Найти в Дзене

Ихтиандр и Гуттиэре-любовь с первого взгляда.История фильма «Человек-Амфибия»

Известный роман Александра Беляева «Человек-амфибия» навсегда стал визитной карточкой писателя. Его книга любима для многих, а ее герои стали кумирами для нескольких поколений. «Человек-амфибия» - одно из наиболее популярных произведений Александра Беляева не только в нашей стране, но и за рубежом. Сюжет известен многим, «Человек-амфибия» – о молодом человеке с проблемами с легкими, которому искусные руки ученого-хирурга дали возможность жить не только на земле, но и под водой. Что же произойдет, если человек получит возможность жить и на суше, и под водой? Принесет ли это ему счастье или же обречет на мучения? Перед Ихтиандром, человеком-амфибией, стоит жестокая необходимость выбирать: покой и свобода в океане или любовь, сопряженная со множеством опасностей на земле. По истории, вторая половина пятидесятых ознаменовалась всемирным фестивалем молодежи и премьерами зарубежных фильмов в кинотеатрах Советского Союза. Одной из таких картин стала работа великого морского исследовате

Известный роман Александра Беляева «Человек-амфибия» навсегда стал визитной карточкой писателя. Его книга любима для многих, а ее герои стали кумирами для нескольких поколений. «Человек-амфибия» - одно из наиболее популярных произведений Александра Беляева не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сюжет известен многим, «Человек-амфибия» – о молодом человеке с проблемами с легкими, которому искусные руки ученого-хирурга дали возможность жить не только на земле, но и под водой. Что же произойдет, если человек получит возможность жить и на суше, и под водой? Принесет ли это ему счастье или же обречет на мучения? Перед Ихтиандром, человеком-амфибией, стоит жестокая необходимость выбирать: покой и свобода в океане или любовь, сопряженная со множеством опасностей на земле.

Владимир Коренев
Владимир Коренев

Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская

По истории, вторая половина пятидесятых ознаменовалась всемирным фестивалем молодежи и премьерами зарубежных фильмов в кинотеатрах Советского Союза. Одной из таких картин стала работа великого морского исследователя Жака Кусто, Луи Маля и изобретателя Гарольда Эджертона «В мире безмолвия». Лента удостоилась крупнейшими кинопремиями того времени и открыла человечеству глубины мирового океана. Режиссёр Владимир Чеботарёв и оператор Эдуард Розовский, под впечатлением от подводных съёмок, принялись продвигать идею экранизации романа Александра Беляева «Человек-амфибия», чьё творчество амнистировали в конце тридцатых, незадолго до трагической смерти от голода во время немецкой оккупации.

Когда Владимир Чеботарев взялся снимать «Человека-амфибию», многие не верили в его успех, ведь картина предполагала множество подводных съемок, которые в те времена было очень трудно реализовать.

Режиссер Владимир Чеботарев
Режиссер Владимир Чеботарев

Но Чеботарев не отчаялся – он нанял лучших советских спецов. Съемочной группе помогал первый чемпион СССР по подводному плаванию Рэм Стукалов. По ходу съемок пришлось многое корректировать и изобретать. Например, киношники использовали специальные прозрачные боксы для съемок под водой.

"Море хранит свою тайну" - последняя строчка научно-фантастического романа «Человек-амфибия» русского писателя Александра Беляева. Фантаст, пережив славу, забвение и сгинув в братской могиле, оставил читателям историю об особенном юноше, который узнал тайны океана. Авторы одноименного фильма студии «Ленфильм» так же стремились создать подводную утопию, преодолевая техническую несостоятельность своего времени.

-5

Они стремились создать «неземную сказку» для взрослых. По этой причине искали актёров с нестандартной внешностью. На «Ленфильме» объявили всесоюзные пробы, и тысячи юношей, девушек и писем из союзных республик приходили на студию. «… Найдите мне Ихтиандра, чтобы в глазах у него было море. Найдите мне Гуттиэре, чтобы в глазах у неё было небо», — прокомментировал выбор актёров режиссёр Владимир Чеботарёв.

В конце концов главная роль досталась студенту театрального института, дебютанту Владимиру Кореневу. Прославленный актёр вспоминал о первом знакомстве с творчеством Александра Беляева: «Мне было около пяти лет, когда из Читы приехал родственник. Он был слепой, ничего не видел с детства. Его поселили в комнате рядом со мной, и он ночью, руками в темноте читал мне этот роман. Роман, наполненный солнцем, светом, ароматом латиноамериканских цветов»...

Шестнадцатилетняя московская школьница Анастасия Вертинская, сыгравшая Ассоль в фильме «Алые паруса», исполнила роль Гуттиэре. Настя не умела плавать, но, посмотрев на фигуру дублёрши-спортсменки, решила исполнять трюки самостоятельно, пройдя необходимую подготовку. Михаила Козакова, который младше литературного прототипа, пригласили на роль Педро Зуриты. Артисту сразу понравилась молодая партнёрша, но мама Анастасии Вертинской специально платила нескольким женщинам со съёмочной площадки, чтобы те
присматривали за дочкой и опекали от возможных ухаживаний взрослого актера.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отца или создателя Ихтиандра сыграл драматический актёр Николай Симонов, который свое время удачно воплощал на больших экранах образы Петра Великого, Отто фон Бисмарка, генерала В.И. Чуйкова. На роль доктора Сальватора артист согласился быстро. Участие звезды подобной величины в экспериментальной картине, "сказке для взрослых", придало значимости фильму. Михаил Казаков вспоминал, что Николай Константинович свободное время проводил за одиноким созерцанием моря. В картине также участвовал Анатолий Смиранин - легенда советского кинематографа, снимавшийся ещё в начале века. Роль Бальтазара стала одной из его последних работ, но подводные трюки семидесятилетний актёр выполнил сам.

Известно, что большинство сцен многие актеры в фильме играли без дублеров и нередко оказывались в большой опасности. Особенно трудно дался эпизод, в котором Гуттиэре тонет и медленно идет ко дну. Подводники научили Анастасию Вертинскую правильно выпускать воздух, чтобы опускаться на дно моря, а для быстрого спуска к купальным трусам актрисы прикрепили свинцовое грузило. Лишь после того, как Вертинская оказывалась на дне, аквалангист давал артистке подышать воздухом – и она вновь опускалась на дно, чтобы доснять сцену с Ихтиандром.

-7

По легенде, актер Владимир Коренев едва не погиб во время съемок сцены, где привязанного к якорю Ихтиандра бросали в море. Эпизод снимали на глубине двадцати метров. Сцену успешно отсняли, и Кореневу под водой дали загубник запасного акваланга, но оказалось, что воздух из баллона все это время не шел. Еще минута – и актер бы задохнулся. Но аквалангист Стукалов мгновенно среагировал, надел на Коренева свой акваланг и, задержав дыхание, выплыл на поверхность.

-8

Трагедией могли бы закончиться и съемки другого эпизода. Один из матросов выпустил из рук конец 60-метровой цепи. Цепь начала разматываться, унося Владимира Коренева на глубину. К счастью, ее вовремя подхватили – и актер остался цел.

-9

Началу работы над фильмом предшествовал длительный экспериментальный период. Режиссёр не хотел повторения съемок подводного мира из документальных лент Кусто и мечтал создать гипертрофированный, фантастичный и условный пейзаж. Съёмки фильма проходили на глубине от 4 до 16 метров в Чёрном море, где художники из пенопласта создали подводный пейзаж Саргассова моря. Для «морского павильона», как назвали бухту, оператор картины Эдуард Розовский придумал сетчатую конструкцию, в которой обитали рыбы, и поместил её перед объективом камеры. Благодаря разнице фокусного расстояния, границы клетки не были видны и создавалось впечатление наличия богатой фауны. Также оператор использовал прожектора с реактивных самолётов, которые выдерживали давление воды.

Известно, что некоторые комбинированные сцены сняли в павильонах Ленфильма, где создали декорации морского дна. Эластичную ткань для костюма Ихтиандра нашли на военном производстве в Прибалтике, а отдельные чешуйки из обработанной киноплёнки пришивали вручную. Такой приём создал блестящую под водой чешую. Костюмерам также пришлось краской нарисовать клетчатый узор на белом костюме Педро Зуриты.

Весь съёмочный процесс вёлся буквально в полевых условиях: команда и актёры по-спартански жили в палатках. Осветители, художники, артисты и аквалангисты за время съёмок провели под водой, где температура не превышала плюс 15 градусов, в среднем 300 часов, а оператор Эдуард Розовский - свыше 400. Трубки для импровизированных аквалангов реквизиторы изготовили из шлангов противогазов. Баллонов с кислородом катастрофически не хватало, поэтому члены съёмочной команды договорились делать не больше шести вдохов в минуту. По этой причине артистам приходилось надолго задерживать дыхание. И им это с успехом удалось.

-10

В фильме звучит песня со словами: "Эй, моряк, ты слишком долго плавал...", ставшая очень популярной после его выхода. Над музыкой к картине работал начинающий тогда композитор Андрей Петров. Джазовые и латиноамериканские мотивы ранее не звучали ни в одном в советском кинофильме. Роль ресторанной певицы досталась манекенщице Нине Большаковой. Согласно первоначальному замыслу, её персонажу требовалось раздеться во время музыкального номера и остаться в трико. Студийные цензоры потребовали вырезать песню о «Морском дьяволе», но режиссёр и композитор ловко сократили эпизод на один припев, заменив остальные кадры другими планами.

Ольга Петрова, дочь композитора, вспоминала: «Отец ценил реакцию зрителей и слушателей, а не цензоров. Если песня «ушла в народ», то стала классикой». Голос персонажу подарила Нонна Суханова. Известно, что эта певица оказалась единственной, способной исполнить партию, и... восемь раз записать песню о «Морском дьяволе», пока не охрипла. И только девятый дубль вошёл в финальную версию фильма.

Известно, что премьера фильма состоялась в январе 1962-го и вызвала настоящий ажиотаж. В кинотеатре «Россия», например, зрители, желающие попасть на сеанс, выдавили витрину. Фильм посмотрел каждый третий житель Советского Союза. А вот критики разгромили картину за "банальный любовный сюжет" и "красивость вместо красивого". Оператора Эдуарда Розовского обвинили в «ущербе государству» и исключили из партии. Ещё на стадии съёмок смета росла из-за простаивания по причине плохих погодных условий, но студийное руководство считало виновным неопытного режиссёра. Поэтому Владимира Чеботарёва заменили Геннадием Казанским , снявшего «Старика Хоттабыча», который и закончил работу над "...Амфибией". А министр культуры СССР назвала ленту «подарком министерству финансов».

-11

А фильм, пройдя через тернии, популярен и любим по сегодняшней день, и не предан забвению уже более шести десятков лет. К слову, буквально пару дней назад посчастливилось посмотреть фильм по нашему центральному телевидению. Не в первый раз, разумеется. И снова смотрела с удовольствием, взахлеб, и в очередной раз открыла в нем для себя много нового, которое как-то не увидела ранее. Что и говорить, фильм на все времена. И море, действительно, хранит свою тайну...

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!