Казалось бы, собственный дом для любого человека должен быть одним из самых безопасных мест. Увы, часто это бывает не так. И именно в родных стенах некоторые дети получают физические и эмоциональные травмы, после которых приходится прибегать к помощи специалистов. Об этом и о многом другом корреспонденту газеты «Оренбуржье» рассказала медицинский психолог Полина Новак.
Внешность обманчива
Полина Новак по специальности медицинский психолог. Четвёртый год трудится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония» города Оренбурга. Заведует отделением социальной диагностики и организационно-методической работы, реабилитации и коррекционной работы. «Гармония» занимается не только трудными подростками и детьми из неблагополучных семей. По правилам, ребёнок здесь может находиться до полугода. Но на практике бывает по-разному. Одни дети живут здесь всего неделю и этого бывает достаточно, другие – до 8 месяцев. В реабилитационный центр нередко попадают дети из семей, выглядящих довольно прилично.
Одна из таких – 17-летняя Кристина, симпатичная и улыбчивая, с большими карими немного грустными глазами, слегка вздёрнутым носиком и пучком волос на затылке.
– Кристиночка – умница и круглая отличница. Живёт у нас с мая. Как только учёба в школе закончилась, мы забрали её, – рассказывает Полина Новак.
Кристина воспитывается в неполной семье, мать растит её одна. На первый взгляд, женщина вполне адекватная: не пьёт, работает, дом – полная чаша. Всё чистенько и аккуратно, холодильник забит продуктами. При этом мать на протяжении многих лет беспощадно избивала девочку. Кроме физической расправы применяла к ребёнку эмоциональное и бытовое насилие.
Когда уже не было сил терпеть, Кристина обратилась за помощью к школьному психологу и тут стали вскрываться ужасающие факты. Сейчас заведено уголовное дело и следователи восстанавливают детали. Мать призналась в своих деяниях, но совершенно ни в чём не раскаивается. Остаётся загадкой, что в таких случаях движет людьми. Откуда такая ненависть к собственному ребёнку. Возможно, специалисты смогут найти ответы на этот и другие вопросы. Но пока их нет.
Эта и подобные истории, несомненно, требуют тщательного изучения и вмешательства опытных специалистов. Потому что дети и подростки в силу возраста могут что-то недоговаривать или, наоборот, придумывать, искажать факты и даже мстить взрослым. Но в этом случае, как бы ни хотелось надеяться на богатую фантазию ребёнка, всё говорит о том, что девочка рассказывает правду.
Опасный дядя
Полина Новак является куратором проекта «Ветер перемен». Второй год ведёт работу по выявлению и реабилитации детей, подвергшихся сексуальному насилию.
– В рамках проекта тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, присутствуем на встречах следователей с такими детьми. Только в этом году побывала на 16 беседах, – рассказывает Новак. – Уголовных дел заведено меньше, потому что с некоторыми детьми одним разговором не обойтись. Чтобы ничего не упустить и корректно разобраться в ситуации, требуется несколько встреч.
По словам специалиста, в последнее время уровень доказуемости подобных дел возрос, большинство доходят до судов и звучат обвинительные приговоры. Сроки преступники получают разные, суд учитывает степень тяжести каждого преступления индивидуально. Сексуальное насилие подразделяется на внутрисемейное и внесемейное. Второе встречается гораздо реже. Подавляющее большинство детей подвергается именно внутрисемейному насилию. То есть в качестве насильников выступают ближайшие родственники: отчимы, дяди, крёстные, дедушки или вхожие в дом соседи.
– Самое страшное, что дети, испытавшие насилие со стороны близких, годами молчат о произошедшем. Опять же, насилие не всегда происходит в асоциальных семьях. Во вполне интеллигентных порой творятся страшные вещи. И даже когда вскрывается преступление, детального разговора с юными пострадавшими может не получиться. Они боятся говорить правду и во время разговора опасаются мужчин, вне зависимости в форме они или без. На самом деле тема сложная и крайне деликатная, – говорит Новак. – Мы защищаем интересы любого ребёнка, подвергшегося насилию и жестокому отношению, реабилитируем и восстанавливаем их права. Насилию чаще всего подвергаются девочки, самой маленькой пострадавшей в моей практике было всего 9 лет. В реабилитационном центре девочек учат принять ситуацию и справляться со страхами. Далеко не у всех это получается с первого раза.
Вслед за старшей сестрой
Полина Новак родом из Кваркенского района, окончила Оренбургский медицинский институт. Говорит, никогда не думала, что придётся работать в данной сфере. Пришла в «Гармонию» вслед за старшей сестрой Викторией, которая трудится здесь уже более 10 лет.
Молодой специалист признаётся, что профессия требует от неё ежедневной полной включённости в работу.
– Все детки в нашем центре разные, к каждому нужен индивидуальный подход, к каждому надо подобрать ключик, – с лёгкой улыбкой на лице рассказывает собеседница.
Если выдаётся свободная минутка, читает книги в документальном жанре тру-крайм, дословно «настоящее преступление». Авторы, как правило, исследуют криминальные преступления и подробно описывают действия людей, связанных с этими событиями и пострадавших от них. Полина уверена, что такое чтиво помогает ей в работе.
Вместе с супругом Константином занимаются строительством дома на дачном участке.
– Это будет наша зона отдыха, мы люди деревенские, поэтому необходим уголок на природе, – делится планами Новак.
Тем более что сейчас семья пребывает в счастливом ожидании появления на свет первенца. Будущая мать открыла маленький секрет, что родится мальчик, а вот с именем молодые родители пока не определились.
– Родится Скорпиончик, эти ребята обладают серьёзными качествами, он уже в материнской утробе закаляет характер, – делится мыслями Полина. – Впрочем, у нас в семье все Скорпионы – моя мама, сестра.
Полина, планируя будущее, загадывает как можно быстрее выйти из декретного отпуска. Не хочет оставлять подопечных в «Гармонии» без своего внимания. Знает, что нужна.
Справка «О»
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония», основанном в 1992 году, специалисты помогают детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения. Сюда попадают дети из Оренбурга, Оренбургского района и ещё 13 близлежащих территорий. Центр рассчитан на пребывание в нём до 70 человек. Раньше после пребывания в «Гармонии» детей нередко определяли на дальнейшее место жительства в детские дома, приюты или приёмные семьи. Теперь благодаря федеральному проекту «Вызов» специалисты ведут большую работу с семьями и стараются возвращать детей родителям или опекунам.
Фото Евгения Булгакова