В Татарстане наблюдается двукратное сокращение объема выданных автомобильных кредитов. Об этом сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). В январе-мае общий объем такого рода займов составил всего 22,5 млрд рублей, это на 49,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В январе-мае 2024 года объем автокредитов достигал 44,2 млрд рублей.
По объему выданных кредитов республика входит в пятерку регионов-лидеров. Так, в Москве за отчетный период выдали займы на сумму 42,5 млрд рублей, в Московской области — 37,3 млрд рублей, в Санкт-Петербурге — 25,2 млрд рублей, в Краснодарском крае — 23,4 млрд рублей.
— Падение выдачи автокредитов в январе-мае 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года. Помимо упомянутых причин снижению объемов выдачи автокредитов и ее количественному сокращению способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны, — указал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
KazanFirst
При этом средний срок автокредитов, по данным НБКИ, составил 64,7 месяца (5,4 лет). По сравнению с апрелем он сократился на 0,8%. Как отметил Волков, он плавно снижался на фоне сокращения выдачи займов и среднего чека с середины прошлого года.
— Ситуация с выдачей стабилизировалась прежде всего в связи с некоторым удешевлением автокредитов за счет изменения структуры рынка в пользу более бюджетных машин, а также субсидированием ставок со стороны автопроизводителей, — подчеркнул представитель бюро.
Средний размер автокредита в Татарстане в мае составил 1,2 млн рублей. Это на 11,8% меньше, чем в такой же месяц прошлого года.
«Динамика будет оставаться сдержанной»
Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов в качестве причин снижения объемов автокредитования в этом году называет высокие ставки, индексацию утильсбора, а также ужесточение государственного регулирования.
С середины 2024 года банки в России должны иметь дополнительный запас капитала при выдаче автокредитов наиболее закредитованным клиентам. После введения этих мер выручка кредитной организации на одинаковую сумму, но для разных категорий клиентов оказалась разная. Формально, при работе с неблагонадежными клиентами доход банка оказывался ниже, чем при работе с теми, кто обещал меньше рисков. Неблагонадежными в данном случае считаются заемщики с высокой долговой нагрузкой — люди, у которых на погашение кредитов ежемесячно уходит более 50–80% доходов. Кредитные организации стали отказывать в деньгах таким клиентам.
KazanFirst
По оценкам участников рынка, введение таких надбавок улучшило структуру и стандарты кредитования: доля ссуд с показателем долговой нагрузки более 50% уменьшилась с 61% во II квартале 2024 года до 20% в I квартале 2025 года.
Додонов указал, что снижение ключевой ставки на 200 б.п. (до 18%) «может поспособствовать некоторому оживлению автокредитования». Однако эффект от этого вряд ли будет большим. С 1 июля ЦБ дополнительно ужесточил автокредитование. Теперь здесь действуют прямые лимиты на выдачу кредитов людям с высокой долговой нагрузкой.
— Я полагаю, что в ближайшие месяцы динамика автокредитования в стране будет оставаться довольно сдержанной, — заключил эксперт.
Для китайцев утильсбор ничего не изменил
Бизнес-аналитик Владимир Козлов так же выразил надежду, что снижение ключевой ставки поможет авторынку. Однако, по его словам, автомобильный рынок страдает и от избытка предложения.
— Я смотрю, количество объявлений о продаже автомобилей с пробегом только растет. Причем среди них лидируют автомобили очень свежих годов выпуска, — подчеркнул эксперт.
По его словам, идет «перенасыщение китайским автопромом».
— Китайцами наелись и не хотят их больше, а что с ними делать дальше, никто не знает, — убежден Козлов.
По данным Минпромторга, за пять месяцев 2025 года продажи новых автомобилей упали на 28% к аналогичному периоду прошлого года и составили 506 тысяч единиц. Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов называет критическим рубеж, когда рынок просядет на 40%. В правительстве по-прежнему считают утилизационный сбор мерой, способной поддержать отечественного производителя.
duma.gov.ru
Между тем, как отметил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, за прошедшие месяцы юань подешевел на 30%. То есть для китайских производителей рост рублевых цен на их продукцию остался просто незамеченным.
— Это позволяет китайским компаниям получать аналогичную выручку в своей валюте, продавая [автомобили] со скидкой чуть ли не на 20-30%, — указал эксперт.
Другими словами, рассчитывали сделать китайские автомобили дороже отечественных, а получилось, что их, наоборот, защитили.