносливые и быстрые кони, что стимулировало выведение особых пород. По некоторым данным, породы арабских, ахалтекинских, карабаирских и кураминских лошадей частично создавались с учётом проведения игр улак.
Неудивительно, что ещё в древних китайских источниках упоминается восхищение среднеазиатскими скакунами. Лошади не всякой породы выдерживали все тяготы этой напряжённой игры.
Сезон проведения игр
Свадебные торжества с проведением улака чаще всего устраивали поздней осенью, зимой и ранней весной. В горных районах такие праздники могли проходить независимо от времени года. Это объясняется двумя причинами:
- заботой о лошадях (чтобы их не использовать в разгар полевых работ),
- необходимостью не отвлекать людей в период активных сельскохозяйственных кампаний.
Организация праздника и игра улак
Совет старейшин («маслахат они»)
Примерно за 10–15 дней до намеченного события созывали Совет старейшин кишлака (деревни), куда приглашали аксакалов, родственников, поваров, а также уважаемых людей из соседних кишлаков. По этому случаю обычно резали барана. На совете назначали дату и обсуждали порядок проведения праздника (тоя), чтобы свадьба с игрой улак не совпала с торжествами в других кишлаках. Для того чтобы не перегружать жителей одного кишлака материально и физически, старались не назначать больше двух свадеб подряд.
Заранее планировали приём и размещение гостей, особенно прибывающих издалека. В народе этот обычай называется «кунак бериш» («предоставление места гостю»). Гостей расселяли у родственников хозяина свадьбы, а также в зажиточных семьях. Предоставление кунака и проводы гостей считались самой почётной и ответственной обязанностью. Предпочтение отдавали тем семьям, в хозяйствах которых имелись лошади.
Кунак предоставляли не только гостям, но и участникам состязаний и их болельщикам. Строго следили за тем, чтобы в одном доме не размещалось более 12 гостей. Хозяин свадьбы передавал в дом, где располагались гости, одного козла или барана, из которого готовили угощение исключительно для гостей. Среди тюркских народов посягательство на пищу гостя считалось и считается тяжким проступком.
Например, в Джизакской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областях Узбекистана, а также в отдельных районах Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана блюдо из очищенной головы и ножек животного считалось особым деликатесом, который ели и хозяева дома, и гости. Остальную часть туши делили на 12 порций и подавали исключительно гостям. Гости могли либо съесть свою долю на месте, либо забрать её с собой.
Размещение гостей и традиции кунака
Гостям, прибывшим за день до игр, предоставляли двухдневный кунак, а тем, кто приезжал в день проведения игр, — однодневный. Хозяева (кунакчи), принимавшие гостей, сопровождали их на все мероприятия.
Обычай предоставления кунака до сих пор широко сохраняется у кыргызов, казахов, проживающих в горных и предгорных районах Узбекистана, а также у кураминцев в Аштском районе Таджикистана, в Коканде, Ферганской долине, в предгорьях Наманганской и Андижанской областей, в Сырдарьинской и Джизакской областях Узбекистана.
Подготовка к улаку
После того как была согласована дата свадьбы и распределён кунак, из числа близких родственников тойбаши (хозяина свадьбы и организатора улака), участников состязаний и людей, хорошо знающих соседние кишлаки, выбирали тех, кто будет приглашать гостей. С древних времён приглашение на свадьбу передавалось устно, ныне же часто вручают специальные открытки — туйхат.
Приглашения передавали аксакалам или известным силачам и наездникам (полвонам), указывали имена приглашённых аксакалов, бывших наездников, силачей и сообщали дату проведения улака. Однако даже те, чьи имена не были названы в приглашении, имели право прийти на свадьбу и участвовать в игре. Приглашённые могли сами привести других гостей, которым также предоставляли жильё и угощение.
Приготовление улака и торжественный приём
Когда день свадьбы был определён и приглашения разосланы, тойбаши приступал к последним приготовлениям: забивался козёл для улака, готовились призы, заготавливали корм для лошадей участников. На свадьбах с улаком обычно варили шурпу и плов, учитывая, что гостей может оказаться гораздо больше, чем приглашено. Если игры заканчивались поздно, жители кишлака, где проходил праздник, предоставляли гостям ночлег в своих домах, угощали их и на следующий день торжественно провожали.
Подготовка улака для игры. Самое срединное
За день до той готовили козла или телёнка, из которого делали улак. Это выполнялось по строгим правилам. Отбирали животное мужского пола, так как существовало поверье: если улак изготовлен из козы или тёлки, то во время игры могут происходить падения всадников и лошадей, а также другие неприятности. Ещё одной причиной было то, что шкура и сухожилия козлов и телят прочнее — они выдерживали перетягивания и удары копыт.
В Ташкентской, Сырдарьинской областях, Аште, Таджикистане и Южном Казахстане для этих целей специально откармливали козла (така), затем состригали с него шерсть. После убоя делали надрез длиной 15–20 см, удаляли все внутренности, кроме печени, сердца и лёгких; в некоторых районах убирали все органы. Надрез туго зашивали прочной нитью или специальной, изготовленной из кожи, чтобы копыта лошадей не попадали внутрь улака, иначе животное могло бы поскользнуться. После очистки ноги туши отрезали до колен.
Улак обычно весил 55–60 кг. Если использовали тушу телёнка весом 80–100 кг, после подготовки оставалось 60–80 кг. Если улак выходил слишком лёгким (40–50 кг), его заполняли солью, ячменём или кукурузой до 60–70 кг. Если же улак оказывался тяжелее, чем нужно, срезали лишнее мясо с шеи. Голову отделяли так, чтобы оставались уши и часть шеи — для удобства захвата всадниками. Хвост оставляли длиной не более 15–20 см, чтобы никто из игроков не мог обмотать его вокруг седла. Часто на одной ноге улака делали надрез для удобства захвата, на другой — не делали, чтобы соперник не мог привязать его к седлу (это запрещено правилами).
Для одной игры обычно готовили один-два улака. Если первый рвался, выбрасывали второй. На праздниках урожая, Наврузе, юбилейных свадьбах иногда сразу бросали три-четыре улака, для чего заранее готовили до десяти туш.
Организация и правила игры
В разных местностях и у разных народов правила и организация игры имели свои особенности. Например, на свадьбах в Самаркандской области часто готовили несколько улаков, при этом их не очищали от внутренностей, отделяли только голову и ноги. Один такой улак использовали лишь один раз. Победителю вместе с призом доставался и улак, а для продолжения игры бросали следующий.
Далее глашатай на коне приглашал жителей кишлака на плов и шурпу, объявляя, кто проводит торжество, например: «на свадьбу к Валиджону». Обычно жители одной махалли — и молодые, и старшие — шли на праздник вместе. Гостям подавали шурпу и плов. После трапезы хозяин свадьбы или его сын, погрузив улак на лошадь, просил у собравшихся благословения. Самый уважаемый (аксакал, мулла или ходжа) произносил добрые слова о мире, здоровье, хлебе насущном, долгой жизни хозяина свадьбы и ребёнка, которому играют свадьбу, а также желал счастья и удачной игры. Все поднимали ладони и совершали дуо (движение рук, имитирующее омовение лица). Это имело важное морально-психологическое значение, укрепляло веру и надежду на лучшую жизнь. Люди, получившие благословение, приносили призы для игры. Во время состязаний глашатаи ещё раз объявляли имена хозяев призов, и те вновь получали дуо.
Большое внимание уделялось выбору поля — как правило, это была равнина в 2–3 га. Размер зависел от количества зрителей и игроков. Игровое поле ограждали возами, чтобы обеспечить безопасность зрителей и не мешать ходу игры. Люди рассаживались на возах, телегах или других возвышенностях. Аксакал, который вручал призы, назначался в день тóя и получал почётное место.
Правила оглашал пожилой наездник или главный судья (баковул, солимчи). Они были такими:
- нельзя наезжать лошадью на всадника, который, наклонившись, берёт улак с земли;
- пешему нельзя передавать улак всаднику;
- нельзя тянуть соперника с улаком сзади и валить его;
- нельзя завязывать улак шнуром, вставлять ручку плётки в ногу улака, вешать улак на седло;
- нельзя относить улак зрителям;
- в Наманганской области нельзя тянуть улак, который уже перекинут через седло (в других районах Ферганской долины это не считалось нарушением);
- все должны подчиняться судье в случае остановки игры.
Тои с улаком обычно длились два-три дня. В первый день играли молодые наездники (12–15 лет не допускали), взрослым было участвовать постыдно. Для молодых специально готовили улак весом 30–35 кг. Победителям вручали небольшие призы — одежду, отрезы ткани, хозяйственные товары. Затем судья останавливал игру молодых и приглашал взрослых. Самый большой приз обычно разыгрывали во второй день.
На второй день после утреннего плова игра шла дольше. В Ферганской долине на такие игры собиралось не менее 200–300 участников, а на крупных — до 500–700 и даже 1000. Иногда правила слегка менялись для гостей из Ашты, Сырдарьи, Самарканда, Ташкента: специально готовили козлиный улак, чтобы не обидеть гостей. До 1980-х годов не было финишной отметки («марра»), главным считалось перекинуть улак поперёк седла. Позже для гостей стали устанавливать и марру.
На массовых праздниках, например Наврузе, разыгрывали тушу телёнка. На свадьбах ценными призами были верблюды, лошади, телята, бараны, козлы, ковры, войлок, накидки для лошадей. Менее ценными — деньги, ткани, товары, велосипеды, игрушки. Ценность зависела от состоятельности хозяина. Иногда дарили «девятку» — комплекс из девяти наименований (баран, три козла, ткань, сундук, хозтовары и др.). До 90% призов составляли подарки гостей.
После вручения всех призов улак бросали для «олди-олди» — кто первым вырвет его и увезёт с поля, тому он и достанется. Это считалось завершением игры. Старейшины давали благословение, и зрители расходились.
Региональные особенности
В горах Наманганской области чаще резали телёнка весом 70–100 кг. Там запрещалось тянуть всадника, уже положившего улак на шею лошади. Не обязательно было делать круг у зрителей. Если один всадник передавал улак другому, оба лишались приза.
У тюрков в предгорьях Ферганской долины (Новкат, Ош, Канибадам, Ашт, Худжанд) были свои виды игр: «така улок» (козлиный улак), «шогулоу», «жамоали» (общественный), «дарвозали» (с воротами), «маррали» (финишный).
Така улок проводили чаще на тоях. Для него откармливали старого козла, состригали шерсть, очищали от внутренностей. Вес улака был 25–50 кг. Правила объяснял всадник на коне. Перед игрой читали молитву. Улак перекидывали через седло или привязывали к стремяни. Сильные участники могли сломать ноги улака, так как шкура и сухожилия сильно закручивались. Победителем становился тот, кто первым доставлял улак к «марра белгилаш» — финишу между двух холмов.
Для верхнего финиша полагались крупные призы (верблюд, лошадь, бык, ковры, «девятка»), для нижнего — менее ценные.
В заключительной игре («маррали») участник лишался приза, если:
- ему подал улак пеший;
- он связал улак шнуром;
- перекинул шнур стремени через улак и повесил на край седла;
- доставил улак при помощи напарников;
- потянул улак с обратной стороны, опрокинув соперника;
- бросил улак дальше марры.
Часто на верхний и нижний финиш назначали по два приза — один всаднику, другой хозяину лошади.
Шогулоу — дополнительный улак (12–20 кг), подаренный гостями. Тот, кто принёс шогулок, скакал с ним на финиш за 1–2 км. Остальные могли вырваться вперёд и попытаться отобрать его. Победитель с друзьями съедал мясо шогулока. Слово «шогулоу» происходит от «шикор ов», что в средневековье и в период ханств означало «охота». Процесс игры действительно напоминал охоту. Обычно эта игра проводилась гостями в первый день тоя (праздничного мероприятия). Иногда привозили до десяти шогулоков, что не мешало основному действу, так как финиш располагался гораздо дальше.
Во время массовых гуляний также устраивалась игра под названием «футбол улак», или «командный улак». В такие игры не играли на тоях. Для командного, «футбольного» улака выбирали ровное поле и выкапывали яму диаметром около 1 м, куда участники должны были забросить улак.
Правила игры:
Участвовали команды по пять всадников. Команды называли по кличкам лошадей (например, Каракамар, Окёп, Турмак, Курама, Буйс, Юлбарс, Коракажка) или просто по номерам. Таблички с названием или номером прикрепляли на груди и спине участников. Игра начиналась в центре поля. Время игры зависело от числа команд — 30 минут, час и т.д. Иногда заранее устанавливали число «голов» — например, 3 или 5, которые нужно было забить в яму.
По правилам, обе команды выстраивались напротив друг друга на расстоянии 10–15 м от центра поля, где клали улак. По команде баковула (судьи) всадники устремлялись к улаку. Передавая его друг другу или привязывая к стремяни, мчались к подготовленной яме. Побеждала команда, первой забившая нужное количество голов. Победитель получал право продолжить участие в турнире, а проигравшие выбывали и больше в этот день не играли.
Если кто-либо из участников нарушал правила (например, улак передавали с помощью шнура, перегибали стремя или помогали пешие участники), с команды снимались очки. В спорных ситуациях судья мог не засчитать очки ни одной из команд и игра начиналась заново с центра поля.
Игра проводилась по типу спортивной олимпиады: боролись команды, набравшие больше всего очков. Победившим трём командам в зависимости от результата вручались призы. Каждый всадник-победитель получал свой приз: за первое место — лошадь, теленка или овцу; за второе — козлёнка, ковер или войлок; за третье — предметы утвари, конскую сбрую. Кроме того, отдельно награждали самого искусного игрока.
Варианты игры у других народов и регионов:
Узбеки, жившие на севере Таджикистана и в Афганистане, тоже устраивали подобные игры, но с другими правилами. На определённом расстоянии от центра поля ставили стойки с флажками (напоминавшими футбольные ворота), а на середину поля клали улак. Игроки должны были, подложив улак под ногу, пройти между стойками и бросить улак. Если участник завязывал улак шнуром, перегибал стремя, если его лошадь вел напарник, либо если он бросал улак, не донеся до ворот, победа не засчитывалась, и игра начиналась заново. Если в ворота попадала только половина улака, судья также не считал это победой.
В Самаркандской области правила улака тоже имели свои особенности. Там резали несколько козлят весом 15–25 кг, отделяли головы и ножки, но не вычищали внутренности. С возвышенности (с телеги или холма) участникам бросали улак. Игроки должны были поднять его и, подложив под ногу, перенести через специально обозначенную линию длиной не менее 10 м. Линию выкладывали из камней, сена или копали неглубокий ров и посыпали его известью. За ходом игры следил судья с помощниками.
В долине Кашкадарьи существует финишный вид улака с козленком. Игроки должны были доставить улак к определённой метке — телеге или большому камню. Сейчас вместо телег используют машины, при этом улак должен коснуться колеса. Судья (баковул) забирает улак и начинается новый раунд.
Во всех вариантах судья объявлял победителей и вручал призы как всаднику, так и хозяину лошади.
О сходстве и подготовке:
Сходство правил игры в разных регионах Средней Азии и соседних странах объясняется общностью быта и хозяйства проживавших там народов. Подготовка лошади к игре была везде одинаковой. Лошадей начинали тренировать с 4–5 лет, а наилучший возраст считался от 7 до 12 лет. Длительность участия лошади зависела от ухода. Летом их кормили зерном досыта, постепенно увеличивая порцию на 300–400 г в день, пока животное не переставало доедать. Потом неделю держали рацион без добавок, затем столько же дней убавляли порцию, возвращаясь к норме (3–4 кг). Крупные лошади съедали до 40–50 кг в день. Старым лошадям с выпавшими зубами давали патыр или варёное зерно с яйцом и сахаром. Воду лошадь пила только перед кормлением, иначе могла заболеть «опущением корма в ноги», что лечили, заставляя стоять с ногами в холодной воде.
К концу сентября усиленное кормление завершалось. Начинался «кантарув» — лошадь привязывали так, чтобы она не доставала до корма. Днём лошади давали воду, траву и 4–5 кг корма, а на 6–8 часов делали «кантарув». Такой режим длился 20–25 дней, затем лошадь привязывали к колу, где она крутилась и охлаждалась ещё около 20 дней. После этого хозяин начинал выезжать: сначала на 50–100 м, увеличивая до 4–10 км, при этом делая короткие скачки на 20–500 м. Этот период — самый важный: организм лошади усваивал жир и сохранял мясо, а животное закаляло выносливость.
В Ферганской долине для улака отбирали лошадей с высокой спиной, широкой грудью и мощным крупом — чтобы удобно было перекидывать теленка через седло. Скорость тут была не важна — нужны были сила и стойкость, чтобы удержать улак весом 60–80 кг вместе с наездником.
Подготовка всадников и снаряжение:
Игроки тоже готовились заранее: ели калорийную пищу (плов, кавурма, басма, мучное), занимались физическими упражнениями и воздерживались от интимной близости за месяц до игр. Снаряжение лошадей выбирали исходя из типа улака. Для игр с телёнком использовали седла с толстыми краями и длинные шнуры стремени, для игр с козлёнком — лёгкие седла и короткие шнуры.
Ценились седла и мастера их изготовления. Украденное седло считалось великим позором, за это старики даже читали проклятия. Для игроков шили специальные сапоги с высокими каблуками (10–12 см) и широкими голенищами, которые защищали ноги. Надевали также шапки или повязки-чалмы, а сегодня — кожаные шлемы. Из верхней одежды — короткий чапан, а на пояс — платок с хлебом, считавшийся оберегом. Всадники и лошади часто носили амулеты от сглаза.
Духовная сторона и обычаи:
Считалось, что лошадь каждый день просит у Создателя 70 булок хлеба: 69 для хозяина и только одну для себя. Поэтому говорили, что тот, кто держит лошадей, непременно добьётся своего, а его молитва будет услышана. Если человек погибал в бою, на игре улак или в пути на коне, его хоронили как чистого, ведь перед тем, как сесть в седло, он совершал омовение и читал молитву. Этот обычай жив и сейчас: перед игрой всадники очищаются, готовят седло, ставят лошадь лицом к Мекке, читают дуо, гладят лоб и шею лошади, ласково с ней разговаривают и лишь затем, сев в седло, произносят «Бисмиллахир-рахманир-рахим» или «Али уулласын». После этого получают благословение от отца, наставника и аксакалов на безаварийную игру и победу.
Исторические перемены:
В советское время игру улак пытались запретить. В 1920–30-е годы за её организацию людей преследовали и даже высылали. Но начиная с 1980-х годов игра вновь начала возрождаться, а 24 января 2001 года был издан Указ Президента о развитии национальных массовых игр, в том числе улака. Г. Смаилов»