Найти в Дзене

Наведем мосты? Почему идея строительства второго трансграничного коридора в Хабаровском крае имеет все шансы на реализацию

Оглавление
Фото автора,  пресс-службы правительства Хабаровского края и предоставлены спикерами
Фото автора, пресс-службы правительства Хабаровского края и предоставлены спикерами

При нынешнем дефиците логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке, как известно, мостов, складов и погранпереходов много не бывает. Но идея появления надежного сообщения между Покровкой и Жаохэ на проверку вышла куда более амбициозной, чем казалось на первый взгляд. Хабаровский край сможет зарабатывать на приморских туристах и грузоперевозчиках — мечта, которая может стать явью. Подробности в материале «Дальневосточного обозрения».

Трансграничные мосты на Дальнем Востоке

Сейчас на Дальнем Востоке два действующих трансграничных моста: Благовещенск — Хэйхэ (Амурская область) и Нижнеленинское — Тунцзян (ЕАО). В обоих случаях опыт появления такой инфраструктуры можно смело считать успешным. Например, в июне Минтранс Амурской области подводил итоги трех лет работы Благовещенского моста. Из праздничного для региона видеоролика можно сделать вывод: объект превзошел все ожидания. Например, в 2022 году советник гендиректора АО «Торговый порт Благовещенск» Владислав Ким рассказывал журналистам о том, что к 2025 году по транспортному коридору планируют перевозить 115 тысяч тонн различных товаров. Но уже в следующем, 2023-м, грузооборот превысил 370 тыс. тонн.

Эффект, который трансграничные мосты оказывают на прилегающие территории, в беседе с редакцией «Дальневосточного обозрения» обсудил кандидат экономических наук Владимир Норин.

Владимир Норин
Владимир Норин
— Трансграничная инфраструктура очень важна для приграничной торговли любого государства. Тем более, для таких крупных государств как РФ и КНР. Мы видим, что пассажиропоток даже по нерегулярному речному сообщению между Хабаровском и Фуюанем растет. Грузопоток также увеличивается. Мосты, несмотря на капитальные вложения в их строительство, очень быстро окупаются за счет развития приграничной и трансграничной торговли. Их появление сокращает время на перевозку товаров, создает удобные экспортно-импортные маршруты. Более того, такая инфраструктура значительно упрощает перемещение туристов, — отметил эксперт.

В Хабаровском крае трансграничных мостов пока нет. Открытие погранперехода на острове Большой Уссурийский, судя по последним данным пресс-службы региона, запланировано на конец 2026 года. Открытие пункта пропуска, правда, если вдаваться в детали, объединит сразу два моста — российский и китайский. Но суть одна: в регионе ждут появления стабильного сообщения с провинциями Поднебесной.

Причем в последнее время в новостной повестке обсуждается перспектива появления не одного, а сразу двух таких переходов в регионе. К идее строительства второго моста в Бикинском муниципальном округе вернулись этой весной. На заседании президиума регионального правительства глава округа Олеся Положенцева отмечала, что при наличии стационарного моста самый южный МО Хабаровского края мог бы взять на себя часть грузопотока погранперехода на острове Большой Уссурийский.

— Идея хорошая. Это может быть предметом обсуждения на предстоящем Российско-Китайском форуме (18+). Если идея получит одобрение китайской стороны, тогда по итогам форума напишем обращение в Минтранс, — отмечал тогда губернатор региона Дмитрий Демешин.

Перспективы идеи мы решили обсудить с экспертами и главой Бикинского МО.

Как дела на границе: Бикинский муниципальный округ

Сейчас сообщение на погранпереходе Покровка — Жаохэ — сезонное. Зимой разворачивают понтонную переправу, в теплый период — перевозят людей и грузы транспортируют речными судами. В межсезонье пункт пропуска берет вынужденную паузу, да и в период работы гарантировать успешное пересечение границы сложно.

Олеся Положенцева
Олеся Положенцева
— Пропускная способность нашего перехода — около 300 пассажиров и 100 единиц автотранспортной техники в сутки. Но осенью и весной выпадает примерно по два месяца работы: переправа закрыта, когда лед встает и когда он тает. Причем если зимой понтонное сообщение функционирует практически бесперебойно, то летом из-за дождей и штормов паромы практически не ходят. Туристы остаются на разных берегах: кто-то в Жаохэ, кто-то у нас, кто-то едет в Хабаровск, — рассказывает глава Бикинского муниципального округа Олеся Положенцева.

Логично, что для стабилизации работы пункта пропуска местные власти говорят о строительстве моста, который нивелировал бы существующие недостатки работы пункта пропуска и создал перспективы для роста.

Необходимость строительства моста у погранперехода Покровка — Жаохэ неоднократно обсуждалась с китайскими делегациями. К примеру, в ходе весенней встречи в Бикине.

— Китайцы заинтересованы. Именно от них изначально и пошла инициатива о строительстве моста в Покровке. У нас очень удобный с логистической точки зрения узел. Железнодорожная станция удобна для погрузки и выгрузки, есть территория, которую можно использовать для строительства складов, имеется место, в котором можно строить точки общепита, гостиницы и другую инфраструктуру. Если инвесторы будут заходить, то поиск земли не станет проблемой. Также железная дорога позволяет обеспечить транспортировку товаров в Приморский край до порта Владивосток и Хабаровский край до порта Ванино. Можно перевозить грузы и дальше в сторону Центральной России. К нам уже обращался заинтересованный инвестор. По его словам, соседняя станция, Лучегорск, в этом плане гораздо менее удобна: там не хватает путей, а подъезд к ней затруднен. У нас ж/д станция открытая, доступная, расположена в центре города. Подъездных путей достаточно, — отмечает преимущества Олеся Положенцева.

При этом власти Бикинского муниципального округа не предлагают рассеивать эффект от появления погранперехода на Большом Уссурийском, а наоборот, усилить его.

— У моста, связывающего Покровку и Жаохэ, будет своя специфика. Зона на Большом Уссурийском позиционирует себя как экологически чистая. Насколько я понимаю, далеко не все можно будет провезти через остров. А у нас можно было бы обсудить перевозку различных категорий товаров, — подчеркнула глава Бикинского МО.

Покровка — Жаохэ: здесь нужен мост?

Как отметил кандидат экономических наук Владимир Норин, строительство моста может стать одновременно драйвером и вызовом для экономики Бикинского муниципального округа. Но, в любом случае, говорить о том, что инфраструктура рискует остаться невостребованной, неоправданно.

— Без сомнения, мост у погранперехода Покровка — Жаохэ будет пользоваться спросом. Потому что Большой Уссурийский — это, в первую очередь, ускоренное развитие северных территорий Хабаровского края и хабаровской агломерации. А направление, которое охватит Покровка — Жаохэ, скорее, юго-восточное. Это будет рентабельно при таком быстром росте двусторонних торговых отношений, — рассуждает спикер.

Эксперт добавил, что при условии появления моста, потребуется дополнительная, в первую очередь транспортная, инфраструктура.

— Потребуются инвестиции в дорожную, логистическую и туристскую инфраструктуру. Сейчас реконструкция федеральной трассы на участке от Хабаровска до Владивостока идет медленно. В течение 35 лет условия улучшились незначительно. Конечно, появление моста подстегнет и дальнейшие вложения. Более того, на это появятся деньги и инвестиции. Возможен вариант и появления платных дорог. В Китае это очень распространено, поэтому транспортировщики грузов не будут удивлены такой практике, — отметил кандидат экономических наук.

Наш собеседник оценил и наличие свободных площадей для строительства складов и других объектов.

— Наличие свободных участков под строительство логистических центров в непосредственной близости от погранперехода и ж/д станции — несомненный плюс. Это как раз даст наполняемость бюджету Бикинского муниципального округа за счет налоговых поступлений. Предприятие по перевалке грузов — большое подспорье для доходной части бюджета и создания дополнительных рабочих мест. Скорее всего, для открытия таких предприятий нужно будет создать ТОР. Это потребуется на начальной стадии для привлечения инвесторов. Но это уже техническая сторона вопроса, — резюмировал Владимир Норин.

При этом глава Бикинского муниципального округа отмечает: повышение транспортной доступности подведомственной ей территории не за горами.

— У нас в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» улучшается транспортная инфраструктура. К пункту «Покровка» в этом году заасфальтирована федеральная трасса. Мост через реку Бикин тоже строится, — рассказала Олеся Положенцева.

Но вернемся к наличию свободных площадей для реализации будущих инвестпроектов. С последним суждением представителя науки согласился и практик — исполнительный директор ООО «Рубикон Импорт Групп» Виталий Аносов.

Виталий Аносов
— Для участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности — прим. ред.) возможность строить склады в непосредственной близости от железнодорожного узла или погранперехода, безусловно, очень важна. Это жирный плюс: груз прошел таможню, перераспределился на складе, а дальше грузится в зависимости от направления: Север Приморья, Хабаровский край, Запад, — отмечает руководитель ВЭД-компании.
Виталий Аносов — Для участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности — прим. ред.) возможность строить склады в непосредственной близости от железнодорожного узла или погранперехода, безусловно, очень важна. Это жирный плюс: груз прошел таможню, перераспределился на складе, а дальше грузится в зависимости от направления: Север Приморья, Хабаровский край, Запад, — отмечает руководитель ВЭД-компании.

В случае поставок грузов из Китая, наличие моста — жирный плюс в пользу выбора конкретного погранперехода.

— Когда китайцы выбирают, по какому пути направить груз, они внимательно смотрят на наличие очередей и скорость работы таможни на каждом погранпереходе. Если лишние 50-100-200 километров пути позволят сэкономить 1-2 дня, они их проедут. Наличие же прямого, беспроблемного сообщения улучшает логистику в разы. Если нет ни паромов, ни ожидания, ни зависимости от погоды и других условий — конечно, это очень хорошо, — продолжил собеседник.

Наличие двух пунктов пропуска неподалеку друг от друга позволит оптимизировать процесс доставки грузов непосредственно в Хабаровский край.

— Если в Хабаровском крае будет два грузопассажирских перехода рядом, регион получит преимущество при доставке грузов, направляемых на данную территорию. То есть, доставка товаров непосредственно в Хабаровский край станет более оперативной. Если говорить о грузах, которые двинутся в другие регионы, нужно смотреть. Но и в Хабаровский край сам по себе везется очень много грузов. А здесь будет укрепление логистического маршрута, считает исполнительный директор ООО «Рубикон Импорт Групп».

Другой эксперт соглашается с руководителем ВЭД-компании лишь частично. Он подчеркивает, что открытие стабильно работающего погранперехода в Покровке — шанс начать зарабатывать на обслуживании и Севера Приморья. Но уже в контексте обмена не грузами, а людьми.

Заработок на транзите

О том, что экономика целых населенных пунктов и даже районов может развиваться за счет обслуживания транзитных потоков, представители туротрасли говорят давно. И потенциал Бикинского муниципального округа в этом плане достаточно высок.

— Через Бикин проезжают не только те, кто направляется по маршруту Хабаровск — Жаохэ, но и туристы, отправляющиеся на отдых в Приморье. Ведь многие едут на пляжи не только из Хабаровского края или ЕАО, а из более отдаленных регионов. Те, кто за сутки не может добраться до Владивостока, могли бы останавливаться в Бикинском муниципальном округе, если бы там были подходящие места для отдыха и развлечения на вечер. В целом, если во время поездки к морю человек видит что-то интересное, то он и на обратном пути может здесь остановиться. Возможно, даже на две ночевки, чтобы хорошо провести время. Во время возвращения туристов из северных регионов из Приморья можно предлагать им фермерскую продукцию. Те же якуты могут закупиться овощами, ягодами, медом и прочим, — рассуждает председатель Общественного совета при министерстве туризма Хабаровского края Владислав Чернов.
Владислав Чернов
Владислав Чернов

Немного иначе, но и на транзите групп, отправляющихся через Покровку, можно зарабатывать.

— Здесь нужно немного переформатировать туры. Чтобы китайцы перед возвращением домой останавливались, например, в Бикине на несколько часов и могли закупиться интересующими их товарами. Варианты с ночевкой в Бикинском округе тоже можно продумать, но они необязательны. Здесь более важна возможность приобрести аутентичные российские товары и вкусно пообедать, — добавляет эксперт сферы туризма.

Причем, именно качественное обслуживание коротких визитов местным предпринимателям и властям стоит сделать флагманским. Плюсов в том, что китайцы будут подобно россиянам в нулевые заглядывать в Бикин за покупками и угощениями гораздо больше, чем потенциальных минусов.

— Думаю, что для Бикина большую перспективу имеет формат: утром приехал — вечером уехал. Это формат остановки в городе при возвращении из Хабаровска через погранпереход Покровка — Жаохэ. Это такие шоп-туры наоборот. Причем, с большим упором именно на съедобную продукцию. Потребуется регулярно отслеживать тренды китайского рынка: от мороженого и молочки до шоколада и доступных у нас ингредиентов китайской народной медицины. Возможно и предложение золотой продукции. Вот как раньше хабаровчане регулярно ездили в Фуюань на выходные. Потому что было дешево. Сейчас из-за разницы валют и других нюансов поездки стали дороже. А раньше по 3-4 раза катались, чтобы просто сменить обстановку. То, что раньше было дешево для нас, теперь дешево для них. Почему бы не предоставить соседям отдыхать недорого на нашей территории? Все от этого будут только в плюсе, — уверен эксперт.

При этом председатель Общественного совета при министерстве туризма Хабаровского края озвучил ломающую стереотипы концепцию: наш регион благодаря появлению моста сможет зарабатывать на визитерах из Приморья.

— Когда мы говорим про Бикинский округ, нужно не забывать, что у них совсем рядом Лучегорск. Да, это Приморье. Но никто нам не запрещает зарабатывать на приморских туристах, желающих отправиться в Китай. Ведь у лучегорцев нет рядом своего погранперехода. У них выбор: Хабаровск, Владивосток или Уссурийск. Все варианты, мягко говоря, неблизко. Этот поток Хабаровскому краю уже сейчас можно и нужно замыкать на себе, — считает наш собеседник.

Да и забывать об интересах непосредственно жителей Жаохэ не стоит. Для Китая это небольшой уезд, в котором проживает (всего-ничего) чуть больше 130 тысяч человек.  А для Бикина — города с населением менее 15,5 тысячи человек — перспективный сосед, ежегодно принимая даже каждого десятого жителя которого, можно обеспечить турпоток невиданных для муниципального округа масштабов.

— Строить мост надо. Китайцев много. Одно дело [для жителей Жаохэ] ехать на два дня через Владивосток или Хабаровск, а другое — через Покровку. Если появится возможность не трястись в автобусе по полдня, а просто переехать мост, то китайцы поедут хотя бы просто любопытства ради. Несколько заведений, гостиниц и лавок с местной продукцией. Им будет дешевле пересечь мост и не ехать дальше. У людей появится возможность посещать Россию чаще, — убежден Владислав Чернов.

Ольга Цыкарева

Фото автора,  пресс-службы правительства Хабаровского края и предоставлены спикерами

Больше материалов о политике и бизнесе в Хабаровском крае читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».