В Третьяковской галерее висит картина, у которой туристы замирают так, будто перед ними древняя реликвия. Чёрный прямоугольник краски на потрескавшемся холсте. Скромная табличка: «К. Малевич. Чёрный квадрат. 1915». Но чем дольше смотришь в этот чёрный провал, тем больше кажется, что смотришь не на живопись, а на сцену идеального преступления. Потому что «Чёрный квадрат» — это, возможно, самая тихая афера ХХ века. История «Чёрного квадрата» — одна из самых запутанных в искусстве. Казимир Малевич создал его в 1915 году, провозгласив «нулевую точку живописи». Но вся беда в том, что у этого нуля вдруг оказалось несколько экземпляров. По разным источникам, их от трёх до пяти. Они отличаются: В советское время квадрату жилось, мягко говоря, неспокойно. Его то называли символом революции, то буржуазной пакостью, убирали в запасники, снова вешали. При этом из музея в музей он переезжал так часто, что даже в Мосгорсправке сбились бы с учёта. И вот тут возникает щекотливый вопрос: а тот ли это