Не так давно, в режиме «утёнка» я прочел десятикнижие современного российского писателя-фантаста Александра Кроноса «Аутем», в котором ГГ появляется лишённый памяти и в дальнейшем живет, развивается в некоем мрачном, замкнутом, хотя и огромном металлическом мире. В декалоге этом всё очень продумано, и я получил удовольствие от процесса. Потом наткнулся на «Низший» Ника Метельского. Тоже написано недурно, но возникла мысль: кто у кого украл идею? Вряд ли, конечно, кто-то из этих двух у кого-то другого. У меня смутно вертелось в памяти, что уже было нечто подобное. Стал разбираться.
Оказалось, что история о герое, потерявшем память и выживающем в замкнутом, пугающем, часто металлическом или технологическом мире — это популярный сюжет и локация в фантастике, и они многократно встречались в разных вариантах. Однако, один из наиболее известных и ранних примеров — это роман Non-Stop, английского писателя-фантаста Брайана Олдисса написанный ещё в 1958 году.
Название у нас переводят по-разному, в том числе «Бесконечный мир. Там главный герой живёт в диком, почти первобытном обществе, где память о прошлом утеряна. По мере развития сюжета он выясняет, что всё его общество находится… внутри гигантского космического корабля, дрейфующего в космосе. И вот там впервые описаны потеря памяти и замкнутый металлический мир, восстановление истины о себе и окружающей реальности.
Этот роман стал источником вдохновения для многих последующих произведений в жанре generation ship то есть «корабль поколений», а также игр и фильмов, где герой приходит в себя в закрытом мире без памяти.
Был ещё такой Филип К. Дик с его «Мы вас вспомним оптом», We Can Remember It for You Wholesale. Герой у него не просто теряет память, но оказывается жертвой подменённой личности. Эта новелла легла в основу фильма «Вспомнить всё» со Шварценеггером.
Станислав Лем, кажется, написал рассказ «Меморандум» и «Повесть о пилоте Пирксе». В некоторых его рассказах герой оказывается в ситуации утраты памяти в странной, техногенной среде, исследует её, сталкивается с чуждым разумом. Лема я читал пятьдесят лет назад, так что сам мало что помню, как те фантастические ГГ.
В общем сюжет про героев, потерявшие идентичность или попавших в изолированные, технологические, загадочные пространства многие писатели любили, любят и будут использовать. Он как бы близок натуре писателя, добровольно запертого в четырех стенах и что-то сочиняющего.
Но подобные сюжеты стали популярны в играх: System Shock, SOMA, Dead Space, Prey — в которых герои просыпаются в замкнутых металлических мирах (кораблях или станциях), не помня предыдущих событий, и раскрывают страшную правду. Тоже хорошо легло на стерильные души подростков-игроманов.
Сняты фильмы: «Куб», «Пандорум», «Треугольник» — они не по книгам, но явно вдохновлены подобной литературой.
Из российских популярных писателей вроде бы нынешний «иноагент» Дмитрий Глуховский с его «Метро 2033» поработал для популяризации сюжета, его герой выживает в замкнутом мире московского метро после ядерки. Тоже подземелья, изоляция, постоянная угроза, мутанты, техногенный упадок. Но тут память у героя не утрачена, только общая атмосфера страха и запертости.
Я лично роман читать не смог, все показалось банальным и излишне "тошнотным", что ли? Но возможно, этот цикл породил желающих не только расширить данную вселенную сочинительством фанфиков, но и просто подтолкнул разных авторов, которым интересен мотив изоляции, искажённой реальности и деградации.
Не могу не упомянуть Артема Каменистого с его циклом «СТИКС», в котором тоже у героев проблемы с возвращением в реальный мир и кажется памятью. Там мир конечно не металлический и мега-огромный, но при этом замкнутый сам на себя и как бы искусственный, созданный кем-то или чем-то.