Найти в Дзене
TECH CREW STUDIO

Кто снял любимые клипы нашего детства?

Помните, как в детстве мы смотрели клип на “Bad Blood” Тейлор Свифт и думали: “Как же это, блин, круто”? Или “Rap God” Эминема? Может “LoveGame” Леди Гаги? Или легендарный клип Бритни в самолёте на “Toxic”?

Есть нечто, объединяющее все эти творения: помимо того, что это буквально столпы поп-музыки (и поп-культуры) нулевых-десятых, все эти клипы снял один человек — Джозеф Кан (Joseph Kahn).

Джозеф Кан для Vulture, 2017
Джозеф Кан для Vulture, 2017

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ 

Джозеф Кан родился 12 октября 1972-го в Пусане, Корея, затем с семьёй переехал в Италию, а оттуда в Техас, США. В 1990, окончив среднюю школу, поступил в школу искусств Tisch School of the Arts при Нью-Йоркском Университете, однако уже через год отчислился из-за невозможности оплачивать обучение и отправился в свободное плавание - творить. 

Первые клипы Джозеф снимал для подвальных рок групп и неизвестных хип-хоп артистов. С хип-хопом режиссёр вообще работал довольно много: с 96-го у Джозефа начинается стремительный карьерный рост, и уже в 97-ом Кан снимает клип на “The Doggfather” для Снуп Догга. Дальше были Ашер, Backstreet Boys, Ice Cube. 

Однако мир поп-музыки 28-летний Джозеф начинает покорять лишь в 2000, открывая новое тысячелетие работами с Элтоном Джоном («Someday Out Of The Blue»), Destiny’s Child («Jumpin' Jumpin'»), Джанет Джексон («Doesn't Really Matter»), Кристиной Агилерой («Por Siempre Tu», «I Turn to You») и Бритни Спирс («Stronger»). 

Дальше события развивались стремительно, и послужной список наполнялся легендарными именами: The Black Eyed Peas, U2 (!!!), Джастин Тимберлейк, Рики Мартин, Фаррелл Уильямс, Сиара, Pussycat Dolls, Кайли Миноуг, Кэти Перри, Гвен Стефани, Леди Гага и прочие.

Кадр из клипа на “Toxic” — Бритни Спирс
Кадр из клипа на “Toxic” — Бритни Спирс

Вписывает себя в историю Джозеф Кан, работая для Эминема (рэп легенды) и Бритни Спирс (поп-легенды). Для Маршалла в 2002-ом режиссёр снимает “Without Me”, получает первую Грэмми и две награды на MTV VMA. Для Бритни в 2004-ом — “Toxic”, снова выигрывая VMA, на этот раз в номинации “Видео года”, хотя сейчас можно твёрдо утверждать, что “Toxic” вместе с клипом на неё - это визитная карточка не только Спирс, как поп-иконы, но и целой музыкальной эпохи.

С 2014-го Джозеф начинает работать с Тейлор Свифт, снимая для неё клипы на “Blank Space”, “Out of the Woods”, “Wildest Dreams” и “Bad Blood” (легендарочка).

Кадр из клипа на “Without Me” — Эминем
Кадр из клипа на “Without Me” — Эминем

Следует отметить, что с полнометражным форматом у Джозефа отношения не заладились — полнометражные фильмы режиссёра проваливались в прокате и получали крайне посредственные оценки. Режиссёр связывает это с отсутствием полной творческой свободы (через клипы он реализует себя на 70-80 процентов):

“Единственный способ сделать 100-процентное [по моему замыслу] видео — это снять полнометражный фильм. А единственный способ это сделать, пока я не нашёл продюсера, который думает точно так же, как я, это потратить собственные деньги”.

АВТОРСКИЕ СТИЛЬ И ПОДХОД

Выделяют Кана на фоне остальных его, очевидно, стиль и метод работы. Джозеф не скрывает, что очень много он заимствует у коллег, хотя это не простое копирование — режиссёр пропускает увиденное через себя. Кан рассказывает, что смотрит фильм с двух точек зрения: критической, когда он разбирает кадры, приёмы, сторителлинг, работу со светом, и зрительской, когда он просто потребляет контент. Совмещение двух этих перспектив и формирует по сути уникальный визуальный язык Джозефа (и это абсолютно нормально — насмотренность как концепция является, как мне кажется, одной из ведущих в современном креативном мире). Из сказанного следует, что насмотренность Кана и формировала его инструментарий.

Однако возникает вопрос: “Ведь все эти заимствованные приёмы применимы в кино, а не в музыкальных видео?”. Джозеф не видит разницы. Ещё со времён обучения в школе кино в Нью-Йорке Кана от однокурсников отличало отношение к жанру музыкального видео не как к “младшему брату” кинематографа, а как к полноценному искусству — не имея возможности снимать кино, Кан пытался (и вполне успешно) создавать блокбастеры, помещая их в трёх-четырёминутный формат. 

По мнению Джозефа главная цель любого фильма, музыкального видео или рекламного ролика — вызвать эмоцию, именно в этом кроется успех. Достичь такого результата можно через аккуратную работу со сторителлингом. История не должна грузить зрителя излишними смыслами (следует напомнить, что потребитель поп-музыки = рядовой, массовый потребитель, а Кан при работе со звёздами всегда ориентируется на их целевую аудиторию (хоть и старается каждый раз удивить)), но при этом она хотя бы должна быть. 

Далее эту историю важно перенести на экран, “визуально адаптировать”: “Пока кто-то адаптирует “Беовульфа” традиционно, я наряжаю его в сияющий доспех (или рэперские шузы) и рассказываю его историю со своей точки зрения” — так характеризует свой подход Джозеф. 

Из всего этого складывается очень простая формула: простая история + яркое оформление = успешное музыкальное видео. Посмотрим на примере клипа на “Bad Blood” Тейлор Свифт (20,1 млн просмотров в первый день, 1,6 млрд за 10 лет, Грэмми за “Лучшее видео” и награда MTV VMA за “Лучшее видео года”). Немного контекста: за песней стоит разразившийся в 2013-2014 годах конфликт между Тейлор Свифт и Кэти Перри, так что трек является по сути диссом (стоит отметить, что в ремиксе на фите — Кендрик Ламар, признанный мастер данного жанра). 

Собственно клип начинается со сцены предательства: во время шпионской миссии Селена Гомес выбрасывает Свифт в окно. Дальнейшая история посвящена подготовке к мести.

Кан заимствует сцены из культовых боевиков и за четыре минуты показывает историю в духе “Крепкого орешка” или “Миссия невыполнима” в визуальном оформлении “Голодных игр” и более мрачных “Мстителей” с отсылкой на “Трон” и кучей женщин-звёзд (Селена Гомес, модели Джиджи Хадид и Кара Делевинь, супермодель и легенда 90-х Синди Кроуфорд, актрисы Джессика Альба и Зендея, певица Элли Голдинг и другие).

Сцена предательства. Образ Селены Гомес отсылает на Кэти Перри
Сцена предательства. Образ Селены Гомес отсылает на Кэти Перри

Клип наполнен также и юмором: излишний пафос, выброшенная из окна Свифт, поющая на разбитой машине и финальный кадр, где девушки в окружении взрывов обмениваются пощёчинами. 

Напоследок можно отметить, что Джозефу Кану свойственны и довольно дерзкие черты, в том числе активная сексуализация, особенно женщин (например, «Can't Remember To Forget You» Шакиры и Рианны).

ИТОГ

Джозеф Кан — легендарная личность на стыке жанров. Ведомый бесконечной любовью как к кино, так и музыке он меняет целый жанр музыкального видео, и пока такие деятели, как Бритни Спирс, Эминем, Леди Гага, Тейлор Свифт и прочие формировали поп-культуру аудиально, Джозеф делал это визуально. 

Как говорится: “Спасибо за детство, легенда!”