#Викторина #Игра #Литература #Книги #Библиотека #Рассказы #Повести #Романы #Великая Отечественная война #Вторая мировая война #Фильмы о войне #Экранизация #Военные фильмы
Ровно 106 лет назад, 27 августа, Советом Народных комиссаров РСФСР был принят декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности страны. А с 1980 года в этот день отмечается праздник День кино. Именно поэтому в августовской рубрике "Угадайте произведение по обложке" мы решили рассмотреть именно экранизированные произведения. Однако таковых оказалось весьма много, а так как 2025 год является Годом защитника Отечества, а также посвящен 80-летию Великой Победы, то были отобраны лучшие экранизированные произведения о Великой Отечественной и Второй мировой войне.
Определить название произведений вам помогут имена авторов, а также кадры из фильмов, снятых по ним. В галерее сначала будет размещена обложка книги, где название скрыто, затем кадр из фильма, а затем ответ - обложка с названием. На некоторых обложках уже имеются кадры из фильма, так как эти издания вышли уже после легендарных экранизаций, а потому в таких галереях будет всего два изображения: обложка без названия, и с ним. Вот как, например, здесь: очень узнаваемый кадр изображен на обложке книги Михаила Шолохова:
Также, как и в предыдущих статьях данной рубрики, мы подключим работу нейросети "Шедеврум" и посмотрим, как изобразит обложки произведений искусственный интеллект. Однако, суть и обложку далеко не всех произведений можно и нужно отражать с помощью нейросети. Возможно, привлекая искусственный интеллект в отношении такой серьезной темы, очень легко потеряться. Ведь, как ни крути, но у компьютера нет понятия морали, нет понимания сложного выбора и многих других аспектов, присущих именно человеку и его мироощущению.
В чем-то изображения обнимающихся мальчика и мужчины похожи, но, конечно же, нейросеть не смогла отобразить той глубины и силы взгляда Андрея Соколова, человека, прошедшего войну и потерявшего семью. После всех испытаний он сохранил достоинство и доброту, а мальчик Ваня в конце становится для него родным сыном. Смогла ли это отобразить нейросеть? Отнюдь...
Далее следует первая часть романа К. Симонова, экранизированная в 1964 году. Одна из особенностей фильма состояла в том, что в нем полностью отсутствует музыка, что резко усиливает его воздействие на зрителя.
В данном случае запрос для генерации мы сделали не по названию произведения, а использовали описание того момента, когда главный герой из не нюхавшего пороху корреспондента, пройдя много испытаний, стал командиром батальона, а впоследствии и начальником штаба полка.
Следующее произведение точно никого не сможет оставить равнодушным, ведь в нем главными героями являются молодые девушки, которые по очереди отдали свои жизни, сражаясь с немцами.
Глядя на фото, сгенерированное Шедеврумом, сразу слышатся утренние звуки птиц, шорох листвы, дуновение ветра на фоне благоговейной тишины. И никаких выстрелов и взрывов. Это, поистине, контраст между природой и неспокойным миром людей.
Чтобы вспомнить название следующего произведения, обратите внимание на время года, и те осадки, которые для него характерны. Однако, прилагательное, использующееся для его описания, порождает оксюморон.
Если на обложке горение вызвано жаром битвы, взрывами, то на картине от нейросети, скорее всего, показаны последствия неправильного обращения с огнем в лесу.
Следующий роман отражает события при отступлении советских войск на реке Дон в 1942 году. Это один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны.
Нейросеть в принципе неплохо изобразила лица уставших солдат, вынужденных отступать. Однако, это не сравнится с кадром, где показаны эмоции Юрия Никулина, бывшего участником Отечественной войны. Актерам, которые снимаются в военных фильмах, приходится переживать очень большую нагрузку, чтоб показать настоящие чувства, они буквально проживают все то, что и их герои.
А эта повесть, опубликованная в 1957 году, в 2013 была включена в список "100 книг", рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. От нее же и появилась крылатая фраза В. Быкова: Все мы вышли из бондаревских «Батальонов».
Один из самых тяжелых фильмов о войне был поставлен по повести Алеся Адамовича, однако под другим названием. А как называлась сама повесть требуется определить по постеру фильма 1985 года (листайте изображение вправо).
Слова из названия следующего произведения попали в песню группы Любэ "Комбат":
Самое интересное, что, несмотря на название, главным мотивом в повести не является военная тема. Здесь больше идет упор на вопросы командования и руководства людьми наиболее оптимальным вариантом, без страха и принуждения, сохраняя человечность.
Здесь вам в помощь опять придет постер фильма, однако его название немного отличается от художественного произведения.
Как видно, Шедеврум неплохо постарался изобразить нелегкое детство главного героя. Но даже тяжелый, но мирный труд никогда не сравнится с тем, что пришлось пережить маленьким детям на войне.
И снова произведение Владимира Богомолова, название которого нужно определить по постеру из фильма.
Здесь нейросеть подошла весьма философски к раскрытию сути названия. Когда человек смотрит на себя в зеркало, а также видит себя со стороны - вот тогда и наступает тот самый момент, когда он может увидеть истину.
В данном случае обложка книги уже содержит кадр из одноименного фильма. Причем, его название прямо-таки изображено в этом кадре.
Советскую звезду в стиле поп-арт представил нам Шедеврум:
Далее мы видим обложку повести о ребенке, которого приютили солдаты действующей армии. Она была экранизирована в 1946 году, а в 1970 он был отреставрирован на киностудии «Мосфильм» с записью новой фонограммы.
Следует отметить, что и среди зарубежной литературы также встречаются весьма достойные произведения о Второй мировой войне. Вот несколько из них:
Шедеврум обоих мальчиков одел в полосатые пижамы, и, возможно, в этом кроется суть: даже если в книге один был узником концлагеря, а другой - сыном немецкого офицера, они оба являлись заложниками той страшной ситуации, что царила в мире. Это и показал нам финал произведения. Но как же здорово, что на этой картинке ребята просто не успели переодеться после сна и уже собираются играть в футбол.
События из этого произведения происходят в Японии, а главные герои - пленные британцы. Обратите внимание на обложку - там изображен мост.
Примечательно, что экранизация данного произведения получила 7 премий "Оскар". В отличие от моста, предложенного Шедеврумом, строительство оригинального моста действительно несло за собой множество страданий и смертей, ведь по нему пролегала Бирманская железная дорога ("Дорога смерти").
Далее представлен роман, который получил в 1992 Букеровскую премию, а через 4 года уже был экранизирован.
Это роман не только о войне, но и о любви и страсти. Вот цитата из письма девушки, которая умерла, не дождавшись возлюбленного: "Дорогой мой! Я жду тебя. Как долог день в темноте! Или прошла неделя? Костёр погас. Мне ужасно холодно. Я должна выползти наружу, но там палит солнце. Боюсь, я зря трачу свет лампы на рисунки и на это письмо. Мы умираем. Мы умираем... Мы - истинные страны, а не те, что начертаны на картах, что носят имена могущественных людей. Я знаю, ты придёшь и отнесёшь меня во Дворец Ветров. Это всё, чего я хотела: отправиться в такое место с тобой. С друзьями. На Землю без карт. Лампа погасла. И я пишу в темноте..."
Как-никак, но война породила множество историй, когда на фоне ужасных событий зарождалась любовь между пациентами и медсестрами. Близкие чувства не всегда носили романтический характер, война сводила незнакомых людей, делала из них настоящих друзей и братьев. Потеряв семьи и оставшись в одиночестве, они привязывались друг к другу, вместе исполняя долг перед Отечеством. А порой война и ужасающая несправедливость проявляла в человеке самые лучшие качества человеколюбия, о которых он и сам ранее не подозревал. И, рискуя собой, он спасал невинных. Об этом и будет последнее на сегодня произведение, экранизация которого по множеству оценок до сих пор удерживает лидирующую позицию во многих подборках лучших фильмов всех времен.
Как вы могли заметить, в викторине представлены далеко не все экранизированные произведения о Великой Отечественной и Второй мировой войне. Рекомендуем продолжить этот список в комментариях и поделиться своим мнением о фильмах и книгах.
Изображать войну не просто, как, собственно, и писать о ней. Зачастую, авторы сами были свидетелями описываемых событий или проходили через нечто похожее. Делиться своими тягостными переживаниями, описывать ужасы войны – для этого поистине требуется мужество.
Еще труднее сделать экранизацию, достойную первоисточника. Как для сценария отсеять неважное и сконцентрироваться на более существенном? А может ли быть в таких произведениях вообще что-то неважное? Тем сложнее сделать по ним кино. Дополнить его музыкой, игрой хороших актеров… Как правильно изобразить тяжелые судьбы людей, их потери, бои, разрушения, смерти? Как заставить зрителей прочувствовать все то, что когда-то пережили наши деды и прадеды? Это огромная ответственность и великое искусство!
Рекомендуем хотя бы единожды пересмотреть все представленные здесь фильмы. Это того стоит! А все встречающиеся в викторине произведения вы можете прочитать, если посетите Челябинскую областную универсальную научную библиотеку.
Ждем вас в гости по адресу: г. Челябинск, Проспект Ленина, 60.
Смотрите хорошие фильмы. Читайте хорошие книги.
Кирьянова Кристина, ведущий библиотекарь отдела основного книгохрапнения.