Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Обзор фильма"Казнь". Главный отечественный тру-крайм.

За последний десяток лет популярность контента в жанре «тру-крайм» подскочила с невероятной силой. Подкасты, тематические видео, книги. Людям интересны подробности преступлений, судьба жертв и преступников и еще интереснее процесс вычисления и поимки очередного серийного убийцы. В этом можно усмотреть эволюцию популярности детективного жанра, только теперь публике гораздо любопытнее фигуры реальных следователей и работников оперативно-розыскных групп. Если же говорить об истории вопроса на постсоветском пространстве, то популярнее фамилии Чикатило найти практически невозможно. Самая растиражированная, ужасающая и мифологизированная история серийного убийцы будоражит умы многих исследователей и авторов художественных произведений. Самым выдающимся и необычным среди всех попыток экранизаций можно по праву считать фильм «Казнь». Режиссерский дебют Ладо Кватании, который до этого снимал клипы большинству самых популярных рэп исполнителей России, оказался в крайне выигрышном положении как м

За последний десяток лет популярность контента в жанре «тру-крайм» подскочила с невероятной силой. Подкасты, тематические видео, книги. Людям интересны подробности преступлений, судьба жертв и преступников и еще интереснее процесс вычисления и поимки очередного серийного убийцы. В этом можно усмотреть эволюцию популярности детективного жанра, только теперь публике гораздо любопытнее фигуры реальных следователей и работников оперативно-розыскных групп. Если же говорить об истории вопроса на постсоветском пространстве, то популярнее фамилии Чикатило найти практически невозможно. Самая растиражированная, ужасающая и мифологизированная история серийного убийцы будоражит умы многих исследователей и авторов художественных произведений.

Одна из самых пугающих фраз всего фильма звучит именно после этого кадра.
Одна из самых пугающих фраз всего фильма звучит именно после этого кадра.

Самым выдающимся и необычным среди всех попыток экранизаций можно по праву считать фильм «Казнь». Режиссерский дебют Ладо Кватании, который до этого снимал клипы большинству самых популярных рэп исполнителей России, оказался в крайне выигрышном положении как минимум по одной причине. Картина не является буквальной экранизацией всем известных событий. Основа угадывается без труда всеми, кто хоть что-то слышал о деятельности Чикатило, множество деталей рассыпанных по истории дают нам явное понимание откуда черпалось вдохновение, но в конечном итоге это самостоятельная леденящая душу история, которая блестяще работает как в плотной связке с контекстом, так и в полном отрыве от него. Именно поэтому, смотреть и обсуждать «Казнь» гораздо интереснее чем любую другую художественную интерпретацию кровавых событий, десятилетиями пугающих советских граждан.

Сексуальным сценам уделено не очень много времени, но они наполнены кадрами исключительной красоты.
Сексуальным сценам уделено не очень много времени, но они наполнены кадрами исключительной красоты.

Повествование в фильме раздроблено на несколько временных линий, да еще и активно перемешано с целью сохранения интриги. Помимо этого, картина разделена на тематические главы, что делает из «Казни» скорее увлекательный паззл, чем действительно сложное произведение. Но небольшую вводную дать все-таки стоит. Картина начинается с того, что поседевший следователь Исса Давыдов узнает, что совершено нападение в лесополосе на молодую девушку, которой удалось сбежать от своего преступника, хоть и ценой многочисленных травм. Только загвоздка в том, что маньяка, совершающего подобные преступления раньше, поймали и приговорили к смертной казни. Так что под ударом оказывается не только репутация следователя, но и всей милиции, которая утверждала, что преступления больше не повторятся. Приехав в дом к подозреваемому, Исса начинает брутально допрашивать его, а зрителю параллельно показывают серии флэшбеков, которые раскрывают разные стороны героев, их отношения с другими персонажами и вообще регулярно демонстрируют очень мрачную сторону работы в следственном отделе.

Исса Давыдов в исполнении Нико Тавадзе.
Исса Давыдов в исполнении Нико Тавадзе.

Стоит подумать, что перед нами хоть и хороший, но достаточно предсказуемый триллер, как «Казнь» принимается подкидывать повороты, которые на 360 градусов разворачивают не только восприятие истории, но и восприятие фигуры центрального персонажа. Исса Давыдов оказывается не просто убежденным борцом с преступностью, готовым на все ради поимки опасного маньяка, а чуть ли не большим чудовищем, чем тот самый маньяк. Мы готовы прощать экранным героям жестокость и пытки, если в конце концов уверены, что это приведет к чему-то хорошему. Например, к поимке душегуба, терроризирующего округу не один десяток лет. Но чем больше мы узнает о персонаже Иссы, тем больше мрачных, грязных и отвратительных тайн всплывает на поверхность. Сперва мы узнаем о его неверности жене. В роли нуарной любовницы главная Femme Fatal отечественного кино – Юлия Снегирь. Очень красивая, опасная и совершенно нетипичная для советского настоящего женщина. Она раскрепощена, сексуальна и вместе с тем трагично печальна. Источники вдохновения угадываются безошибочно, а сама героиня Снегирь, к сожалению, в какой-то момент становится больше функцией, чем интересной личностью. Впрочем, свое колоссальное влияние на сюжет она успеет оказать даже парой сцен, большая часть из которых будет посвящена ее сексуальным взаимодействиям с Иссой.

Оторвать глаз от героини Снегирь просто невозможно.
Оторвать глаз от героини Снегирь просто невозможно.

Помимо любовницы Давыдов оказывается обладателем очень специфического кодекса чести, позволяющим ему не только пытать в подвалах подозреваемых с помощью пластикового пакета, но и совершать более жестокие поступки. Постепенная трансформация архетипичного героя в чуть ли не главного антагониста всей истории завораживает и удерживает внимание похлеще любых кровожадных подробностей преступлений. Полной противоположностью становится фигура Ивана, он по началу становится напарником Иссы и его защитником перед новыми коллегами. Молодой фотограф с горящими глазами опускается в омут поисков серийника и выныривает из него совершенно другим человеком. Их пути с Иссой расходятся после того, как их взгляды на мораль сталкиваются в неразрешимом противоречии. Иван проходит собственный тяжелый путь, но и его нельзя назвать однозначно положительным персонажем. В попытках собственноручно докопаться до истины, ему предстоит принять немало спорных и очень тяжелых решений.

Иван Севастьянов в исполнении Евгения Ткачука.
Иван Севастьянов в исполнении Евгения Ткачука.

Сценарий картины набит деталями, которые крайне легко упустить, но которые способны обогатить опыт внимательного зрителя. Фразы, проброшенные вскользь, обретают смысл спустя час или даже полтора. Небольшие визуальные акценты выстраиваются в цельную картину, а финал отвечает на все вопросы, возникшие при просмотре. В то же время такая оригинальность временами вредит темпу и общему ощущению от просмотра. Местами «Казнь» заигрывается в напускную сложность и нарочно дробит куски информации на еще более мелкие части только для того, чтобы собрать их обратно через непродолжительное время. Картина регулярно обманывает, пускает пыль в глаза и наполняет собственное пространство очевидными зеркальными отражениями ситуаций, но не все из этих приемов по-настоящему нужны. Амбиция дебютного проекта читается сразу же, когда на экране крупно перелистываются года, в которые происходят события фильма. «Казнь» чрезмерна в своем стремлении умничать, но ей хочется простить эту заумь как минимум за впечатляющий уровень общей кинематографии.

Путь к решению главной загадки фильма окажется тренистым не только для зритлея. но и для героев фильма.
Путь к решению главной загадки фильма окажется тренистым не только для зритлея. но и для героев фильма.

Ни одного кадра спокойно. Кратко можно описать весь фильм именно так. Почти Джимми Хендриксовский подход к созданию произведения, когда каждую секунду должно происходить что-то необычное, создает для «Казни» уникальный визуальный облик. Избыточная экспрессия и некая нарочитость кадров бросается в глаза с самых первых сцен. Клиповый опыт научил режиссера, что в коротком видео каждый кадр должен быть запоминающимся и эстетически привлекательным. В случае с полнометражной картиной такой подход кажется немного наивным. Зрителю не нужно, чтобы каждое изображения на экране было подобно живописному полотну. От этого теряется эффект удивления от по-настоящему визуально мощных сцен, несущих в себе достаточно неожиданной информации. Нельзя при том сказать, что «Казнь» совсем уж не знает меры, просто иногда общая чрезмерность, присущая и нарративу, и структуре картины, и ее визуальному наполнению начинает играть против нее самой. Несмотря на это, фильм остается просто безукоризненно красивым и выверенным, им хочется любоваться на большом экране, в его пространство хочется погрузиться. Огромная заслуга такого впечатления состоит в работе со светом. Труд оператора обрамляет сложный нарратив и помогает ему грамотно реализоваться в рамках довольного долгого хронометража. Не менее важной частью кинематографии становится детальная работа с контекстом. Постсоветская разруха, духота кабинетов и общая унылость пространства в какой-то момент поглощают целиком и не дают вынырнуть из густого ощущения безнадеги. Выпуклая фактура, практически осязаемая затхлость и удушливость сцен подкрепляется блестящей работой художников-постановщиков, которые из унылой разрухи лепят визуально запоминающиеся и притягательные сцены. От самых липких, пульсирующих и злых сцен фильма просто невозможно отвести глаз. Завораживающая красота пронизывает весь фильм целиком.

Суровые милиционеры сурово готовятся к задержанию.
Суровые милиционеры сурово готовятся к задержанию.

Несомненным украшением этого вязкого мира можно назвать персонажей, наполняющих его. Актерский состав вообще выдался выдающимся и запоминающимся. Главная мужская роль досталась Нико Тавадзе. И это однозначная победа картины. Его герой получился не просто бесконечно фактурным и интересным, а еще и завораживающе глубоким персонажем. За судьбой Иссы хочется наблюдать, за его поступками интересно следить, а ближе к концу положительные эмоции очень плавно сменяются искренним отторжением. Его напарник в исполнении Евгения Ткачука вышел более прямолинейным, но не менее интересным. Ткачук наконец-то отходит от более привычного амплуа простых пацанов с района и играет более сложного героя. Он угрюмый идеалист, которого раздавила система, но не смогла сломать его до конца. Набор второстепенных персонажей же пестрит хорошо знакомыми зрителю именами вроде той же Юлии Снегирь или Аглаи Тарасовой. В небольших ролях можно увидеть знакомых режиссера по его клиповому прошлому. Тут и Манижа, и Хаски, и в одном кадре можно даже разглядеть Илью Найшуллера. Все они не очень много добавляют общему антуражу, но удовольствие от неожиданного угадывания знакомого лица все же перевешивает.

Некоторые камео особенно внезапные, но от того не менее приятные.
Некоторые камео особенно внезапные, но от того не менее приятные.

«Казнь» – жестокий, циничный, но при этом очень живой фильм. Он захватывает, пугает и трогает, а потом идет еще дальше, стремясь дать зрителю не только приятное зрелище, но и поручает ему разгадку и расстановку собственных частей на нужные места. Это очень увлекательный опыт, позволяющий открывать для себя новые подробности при повторном просмотре. Хороший детективный триллер должен работать как-то так, а для отечественных представителей жанра фильм вообще оказывается во многом недостижимым ориентиром. Интерес к криминальным жанрам всегда был высоким, но качественно удовлетворить потребность в леденящих душу детективных историях были способны немногие картины. «Казнь» определенно входит в короткий список отечественных картин, способных потягаться с актуальными представителями мирового кинематографа, а в некоторых моментах и дать им продолжительную фору.