10 июля могло бы исполниться 83 года настоящему богу рока — Ронни Джеймсу Дио. Рассказываем, почему он взял себе такое сценическое имя, какой актер снимал его в своем фильме, что Дио думал о запрещенных веществах и какую карьеру (кроме музыкальной) рассматривал. А также: сколько уроков вокала он взял в жизни, какую песню недолюбливал (и даже почти уничтожил), какие уроки вынес из сотрудничества с Ричи Блэкмором и почему не сразу согласился засветиться в «Южном парке».
«Божественный» псевдоним
Настоящее имя Дио — Рональд Джеймс Падавона. Оба его родителя происходили из Италии и само слово dio переводится с итальянского как «бог». Символично, ему подходит.
Сам музыкант говорил, что он выбрал псевдоним не из-за смысла слова, а в честь гангстера Джонни Дио (кстати, персонаж с таким именем появляется в фильме «Лицо со шрамом»). В «Википедии» написана другая версия происхождения сценического имени: что бабушка Дио называла его «даром от бога». Венди Дио, вдова певца, опровергла историю с бабушкой и сказала, что Джонни Дио был кумиром ее мужа. И окончательно поставила точку в спорах.
Его перепевал Джек Блэк
В 2014 году вышел трибьют-альбом «Ronnie James Dio — This Is Your Life». В его записи приняли участие Motorhead, Кори Тейлор из Slipknot, Роб Хэлфорд из Judas Priest, Killswitch Engage и даже Metallica со Scorpions.
А еще в треклист пробилась группа Tenacious D, в которой поет актер Джек Блэк. Они представили свою версию «The Last in Line» — заглавного трека с альбома Dio «The Last in Line» (1984). Этот кавер был удостоен номинации на «Грэмми».
Блэк — давний поклонник музыканта, он даже пригласил его сниматься в своем фильме «Tenacious D: Медиатор судьбы» (2006). По словам Джека, работать с Дио было легко и приятно. А мощь его голоса оказалась настолько огромной, что в студийном микрофоне лопнула мембрана. Дио сказал, что с ним такое часто случается — поэтому он носит с собой собственный микрофон.
Не хотел отдавать «Holy Diver» в «Южный парк»
Каких только гостей (пусть и нарисованных) в этом мультсериале не было. Даже Дио. Когда он узнал, что в «Южном парке» хотят использовать его песню «Holy Diver», то испугался и не хотел давать согласия. Музыкант боялся, что над ним жестко подшутят или поиздеваются — «Южный парк» всегда был известен хлесткой сатирой.
Однако продюсеры сериала признались в любви к творчеству Дио и уверили рокера, что ему всё понравится. И очень тепло с ним общались. Дио считает, что появление в «Южном парке» превращает человека в икону. И всё же кое-какие ошибки были: самого артиста показали достаточно правдоподобно, а вот его музыканты не слишком походили на своих реальных прототипов.
Не прибегал к запрещенным веществам
Не верьте, если вам говорят, что талант не может существовать без наркотиков. Дио — тому пример: он к ним даже никогда не прикасался. «Я видел, насколько они разрушительны. Они притупляют чувства, сжирают ваш талант и вашу жизнь. Меня воспитали замечательные родители, я не хотел бы лишиться их уважения».
Мы соврем, если скажем, что Дио совсем никогда их не пробовал. Но важен контекст: как-то друг «угостил» музыканта белым порошком, и наивный Дио решил, что это был валиум — лекарство, которое он принимал в молодости. В скандальных заголовках его имя тоже не фигурировало и по разным женщинам он не бегал. Профессионализм и творчество были для Дио превыше всего.
Не учился вокалу
А вот это для великих рокеров как раз типично. Хотя в случае Дио все равно удивительно — такой мощный голос развить самостоятельно очень тяжело. Правда, некоторая музыкальная подготовка у него всё же была: в пять лет будущая звезда начала учиться… играть на трубе. Он настолько хорошо освоил ее, что ему даже предложили место в престижной Джульярдской музыкальной школе. Дио отказался от приглашения, потому что его интересовал рок-н-ролл, а не классическое обучение.
Владение трубой помогло ему с вокалом: на духовых инструментах не получится играть без правильной работы дыхания.
Хотел стать… баскетболистом
И любовь к спорту — привычное дело у музыкантов, от Брайана Уилсона из The Beach Boys до Валерия Кипелова. Но с невысоким ростом Дио (163 см) шансы на карьеру в баскетболе были не очень велики. Хотя о занятиях бейсболом музыкант тоже подумывал, может, там бы ему повезло больше.
По словам Венди Дио, Ронни Джеймс очень сильно любил спорт и всегда включал дома спортивные трансляции, когда что-то писал. Может быть, он бы и стал спортсменом, но когда отец подарил пятилетнему Дио трубу, он переключился на музыку. Ронни практиковался каждый день по четыре часа, и у него просто не оставалось времени на спортивные тренировки.
И ненавидел «Rainbow In The Dark»
Песня-то довольно известная, это гвоздь концертной программы Дио. «Rainbow In The Dark» — второй сингл с альбома «Holy Diver» (1983) с 26 млн просмотрами на YouTube и использованием в саундтреке к «Видам доброты» (2024) с Эммой Стоун. И именно «попсовость» «Rainbow In The Dark» Дио и раздражала. Его знали как участника Black Sabbath, группы, позволявшей ему делать максимально мрачную музыку (обязательно послушайте недооцененный альбом «Mob Rules» 1981 года). Дио не хотел, чтобы люди обвиняли его в попсовости.
Он настолько терпеть не мог эту композицию, что даже… пытался уничтожить пленку с записью, разрезав ее бритвой. И, возможно, мы с вами никогда бы ее не услышали, если бы не вмешались его музыканты, умолявшие Дио не делать этого. Он все-таки передумал (слава богу). И со временем признал, что песня «работает», хотя так и не смог ее по-настоящему полюбить.
Неоднозначно относился к Ричи Блэкмору
Кроме своей группы Dio и Black Sabbath, наш герой пел в Rainbow под гитару Ричи Блэкмора. Если вы совсем незнакомы с их творчеством, начните с альбома «Rising» (1976) как самого известного.
Рок-фанаты часто хвалят талант Блэкмора и одновременно отмечают его невыносимый характер. Такого же мнения придерживался и Дио: «отличный музыкант» и «очень плохой человек». Работая с Ричи, он научился и хорошему, и плохому — и не только в отношении творчества. Например, Дио понял, что не стоит презирать своих фанатов, увидев, как жестоко к ним относился Блэкмор.
С ним делали голограмму
В конце 2010-х был странный тренд на голографические версии покойных музыкантов, от Фрэнка Заппы до Уитни Хьюстон. Дио, умерший в 2010-м, тоже не «избежал» подобной участи. Еще в 2016 году его голограмма «дебютировала» на немецком рок-фестивале Wacken, а потом «начала» давать сольные концерты.
Тур виртуального Дио восприняли негативно. Журнал Kerrang выпустил целую статью под названием: «Голограмма Дио ужасна, это нужно остановить». «Концерты» ругали за плохое качество картинки, сравнимое с видеоигрой и отмечали откровенную коммерческую направленность проекта. К счастью, особо популярными они не были: обозреватель Stereogum сходил на такое шоу и заметил, что зал не заполнился даже наполовину. Чтобы оценить талант Дио как живого исполнителя, лучше просто послушайте концертный альбом «Intermission» (1986).
А его сын стал писателем
В первом браке с Лореттой Берарди музыкант усыновил мальчика, получившего имя Дэн Падавона. Говорят, на детях гениев природа отдыхает, но не в этом случае: Падавона стал успешным писателем в жанре ужасов и даже получил премию Брэма Стокера. Больше всего его знают по серии книг «Scarlett Bell». Похоже, любовь к мрачному — семейная черта всех Дио.
Поскольку Дэн был приемным сыном, на гены талант тоже не спишешь. Все-таки среда и отношение в семье на многое влияют — об этом говорил и сам Дио, восхваляя в интервью своих родителей. О нем часто отзываются не только как о талантливом музыканте, но и как о прекрасном человеке со стойкими принципами.