Вряд ли на момент написания пьесы «Перед восходом солнца» Гауптман слышал русскую народную песню «Ты взойди, солнце красное…» о ватаге Стеньки Разина. Великому исполнителю этой песни Ф.И.Шаляпину на тот момент (1889 год) было всего 15 лет, и тогда ещё вряд ли кто-то мог предсказать его всемирную славу. Да и про нашего народного героя Степана Разина в Европе в конце девятнадцатого века как-то подзабыли. Однако недалеко было то время, когда мы о себе напомнили. Оно уже наступало. Многим казалось, что по всему миру…
Здравствуйте, дорогие подписчики и уважаемые гости канала «Дистанционный смотритель»! Сегодня пятница, а значит, время рубрики «На экране и сцене». Читали пьесу Гауптмана «Перед восходом солнца»? Хотя бы что-то слышали про неё и её автора? Если нет, предлагаю вашему вниманию. Если да, можете следующие два абзаца смело пропустить или даже сразу перейти в «Комментарии», дабы явить удивлённому миру величие разума. Ну или просто скромно высказать веское мнение. Так сказать, почтить вниманием.
Гауптман, если что, не воинское звание, соответствующее капитанскому чину, а фамилия немецкого драматурга. Во всяком случае я имел в виду именно его: ведь не какой-то гауптштурмфюрер написал «Перед восходом солнца», Одиноких» и «Товарища Крамптона», а сам Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (1862–1946 гг.) – классик немецкого натурализма.
* Натурализм – один из основных стилей литературы XIX–XX вв., для которого характерны: протокольное описание бытовой стороны жизненных явлений без их критического отбора, типизации, идейной оценки; антисоциальный, биологический подход к человеку; повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и низменным проявлениям человеческой природы; фатализм; фетишизм (подробнее смотрите стр.611–619 «Литературной энциклопедии терминов и понятий» А.Н.Николюкина).
Герхарт Гауптман в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) дал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете. С первой же сцены зритель (и читатель) погружается в пропитанную всевозможными пороками атмосферу провинциальной Германии конца девятнадцатого века. Сельский патриархальный быт развращён промышленной революцией, деньгами и пьянством. Перед нами проносится галерея запоминающихся образов: быстро и нечестно разбогатевшие члены семьи Краузе, предавшие идеалы юности Гофман и доктор Шиммельпфеннинг, борец за чужое счастье Лот. Оторвавшиеся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на них богатству (на их участке был обнаружен уголь), Краузе живут самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования. Скучающая от безделья мачеха хочет выдать замуж за своего любовника падчерицу. Отец в пьяном угаре путает свою дочь с проституткой). Жена Гофмана тоже больна алкоголизмом и потому теряет едва родившихся детей. Лишь младшая дочь Краузе, Елена, – неиспорченная, образованная девушка. Она влюбилась в Лота, а тот полюбил её. Но Гофман ревнует свояченицу к бывшему другу и портит её репутацию. Узнав, что у Елены плохие гены (из семьи алкоголиков), Лот отказывается от своего счастья, оставляя прощальное письмо. Под пение хвастливой песенки пьяного Краузе Елена совершает самоубийство.
Название пьесы символично. По мнению многих критиков, «оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей» (История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Вл.А.Луков. — М.: Академия, 2008). «Мир охвачен всеобщей деградацией, но люди мечтают увидеть восход солнца», – пишет А.П.Склизкова в статье «Мистический натурализм. Драма Г.Гауптмана «Перед восходом солнца» в «Известиях Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» за 2013 год. Мечтают, например, Альфред Лот и Елена Краузе, но восхода солнца так и не видят. То есть вот-вот взойдёт долгожданное солнце, но как поётся в ещё одной песне, практически народной, хоть и написанной конкретными людьми (в частности автор текста – А.Молчанов): «Не для меня придёт весна…»
Я привык символы воспринимать как нечто многозначное. В названии пьесы Гауптмана, конечно, тоже много всего: и грядущие социальные изменения, и упущенное счастье (что-то сродни идее чеховского «Вишнёвого сада»), и новые возможности для тех, кто их достоин. Впрочем, третье, возможно, мои домыслы. Но кто верил во всеобщее равенство возможностей во времена Гауптмана? Да, были такие идеалисты. Такие, как Лот. А Лот, как известно, поверил в невозможность личного счастья, лишь слегка столкнувшись с весьма абстрактным препятствием. Что, такие люди способны кого-то довести куда надо? А кому надо? Вы бы доверили своё будущее человеку, отказавшемуся от любимой женщины только потому, что она из семьи алкоголиков? Или не алкоголиков, а, например, из дворян? Или крестьян? Или ещё кого-то из какой-то не той среды? Раз так, то вести к счастью можно только определённую группу людей. Например, пролетариат. А остальных в расход? Что-то это мне напоминает…
Интересный факт: автобиографическая книга Михаила Зощенко называется так же, как и пьеса Гауптмана. Те же грабли, кстати. Поиск причин неврозов в детских травмах. Тоже без шансов на счастливую жизнь во враждебном с детства мире. Тот же выбор решения проблем – голову в песок, как страус. Потому что та же экзистенциальная концентрация на себе. Пусть и самоироничный, но печальный диагноз.
Пьеса «Перед восходом солнца» подходит для чтения даже тем, кто старается драматические произведения обходить стороной. Здесь такое количество ремарок, что создаётся ощущение, что читаешь киносценарий или вообще новеллу. К примеру, в последней 382 слова, а событий больше, чем в некоторых сериалах. Да и в меньшем количестве слов порой столько мыслей, отчаянья, сломанных судеб.
Цитаты:
А разве, например, не нелепо, что трудящийся работает в поте лица своего и голодает, а тунеядец живет в роскоши?.. И разве не нелепо, что за убийство в мирное время карают, а за убийство на войне награждают?
Я начинаю думать, что каждая семья – это замаскированный сумасшедший дом!
Один старый мудрец сказал: в человеческой душе заложены две силы – действенная и созерцательная. Первая двигает тебя вперед, но к цели тебя приводит вторая.
Для молодых смерть – возможность, для стариков – неизбежность.
Всякий сон – это смерть души.
Молодость и дружба исчезают одновременно.
Пьесу «Перед восходом солнца» называют «драмой сострадания». Не обвинять, не наказывать, а сострадать? Согласны с таким выводом?
P.S. Пьесу Г.Гауптмана «Перед восходом солнца» я вспомнил и перечитал при подготовке Летнего Супербинго, которое я решил составить из драматических произведений, названия которых включают слова «женщина», «усадьба», «вода», «сад», «солнце», «дача», «цветы», «лето», «птицы». Идея Бинго принадлежит Юлии (канал «Ветер в книгах»), подробнее здесь:
Осталось прочитать две пьесы, в названия которых входят слова «усадьба» и «лето»: «Усадьба Ланиных» Б.Зайцева и «Лето и дым» Т.Уильямса. Следите за публикациями. Возможно, на следующей неделе.