Найти в Дзене
ShadowTavern

5 фантастических фильмов, которые большинство зрителей пропустили - но именно они переворачивают жанр

Когда мы слышим "научная фантастика", на ум сразу лезут "Аватар", "Звёздные войны", "Парк Юрского периода". Миллиарды в кассе, иконы жанра, эффектная обёртка. Всё так. Но есть и другая фантастика. Та, что говорит не громко, а умно. Где вместо шоу - идеи, а вместо очередной погони - разговор, от которого мурашки. Фильмы, что проскочили мимо большинства, но застряли у некоторых в голове навсегда. И пять из таких фильмов в сегодняшней статье. Приятного чтения! Имя режиссёра Эндрю Никкола вы точно знаете - он написал сценарий к "Шоу Трумана" и снял "Гаттаку" - две картины, которые оказались пугающе пророческими. В 2002 году он выпустил ещё один такой фильм, который, к сожалению, остался почти незамеченным. И это "Симона". Сюжет простой и гениальный. Аль Пачино играет режиссёра-неудачника, чья карьера катится под откос. Отчаявшись, он идёт на авантюру: создаёт полностью цифровую актрису по имени Симона (сокращённо от Simulation One) и снимает её в своём новом фильме. Картина становится хит
Оглавление

Когда мы слышим "научная фантастика", на ум сразу лезут "Аватар", "Звёздные войны", "Парк Юрского периода". Миллиарды в кассе, иконы жанра, эффектная обёртка. Всё так.

Но есть и другая фантастика. Та, что говорит не громко, а умно. Где вместо шоу - идеи, а вместо очередной погони - разговор, от которого мурашки. Фильмы, что проскочили мимо большинства, но застряли у некоторых в голове навсегда.

И пять из таких фильмов в сегодняшней статье. Приятного чтения!

Когда твой лучший актёр - строчки кода. "Симона" (S1m0ne)

Имя режиссёра Эндрю Никкола вы точно знаете - он написал сценарий к "Шоу Трумана" и снял "Гаттаку" - две картины, которые оказались пугающе пророческими. В 2002 году он выпустил ещё один такой фильм, который, к сожалению, остался почти незамеченным. И это "Симона".

Сюжет простой и гениальный. Аль Пачино играет режиссёра-неудачника, чья карьера катится под откос. Отчаявшись, он идёт на авантюру: создаёт полностью цифровую актрису по имени Симона (сокращённо от Simulation One) и снимает её в своём новом фильме. Картина становится хитом, а виртуальная дива - мировой звездой. Проблема в том, что никто не знает, что её не существует.

Фильм вышел, когда об искусственном интеллекте говорили лишь в узких кругах. Сегодня, в эпоху дипфейков и виртуальных инфлюенсеров, "Симона" смотрится не как фантастика, а как документальный фильм из прошлого, который предсказал наше настоящее.

Возможно, он просто слишком опередил своё время. Позже, когда аудитория уже морально была готова к таким темам, появились ленты вроде "Она" Спайка Джонза, которые доносили схожие мысли. А "Симона" так и осталась в тени - как одно из самых интересных и актуальных высказываний о славе, медиа и технологиях.

Идеальная версия твоего партнёра. Или нет? "Возлюбленные" (The One I Love)

А теперь представьте. Ваши отношения зашли в тупик, и вы с партнёром отправляетесь в уединённый загородный дом по совету психотерапевта. А там… вы встречаете идеальные версии друг друга. Почти идентичные, но без тех мелочей, что вас постоянно так раздражают. Что будете делать?

-2

Именно на этой идее построен фильм "Возлюбленные" 2014 года. Это необычная смесь из сай-фая, сюрреалистичной комедии и психологического триллера, в которой Элизабет Мосс и Марк Дюпласс играют пару, оказавшуюся на грани разрыва. Появление двойников заставляет их посмотреть на свои отношения под совершенно другим углом, а влечение к улучшенной копии любимого человека пугает и манит одновременно.

Вся история ощущается как какой-то большой эпизод "Черного зеркала" или "Сумеречной зоны" - очень современный и тонкий портрет любви в нашем веке. Здесь нет бластеров и космических кораблей, зато есть блестящие диалоги и напряжение, которое держится до самого финала.

Когда друг - робот и подельник. "Робот и Фрэнк" (Robot & Frank)

Фрэнк - бывший вор-домушник на пенсии. Его память начинает подводить, и дети, беспокоясь о его состоянии, дарят ему робота-помощника. Задача машины - следить за здоровьем старика, помогать по дому и проводить занятия для улучшения когнитивных функций. Звучит как завязка трогательной драмы о старении. Ноооо...

-3

Но Фрэнк видит в новом компаньоне совсем другой потенциал. Он понимает, что робот, запрограммированный помогать и не способный отказывать, станет идеальным напарником для возвращения в криминальное ремесло.

"Робот и Фрэнк" - это удивительное кино. Фрэнк Ланджелла легко переключается между образами сварливого старика и хитрого преступника. Фильм умудряется быть одновременно смешной криминальной историей, глубоким размышлением о памяти и старении и трогательным рассказом о дружбе человека и машины. Добавьте сюда отличный актёрский состав на втором плане и получите рецепт великолепного кино. Мощнейшее напоминание, что стариков никогда не стоит списывать со счетов - и что для последнего крупного дела никогда не поздно.

В небе появилась ещё одна Земля. Что теперь? "Другая Земля" (Another Earth)

Однажды ночью в небе появляется планета. Точная копия нашей. "Земля-2" не несёт угрозы, с неё не высаживаются пришельцы. Она просто висит в космосе, как гигантское зеркало, отражающее нашу собственную жизнь и наши ошибки.

-4

Для Роды, главной героини фильма, это событие становится личным - незадолго до этого она, будучи пьяной за рулём, устроила аварию, в которой погибла беременная женщина и её ребёнок, а муж впал в кому. Роду мучает чувство вины и она цепляется за мысль: если есть другая Земля, значит, есть и другая она. Версия её самой, которая в тот роковой вечер не села за руль. А может, там живы и те, чью жизнь она разрушила?

"Другая Земля" - тихая, медитативная научная фантастика, которая полагается на силу человеческих эмоций, а не на бюджетные спецэффекты. Это история о прощении, искуплении и поиске второго шанса. Кино задаёт зрителю прямой вопрос: а что бы вы изменили, если бы могли встретить альтернативную версию себя?

Одна комната, несколько человек и история длиной в 14 000 лет. "Человек с Земли" (The Man From Earth)

Никаких спецэффектов. Никакого экшена. Почти всё действие происходит в одной комнате. Звучит скучно? Вовсе нет!

-5

Профессор университета Джон Олдман собирается переезжать и устраивает прощальную встречу с коллегами. Во время разговора он как бы между делом сообщает им, что он - пещерный человек, которому 14 000 лет. Он не стареет и вынужден каждые десять лет менять место жительства, чтобы никто ничего не заподозрил. Его друзья - учёные, историки, биологи, психологи - конечно, не верят ему. Они пытаются его разоблачить, спорят, задают каверзные вопросы. А он просто отвечает.

Сценарий к этому фильму написал ветеран научной фантастики Джером Биксби. Он придумал эту идею ещё в 1960-х, но закончил работу над текстом лишь на смертном одре в 1998 году. И эта многолетняя выдержка чувствуется в каждом диалоге - они просто безупречны. Слушать рассказы Джона о том, как он был учеником Будды, плавал с Колумбом и дружил с Ван Гогом, невероятно увлекательно. Веришь ему? Не веришь? Это даже не так важно.

"Человек с Земли" - это чистое, дистиллированное торжество идеи. Фильм доказывает, что для настоящей научной фантастики нужна лишь одна гениальная мысль и талант её рассказать.

На этом у меня сегодня все!

Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!

Поклонников фэнтези и фантастики приглашаю еще и в свой Telegram канал - выкладываю там новости, фотосеты, кадры со съемок и многое другое!

И до встречи в следующем выпуске! Пока!