Признаюсь, не ожидала ничего особенного от фильма, где нам сразу в лоб показывают самый главный спойлер: повествование ведется от лица призрака, обитающего в доме, куда переезжает новая семья. Что ж там можно эдакого придумать, если как будто бы все более-менее ясно? Неужели оскароносный Содерберг решил потратить жалкие три недели съемочного процесса на малобюджетную шляпу, разорившись только на прекрасную Люси Лью? Уф. Давайте не пороть горячку. Все же конечное послевкусие картины оставило во мне очень приятный оттенок не зря потраченного времени, сходного со светлой жизнеутверждающей меланхолией, например, возникшей у меня после просмотра фильма "Черный телефон"-2021.
Оказалось, что даже для самого призрака ничего толком не ясно. Тем глубже проявляется эффект присутствия. А еще это кино лишено скримеров, всевозможных бесячих пугалок и кровищи, так что с натяжкой его можно смотреть даже детям, сродни поучительному семейному кино. Школьникам старших классов - особенно. Это интересная, неторопливая и спокойная триллер-драма, позволяющая наблюдать за сюжетом под оригинальным операторским углом и слегка удивляться тому, насколько наш призрак - вежливый, стыдливый и не шибко не стремящийся подглядывать за жильцами в пикантные моменты...по своей воле. Разбираем "Присутствие"-2024 по косточкам без спойлеров!
Визуал, операторская работа, монтаж, картинка.
Практически вся сюжетная линия "Присутствия" была снята в границах одного дома за три недели при бюджете в 2 млн долларов. Общий мировой сбор составил более 10 млн долларов. В целом, действительно, довольно бюджетненько, так как, судя по картинке, все расходы пошли на обустройство этого атмосферного дома в классическом американском стиле и...зарплату актерам?
Отдельного внимания стоит операторская работа, ведь мы абсолютно весь фильм наблюдаем за происходящим глазами призрака. Следовательно, как результат - полное отсутствие крупных планов и минимум склеек. Помимо того, что Стивен Содерберг и без того питает слабость к длительным сценам и камере, по пятам следующей за персонажами/событиями, в "Присутствии" этот эффект превзошел сам себя: всего в картине около 100 монтажных склеек, что весьма скудно для среднестатистического фильма. Обратите внимание на самую начальную сцену, где призрак как бы знакомит нас с домом, с риэлтором и с первыми гостями. Все это - одна большая сцена, снятая одним дублем.
Режиссер умело показывает нам некоторые факты, не говоря ни слова, не объясняя ничего устами персонажей.
Так, если кто-то из членов семьи уходит из дома, то перед "нашими" глазами, перед самым носом, всегда закрывается дверь, вынуждая призрака бессильно смотреть за человеком из окон. Следовательно, по неизвестным причинам выход из дома призраку закрыт. Также камера отлично показывает эмоции призрака, которые он испытывает в определенные моменты, не говоря ни слова. Зритель, словно, сам становится незримым обитателем дома, что еще сильнее обостряет эффект присутствия в происходящей истории.
Визуал и картинка, включая цветокоррекцию, выглядят классическими для типичных американских хорроров: в доме много точечных источников света, легкий полумрак, темные осенние тона интерьера и...вельветовый диван в гостиной - вот уж, что действительно круто! Даже при дневном свете комнаты выглядят мрачноватыми, но при этом в каждой из них есть реальная жизнь и отпечаток характера обитателя. Здорово, что авторы уделили этому много внимания, ибо дьявол кроется в мелочах, а все эти мелочи, фотографии, кубки, рисунки, беспорядки, или наоборот - минимализм и аккуратность в родительской спальне - отлично характеризуют персонажей без лишнего текста. Дом очень детально и по полочкам проработан, не создавая эффекта голой локации для съемок.
Сюжетная линия, история, сценарий.
Исходя из моего опыта насмотренности хоррор-кинематографа, скажу банальную вещь, что хороший сторителлинг - это 80, а то и 90 процентов успеха. И бюджет здесь не имеет никакого значения. Вспомните фильм "Дьявол" Найта Шьямалана, или "Экзамен". Минимум затрат, максимум интриги и последующего интереса.
"Присутствие" вполне может встать на одну полочку с похожими кино-шедеврами, но кожей ощущается, как будто бы это немного не его цель. Это кино изначально и осознанно не претендует на "Оскар" и самый страшный фильм десятилетия, но хочет донести до зрителя животрепещущую, болезненную мысль о самом важном, ценном и главном - нашей семье. Членах семьи, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви. Все мы оступаемся, горюем, терзаемся печалями, но ведь это не значит, что нас нужно меньше любить? Или любят только комфортных, позитивных и улыбчивых, с кем не нужно тратить время на душевные разговоры?
Это на все сто процентов семейная драма с небольшим фэнтези элементом. Если убрать из "Реинкарнации" Ари Астера все скримеры, мистику и кровавые моменты, то это будет "Присутствие". Вероятно, его стоит посмотреть каждой женщине, собирающейся стать матерью, или уже воспитывающей детей, но смысл один - боль требует внимания и заботы. Нельзя оставлять боль без лечения, особенно, если эту боль испытывает член твоей семьи. Это неторопливое, тягучее, не шокирующее кино, словно, в процессе просмотра ты понимаешь..."а все так и должно было произойти?!". Все к тому шло. Герои заслужили ровно столько, сколько заслужили. И это больно. Но все же правильно.
Хороший простой сценарий, лаконичный, понятный, логичный. Концовка четкая, не смазанная, не оставляет чувства недосказанности. Это не открытый финал, а самый, что ни на есть оконченный. Возможно, данная кинокартина - не самая выдающаяся за всю историю жанра, но в мире школьных оценок это добротная твердая четверка, не претендующая на пять с плюсом. Отличное размеренное кино на вечер для тех, кто не любит скримеры, треш и литры бутафорской крови.
Актерская игра и каст.
Про Люси Лью много говорить не приходится. Она невероятно органична в роли не самых белых и пушистых персонажей. Образ деловой стервы дается ей на раз-два, А уж, как она прекрасно выглядит в свои годы...впрочем, мне также показалось, что ее героине можно было уделить чуть больше внимания и раскрытия ее глубинных чувств, так как это явно могло бы усилить эффект от концовки фильма.
Глядя на отца семейства, сыгранного Крисом Салливаном, мне как обычно хотелось плакать. Мне всегда хочется плакать, когда я вижу на экране образы хороших любящих отцов. И где же вас таких выращивают? Просто прелесть. Очень располагающий герой; попадание колоритного актера в точку. Он идеально вошел в образ переживающего отца, испытывающего миллион проблем с бизнесом, женой, детьми, но при этом, несмотря на моральный груз, старающемся всех мирить, объединять и оставаться в любой ситуации человеком. Браво. Теперь хочу посмотреть еще какие-нибудь фильм с Крисом Салливаном...и, возможно, попросить его об удочерении. Знаю-знаю, поздновато.
Также отмечу гениальную мимику и актерскую игру светловолосого парня Хлои, сыгранного молодым Уэстом Малхолландом. У юнца явно большое будущее, если он и дальше продолжит так мастерски владеть чертами своего лица. Ну, это надо видеть на экране, словами тут не описать.
Итог и оценка:
Фильм, достойный вечернего просмотра. Спать будете спокойно. Мне понравился.
Личная оценка: 8 из 10. Скажете, ой, завышаешь, мать. Ничего ж особенного! Слушайте, правда, понравилось. Не вру. В тот день я категорически не хотела смотреть никакой гипер-переживательный хоррор с внезапными моментами и лютым саспенсом, так что "Присутствие" послужило для меня хорошим утешением в удушливый июльский вечер. Под чипсики начос зашло на отлично.
После этого фильма вы дважды подумаете, прежде чем игнорировать крик о помощи — даже если он звучит только в вашей голове...