Найти в Дзене

От американских баров до советских ПК и мобилок: история «Змейки», игры, которую занют все

Рассказываем, как она проникала в американские игровые автоматы, советские компьютеры и на мобильные телефоны во всем мире. Те, кто держал в руках легендарные мобильники Nokia, рубились в «Змейку». Это было в нулевых. Те, кто выпросил у родителей китайский Brick Game (или попросту «тетрис»), тоже в нее рубились. Это было и в девяностые, и в нулевые. Судя по многочисленным статьям, примерно тогда игра и зародилась. Но на самом деле ее корни уходят намного глубже, ведь в «змейку» (точнее, в «питончика») играли даже в СССР образца восьмидесятых. Однако начнем мы с США эпохи диско. В 1976 году на выставке Music Operators of America Expo компания Gremlins представила аркадный автомат с игрой Blockade («Блокада»), прообразом «Змейки». Суть ее по сегодняшним меркам чрезвычайно проста: Игру разработал программист Лейн Хаук. О нем почти ничего неизвестно, кроме того, что он пришел в компанию в момент ее основания: в начале 1970-х. Он стал свидетелем того, как «Гремлины» запустили Play Ball, чр
Оглавление

Рассказываем, как она проникала в американские игровые автоматы, советские компьютеры и на мобильные телефоны во всем мире.

Те, кто держал в руках легендарные мобильники Nokia, рубились в «Змейку». Это было в нулевых. Те, кто выпросил у родителей китайский Brick Game (или попросту «тетрис»), тоже в нее рубились. Это было и в девяностые, и в нулевые. Судя по многочисленным статьям, примерно тогда игра и зародилась. Но на самом деле ее корни уходят намного глубже, ведь в «змейку» (точнее, в «питончика») играли даже в СССР образца восьмидесятых. Однако начнем мы с США эпохи диско.

Ее сделали Гремлины

В 1976 году на выставке Music Operators of America Expo компания Gremlins представила аркадный автомат с игрой Blockade («Блокада»), прообразом «Змейки». Суть ее по сегодняшним меркам чрезвычайно проста:

  • На экране две полоски. Каждой управляет отдельный игрок (да, управление компьютером не предусмотрено и играть можно только вдвоем).
  • Полоски двигаются самостоятельно, можно лишь задавать им направление: влево, вправо, вверх и вниз.
  • При этом каждая полоска удлиняется.
  • Задача — заставить противника врезаться в одну из полосок (свою или чужую — неважно) или в край экрана.
  • Побеждает тот, кто врезался меньше всего раз.
Так выглядела игра на экране
Так выглядела игра на экране

А так выглядел игровой автомат Blockade
А так выглядел игровой автомат Blockade

Игру разработал программист Лейн Хаук. О нем почти ничего неизвестно, кроме того, что он пришел в компанию в момент ее основания: в начале 1970-х. Он стал свидетелем того, как «Гремлины» запустили Play Ball, чрезвычайно популярный «настенный автомат» с простой игрой, где нужно отбивать мяч (вообще большинство игровых автоматов тех лет были настенными и висели в барах, то есть предназначались только для взрослых пьющих людей). На волне успеха и решили сделать Blockade.

Предположительно на фото Лейн Хаук (о нем вообще мало известно)
Предположительно на фото Лейн Хаук (о нем вообще мало известно)

Мы нашли список игр, к которым Хаук был причастен как разработчик
Мы нашли список игр, к которым Хаук был причастен как разработчик

Но вернемся к выставке. Как приняла автомат публика? Неизвестно. Известно лишь, что там присутствовали ребята из других игровых компаний, вроде Atari, и отсутствовало авторское право (вероятно потому, что игровой индустрии как таковой еще не было и правила не сформировались). Благодаря этому мы получили легенду.

Красть начали все

Увидев простую и потенциально вирусную идею, конкуренты взяли ее в оборот. Atari уже в 1977 году выкатила игру Dominos («Домино»). Суть та же, что и у «Блокады», только внешний вид другой:

  • Полоски сделали не сплошными, а в виде костяшек для домино.
  • Добавили анимацию: у проигравшего все костяшки падают одна за другой.
  • Играть теперь могли до 4 человек.
  • А главное — появилась возможность играть одному: соперником управлял компьютер (для этого пришлось написать алгоритм, поэтому нельзя сказать, что Atari вчистую слизали идею).
Так выглядела игра
Так выглядела игра

Автомат Dominos
Автомат Dominos

Гремлины попытались получить патент и начали судиться, но у них ничего не получилось. Они даже выпустили второй автомат: Hustle. Игра была той же, только увеличили количество игроков до четырех и добавили на поле бонусы, которые давали дополнительные очки. Но и это не помогало. Идея уже ушла в массы — каждая компания начала предлагать свои варианты. Гремлины просто не успевали за ними.

Ramtek буквально скопировала «Блокаду», даже не стала заморачиваться с интерфейсом. Лишь изменила название игры на «Баррикаду» (Barricade) — не любили ребята заморачиваться.

Реклама Barricade
Реклама Barricade

По пути Ramtek пошла и компания Midway, сделав автомат Checkmate («Шах и мат» — довольно странное название для игры).

Реклама Checkmate
Реклама Checkmate

Meadows Games сделала автомат Bigfoot Bonkers («Чокнутый Бигфут»). Здесь было всё то же самое, только на поле появлялись препятствия в виде следов Бигфута, и их нельзя было обойти.

Реклама Bigfoot Bonkers
Реклама Bigfoot Bonkers

Неудивительно, что с аркадных автоматов игра перешла и на только что появившиеся консоли. В 1977 году выходит приставка Atari 2600 с игрой Surround («Окружение») на борту. Суть её — всё та же «Блокада», только в цвете.

Скриншот из Surround
Скриншот из Surround

Atari 2600
Atari 2600

Примерно в 1978 году змейка под названием Worm («Червь») обосновалась на TRS-80. Затем в различных вариациях ее запускали на компьютерах Apple, Spectrum и бог знает на чём ещё.

Скриншот Worm на TRS-80. В статике не очень понятно, но г-образная полоска — это и есть змейка, которая удлиняется
Скриншот Worm на TRS-80. В статике не очень понятно, но г-образная полоска — это и есть змейка, которая удлиняется

Сам TRS-80
Сам TRS-80

Добралась она и до советских ПК, в частности до серии БК («Бытовой компьютер»). Только называлась «Питон». Там была милая особенность: при определенных обстоятельствах питон мог разделиться на две части. Тогда на экране появлялась надпись: «Питон родил питончика!».

Игра «Питон» на советском компьютере «Электроника БК-0010»
Игра «Питон» на советском компьютере «Электроника БК-0010»
«Электроника БК-0010»
«Электроника БК-0010»

В начале 1990-х появились известные многим портативные консоли Brick Games (в России большинство их называло просто «Тетрис»). Сделали их наши дорогие товарищи из Китая. И в числе многих игр, конечно, там была вариация змейки. Вообще тем, чье детство пришлось на 90-е, кажется, что она только на этих устройствах и появилась. А вот те, чье детство и юность пришлись на нулевые, приписывают эту заслугу финнам.

-17

Финны покоряют мир

В 1998 году на свет появляется легендарный телефон: Nokia 6110. Модный, стильный, молодежный! Один из первых массовых мобильных телефонов. Только за первый год его купили около 40 миллионов человек по всему миру. И на каждой модели была установлена родная для нас «Змейка» (Snake). Правда, в Финляндии она называлась иначе: Mato Peli, что можно перевести как «игра про червя». Название Snake появилось для международного рынка.

Nokia 6110
Nokia 6110

Mato Peli на Nokia 6110
Mato Peli на Nokia 6110

Разработал игру программист Танели Арманто. Он проделал немалую работу: переписал код, чтобы подружить змейку с очень маленьким по сегодняшним меркам дисплеем 1,5 дюйма и разрешением 84 × 48. Он даже встроил возможность играть вдвоем, только не на одном телефоне, а на двух. При этом устройства коннектились между собой через ИК-порт (однако такая функция была доступна не на всех версиях 6110).

Интересно, что флагманской игрой Nokia сначала собирались сделать тетрис. Но его создатель Алексей Пажитнов требовал авторские отчисления за свое детище, поэтому выбор пал на «Змейку». Вероятно, причиной стало и то, что Танели Арманто в детстве играл в нее на финском компьютере Telmaс 1800.

Telmac 1800
Telmac 1800

Танели Арманто
Танели Арманто

После успеха на 6110 «Змейка» стала появляться и на других устройствах компании. Более того, ее модифицировали. Например, в Snake II сделали бесшовный экран: теперь, когда змейка ударялась о край поля, она не умирала, а выползала с противоположной стороны. К 2005 году уже существовала шесть версий Snakes для различных телефонов Nokia. Самая интересная с точки зрения визуала — последняя. Ее сделали специально для игрового телефона Nokia N-Gage. Графика была трехмерной, камера постоянно меняла ракурсы, то показывая вид сверху, то из-за спины семейки.

Змейка для Nokia N-Gage
Змейка для Nokia N-Gage

Nokia N-Gage
Nokia N-Gage

Последняя версия игры для Nokia вышла в 2008 году (опять же для N-Gage). В начале 2010-х компания фактически умерла, но «Змейка» по-прежнему продолжала ползти.. Появились сотни игр, основанные на той же механике. В частности, в 2016 году выходит Slither.io — онлайн-игра, где главная задача — довести свою змейку (или скорее червяка) до максимальных размеров, которые ничем не ограничены, и не дать это сделать соперникам. В это играют миллионы.

Ролики по Slither.io традиционно набирают много просмотров
Ролики по Slither.io традиционно набирают много просмотров

Есть и сотни других змееподобных игр. Стоит только вбить в магазине приложений Snake — и вы утонете в предложениях. Так что змейка живее всех живых и, вероятно, еще не раз нас удивит.

В магазинах мобильных приложений полно змееподобных игр
В магазинах мобильных приложений полно змееподобных игр

_________________________________________________________________________________

Надеемся, материал был интересным и полезным. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаем, что Fplus также есть в Telegram и ВКонтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.

А это Fplus* R570Е — бюджетный смартфон, который отлично справляется с повседневными задачи. Всего за 6990 рублей в официальном магазине.

  • Память 6/64 Гб
  • Восьмиядерный процессор MediaTek с частотой 2Гц
  • Аккумулятор 5080 мА*ч
  • Камера 13 MP (основная) + 2 MP (фронтальная)
  • Android 12
-26

*Fplus — российский производитель электроники и техники, также предлагающий линейку бытовой техники и аксессуаров Accesstyle.