17 июля в России отмечается День этнографа – неофициальный профессиональный праздник исследователей, изучающих культуру, традиции и быт народов мира и всего того, что формирует материальную и духовную культуру народов. Этот день приурочен к дню рождения Николая Николаевича Миклухо‑Маклая (17 июля 1846 г.), выдающегося русского этнографа, антрополога и путешественника, который определил важность культурного разнообразия и противостоял расизму. Он внёс огромный вклад в изучение коренных народов Океании. Праздник стал складываться в 1970–80‑е годы по инициативе Рудольфа Фёдоровича Итса – первого заведующего кафедрой этнографии и антропологии Санкт‑Петербургского университета.
В нашем материале мы поговорили с учеными УдГУ, которые не на словах, а на деле, каждый день, вносят ценнейший вклад в этнографическую науку. Так, в нашем университете, на базе Института истории и социологии существует уникальная Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии. Возглавляет её выдающийся ученый, доктор исторических наук, доцент, Мельникова Ольга Михайловна. Сегодня она поведала нам, в каких актуальных направлениях ведутся исследования и каковы плоды этой работы.
- В Удмуртском государственном университете со времени его образования этнография сложилась в значимое научное направление. Сегодня преподаватели кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии продолжают традиции изучения традиционной материальной и духовной культуры народов Удмуртии, заложенные профессором В. Е. Владыкиным. Среди преподавателей кафедры два его ученика к.и.н., доценты Ю.А. Перевозчиков и Е.Н. Зайцева. Открыта аспирантура по специальности Этнология, антропология и этнография.
Изучение этнологии – неотъемлемая часть подготовки профессионального историка. Для студентов-историков курс лекций по дисциплине «Этнология» читает доктор исторических наук, профессор РАН, директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, выпускник УдГУ Алексей Егорович Загребин. Под его руководством в УдГУ проводятся исследования по современным этнополитическим проблемам.
Традиционно летом, студенты первого курса направления подготовки «История» отправляются на этнологическую практику, в ходе которой знакомятся как с традиционной культурой народов Удмуртии, так и с городской этнографией: собирают этнографический материал, самостоятельно проводят опросы. В этом году в июле УдГУ принимает студентов МГУ им. М.В. Ломоносова для проведения совместных полевых этнографических исследований. Кафедра много лет сотрудничает с музеем-заповедником Лудорвай, где студенты знакомятся с опытом сохранения и популяризации традиционной культуры народов Удмуртии.
При кафедре существует Музей археологии и этнографии народов Прикамья, где в том числе представлены материалы, полученные в результате студенческих учебных экспедиций.
Другой, не менее увлекательной стороной деятельности, непосредственно связанной с этнографией, является научно-исследовательская практика студентов направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Института искусств и дизайна. Особенностями её проведения и наполненностью, с нами поделилась Елена Ивановна Ковычева, кандидат искусствоведения, доцент Кафедры изобразительного искусства и художественной культуры УдГУ:
- Научно-исследовательская практика построена как экспедиция в места, где сохранились произведения традиционных ремесел: ткачества, вышивки, обработки дерева, связанных с ними способов обработки природных материалов. Мы интересуемся бытовыми и праздничными традициями, которые связаны с изготовлением изделий, способом ношения одежды, кроем и пошивом элементов костюма.
- Елена Ивановна, какую роль играет такая практика в обучении студентов?
- Во-первых многие студенты впервые знакомятся с деревенским бытом, видят красивые вещи, изготовленные более ста лет назад, но не утратившими своей красоты, редкие по техникам исполнения. В задачи студентов входит паспортизация и фотографирование изделий, сбор сведений о них, от хозяев, музейных сотрудников, работников культуры. В последствии, найденные материалы дополняются сведениями из литературы и пишется научная работа по обнаруженной впервые проблеме.
- Какую ценность представляют собой такие научные изыскания?
- Научные исследования могут помочь инициативным жителям выполнить грантовые проекты. Так, в этом году мы были приглашены в Игринский район, участвовать в работе по созданию музея «Тканые истории деревни Кузьмовыр». Изучив собранные жителями тканые полотна и вещи, мы обнаружили несколько интересных не разрешенных задач, связанных с местными техниками ткачества, заимствованиями у русских и удмуртского населения соседних районов, использованием в традиционном интерьере избы. Локальная традиция ткачества Игринского района пока мало изучена, что подтверждает выехавшая с нами в экспедицию Ирина Алексеевна Косарева - признанный специалист по ткачеству, доцент нашей кафедры.
- Ребята полноценно включены в этнографическую составляющую практики?
- Конечно, практика напрямую связана с этнографией, мы изучаем жизнь народов Удмуртии, результаты их мастерства в создании предметов быта, одежды, ансамбля дома. В народной художественной культуре все взаимосвязано, неотделимо друг от друга: труд, быт, ценности, представления о прекрасном. Важность практики в погружении в традиции, возможности не только изучить, но и реконструировать технологии ремесел. И мы уже много умеем: ткацкие станки, а среди них есть столетние, они оживают в работе. Студенты под руководством опытного преподавателя, народного мастера России, художника-реставратора музея-заповедника Лудорвай Людмилы Ивановна Буяновой учатся заправлять станки, овладевают несколькими техниками ткачества, ткут салфетки, столешники, узорные пояса. Это на первом курсе, а на втором - разрабатывают проекты современных тканых изделий. Уже есть несколько выпускных работ в технике удмуртского ткачества.
- Чему ещё могут обучиться здесь студенты?
- Студенты обучаются также вышивке, валянию, лоскутному шитью по традиционным технологиям. То есть, мы возрождаем народное искусство, которое является гордостью и визитной карточкой Удмуртской культуры. И не только удмуртской, три года мы изучали ремесла русских старообрядцев Красногорского района. На основе этих экспедиций начали создавать музей-мастерскую традиционного текстиля. Здесь можно увидеть кроме самих работающих станков, много красивых этнографических изделий, инструменты и материалы ткачества. Уникальность нашего музея - он живой, все инструменты действуют, становятся понятными в работе. Можно освоить обработку льна, прядение нитей, и все остальные операции.
Недавно студентки 3 курса, знакомили иностранных студентов с русской культурой. Они одели сарафаны, рубахи, платочки, показали, как прядут пряжу, как крутят традиционных кукол. Проводить мастер-классы они научились на методике преподавания ДПИ. Это совершенно народный способ передачи навыков - из рук в руки, «делай как я». Иностранные студенты своими руками смастерили памятный подарок для себя, который смогут увезти на родину, научат играть своих детей по законам русской этнопедагогики. Мы и эту народную мудрость изучаем. Считаю, что для современных молодых людей это способ научиться уважать семейные ценности, отношения, правила воспитания.
Фольклорная экспедиция и диалектическая практика студентов Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики - ещё одна сторона увлекательной исследовательской деятельности студентов, пусть и не связанная с этнографией напрямую. Здесь студенты каждое лето выезжают знакомиться с реальными носителями языка – беседуют с ними, записывают, получают уникальный материал для научного анализа. Подробнее о практике филологов рассказала директор ИУФФУиЖ, Галина Анатольевна Глухова.
- Каждый год студенты первого курса направления подготовки «Филология» Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики выезжают на полевую практику. Фольклорная экспедиция является обязательной частью учебного плана. В этом году студенты проходили учебную практику в Можгинском районе, побывали в деревнях Вишур, Кватчи, Бальзяшур, Верхние Юри, Каменный ключ, Малая Кибья. Кроме того, они записывали фольклорный материал в самом городе Можга. В течение недели студентами собран разножанровый материал (устная несказочная проза, календарные и семейные обряды, обрядовые напевы, лирические песни и др.). Респондентами были люди разного возраста, в основном от 60 до 93 лет. Необходимо отметить, что деревенские жители бережно хранят и чтят свои традиции, обычаи и передают молодому поколению; импонирует, что многие семьи заботятся о сохранении своих семейных традиций и ценностей. Думаю, что для студентов это был большой опыт работы с респондентами, умение задавать вопросы, демонстрировать свои теоретические знания по фольклору на практике, записывать материал «под карандаш» и на электронные носители, выстраивать коммуникацию не только с информантами, но и между собой. Главная цель полевой практики – это овладение методикой сбора материала в полевых условиях, систематизации, архивной обработки фольклорного материала; полевое исследование локальной традиции. Кроме того, это пополнение архивного фонда института новым фольклорным материалом.
Студенты, участвовавшие в экспедиции, охотно поделились с нами своими впечатлениями от поездки. Радует, что ребята сами понимают пользу таких поездок, осознают, что профессия филолога далеко не ограничивается лишь работой с книгами и словарями. Ведь кому-то приходится искать и пополнять их.
- На диалектологической практике мы посетили несколько деревень Вавожского района. Наша группа занималась сбором диалектных данных у местных жителей. В основном проводили полевые исследования: посещали дома, общались с носителями диалектов, записывали их речь на аудио и видео. Для себя узнали множество слов с их переводом, из полученного материала.
Наши дни были насыщенными и структурированными. Обычно утром мы выезжали в запланированные деревни, дома. Там посещали местных жителей, которые делились своей жизнью и речью. Ходили по 2 группы, а в доме каждый день оставалось по 2 человека, они занимались приготовлением обеда и несли ответственность за дом. В остальное время у нас проходили обсуждения полученной информации, некоторые вечера были тоже заняты поиском материала. В свободное время занимались бытовыми делами.
Это был очень ценный опыт. Мы почувствовали особую связь с местной культурой и языком. Особенно запомнились искренние разговоры и желание жителей сохранить свою уникальную речь и удмуртскую культуру. Важность общения именно с пожилыми людьми возрастает с каждым годом, потому что это шанс проникнуть в совсем другой мир, в котором они родились и росли. Я благодарна этой экспедиции за знакомство с прекрасными людьми. И хочется выразить большую благодарность преподавателю ИУФФУиЖ Булычевой Елене Александровне, что всегда была рядом с нами, поддерживала и не давала скучать.
Мы собрали богатый материал для анализа диалектных особенностей деревень Вавожа. Эта практика способствует сохранению региональных языковых особенностей.
Рябинина Дарья Владимировна, 2 курс, направление «Филология» (Удмуртский язык и литература, русский язык и литература), ИУФФУиЖ.
- В этом году наша диалектологическая практика стала настоящим открытием, погрузив в увлекательный мир языковых особенностей и культурных традиций удмуртского народа. Мы занимались исследованием диалекта в деревне Большая Гурезь-Пудга, Вавожского района и близлежащих деревень.
Наши будни были организованы с максимальной эффективностью. Каждое утро начиналось с выбора деревни – в какой деревне и какая группа будет собирать материал. Затем мы отправлялись туда, общались с местными жителями, записывая их рассказы и фиксируя особенности произношения. Вечерами мы собирались в группе, делились впечатлениями и обсуждали полученные результаты. Такой подход позволил нам не только углубить знания о диалекте, но и наладить дружеские отношения внутри группы.
Впечатления от практики были незабываемыми. Каждый разговор с местными жителями был наполнен теплотой и искренностью, а их истории о родных местах становились для нас настоящими открытиями.
Результаты поездки превзошли все наши ожидания. Мы собрали обширный материал, который станет основой для наших будущих исследований и научных работ. За время практики мы не только расширили свои знания о диалектологии, но и научились ценить культурное многообразие, которое отражается в языке. Этот опыт стал важным этапом на пути к пониманию того, как язык связывает людей и сохраняет их историю. Таким образом, диалектологическая практика не только обогатила наши знания, но и подарила воспоминания о теплых встречах и увлекательных открытиях. Мы вернулись домой с новыми идеями и вдохновением продолжать наше исследование языковых богатств родного края.
Андреева Юлия Александровна, 2 курс, направление «Филология», (Удмуртский язык и литература, русский язык и литература), ИУФФУиЖ.
Кроме того, напомним, что в 2021 году учёные Института естественных наук УдГУ выиграли грант на создание интерактивного атласа исчезнувших деревень Удмуртии. За годы существования проекта создатели собрали сведения о почти двух тысячах забытых поселений республики. Его автором стал доктор географических наук, профессор кафедры экологии и природопользования УдГУ Иван Иванович Рысин.
«Мы должны сохранить в памяти все исчезнувшие деревни, где жили и трудились сотни тысяч тружеников села, в годы войны многие ушли на фронт и не вернулись в родные дома, они создавали экономический потенциал республики и России, если это сделать не сейчас, потом будет поздно. Сегодня зачастую память о многих деревнях хранят только одинокие черёмухи, когда-то заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё долгожители, жившие когда-то в этих деревнях», – отмечают авторы проекта.
Сегодня на сайте интерактивного атласа представлены названия и координаты населенных пунктов, а также информация о жителях деревень, фотографии, данные аэрофотосъёмки и многое другое.
День этнографа – это не просто профессиональный праздник, а важное напоминание о необходимости бережного отношения к культурному наследию человечества. В современном мире, где процессы глобализации стремительно стирают этническую уникальность, работа этнографов приобретает особую значимость. Они выступают хранителями исчезающих традиций, исследователями трансформации культур в условиях цифровой эпохи, посредниками в диалоге между разными народами и поколениями.
Особую актуальность сегодня приобретают проекты, подобные интерактивному атласу исчезнувших деревень Удмуртии, которые не просто фиксируют утраченное, но и воссоздают живую связь времен. Этнография XXI века решает сложные задачи: от сохранения языкового разнообразия до изучения новых городских субкультур, от документирования традиционных обрядов до осмысления миграционных процессов.
Важно понимать, что этнографические исследования – это не только научные изыскания, а важный инструмент формирования национальной идентичности, воспитания уважения к своим корням и культуре других народов. В этом смысле работа этнографов выходит далеко за рамки академической науки, становясь настоящей миссией по сохранению человеческого наследия для будущих поколений.
Празднуя День этнографа, мы отмечаем не только профессиональные достижения исследователей, но и признаем ценность того культурного многообразия, которое они помогают сохранить. В условиях быстро меняющегося мира эта работа становится не просто важной – она жизненно необходима для поддержания уникального этнокультурного ландшафта, который веками формировался на территории нашей страны и всего мира.