Актёры, режиссёр Акива Шаффер, продюсеры Сет Макфарлейн и Эрика Хаггинс представляют свою новую работу в культовой франшизе пародийных комедий.
«Можно мне сделать врум-врум?».
Памела Андерсон восседает на мотоцикле в павильоне Highline Stages в районе Челси, Нью-Йорк – всего несколькими минутами ранее она с лёгкостью оседлала Bonneville T120 в своём пышном фиолетовом платье. Напоминая классических голливудских див – скорее Мэрилин Монро или Джейн Мэнсфилд, чем свою героиню из «Спасателей Малибу», – в этот солнечный майский день она словно вживается в роль, играючи поворачивая ручку газа, пока съёмочная группа ищет лучшее место для вентилятора, который будет развевать её волосы.
Несколько минут спустя на площадку выходит Лиам Нисон, облачённый в чёрную кожаную экипировку и готовый вскочить на свой байк. Но – стоп-стоп-стоп – это фотосессия для обложки в поддержку их будущего фильма «Голый Пистолет», а потому, в духе фирменного юмора франшизы с бесчисленными визуальными гэгами, легендарному актёру достаётся крошечный ярко-розовый велосипед с розово-серебристой бахромой на руле… и, конечно, изящным звонким колокольчиком.
Они перевоплотились в персонажей, некогда сыгранных Лесли Нильсеном и Присциллой Пресли в трёх фильмах: «Голый Пистолет» (1988), «Голый Пистолет 2 1/2: Запах Страха» (1991) и «Голый Пистолет 33 1/3: Последний Выпад» (1994). Спустя примерно 30 лет после выхода третьей части, Нисон исполняет роль детектива Полицейского отдела Лос-Анджелеса Фрэнка Дребина-младшего – сына того самого неуклюжего лейтенанта, прославившегося благодаря Нильсену.
Суровый и сдержанный Нисон (номинант на «Оскар» за роль в фильме «Список Шиндлера» и звезда франшиз «Заложница» и «Звёздные Войны», а также более чем сотни других фильмов) – далеко не очевидный выбор на главную роль в комедии, полной каламбуров, двусмысленных реплик, нелепых ситуаций и чистейшего фарса.
Продюсер Сет Макфарлейн признался Entertainment Weekly, что «безумная идея» взять Нисона на эту роль принадлежала именно ему – и вовсе не потому, что у актёров похожие фамилии, что само по себе уже звучит комично. Нет, вдохновение пришло к Макфарлейну после совместной работы с ирландским актёром над фильмом «Третий Лишний 2».
«Лиам Нисон, пожалуй, единственный актёр XXI века, способный сделать то, что делал Лесли Нильсен, – в основном потому, что такого рода актёров сегодня в Голливуде почти не появляется, – говорит Сет Макфарлейн, сравнивая своего главного героя с Робертом Митчемом, Грегори Пеком и Чарлтоном Хестоном. – Он – фигура большого масштаба на экране, но при этом остаётся абсолютно искренним, а эти две черты не всегда сочетаются. Но он действительно такой».
Быть смешным – не основное требование к Нисону в роли Фрэнка Дребина, персонажа, созданного братьями Дэвидом и Джерри Цукерами и Джимом Абрахамсом (известными как ZAZ) для комедийного сериала «Полицейский Отряд!» на ABC в 1982 году. В нём также снимался Лесли Нильсен, но сериал закончился всего лишь после шести эпизодов.
Это не значит, что Нисон не смешной.
«Он на самом деле очень забавный, – смеясь, рассказывает Памела Андерсон о своём партнёре по фильму в интервью EW, которое состоялось через несколько недель после фотосессии. – Иногда он ведёт себя как глупый мальчишка».
Помимо «Третий Лишний 2» и других совместных проектов с Макфарлейном («Миллион Способов Потерять Голову», «Орвилл», несколько серий «Гриффинов»), Нисон также появился в двух эпизодах североирландского комедийного сериала «Девчонки Из Дерри» и – возможно, наиболее примечательно – в одном эпизоде сериала «Жизнь Так Коротка», созданного Рики Джервэйсом, Стивеном Мерчантом и Уорвиком Дэвисом, где он играл самого себя.
«Я смешной, правда? – настойчиво спрашивает он трио в эпизоде 2011 года, выпущенном совместно BBC и HBO. – Смешной, да?».
Но в новой версии «Голого Пистолета» шутки подаются не как очевидный юмор, а с полной серьёзностью и искренностью.
«Одно из главных правил братьев Цукеров – не брать на роли комиков, – объясняет Макфарлейн. – Нужны серьёзные драматические актёры, желательно с огромным авторитетом, а у Лиама этого предостаточно».
Нисон вспоминает, что ему сразу понравилась идея сняться в перезапуске «Голого Пистолета».
«Не потому что я считаю себя смешным – вовсе нет. Но мне действительно очень нравились фильмы с Лесли Нильсеном», – говорит актёр.
Он описывает те фильмы как «отличное веселье конца 80-х – начала 90-х», особенно в то время, когда он переживал «непростой период», живя в Лондоне. Тем не менее, он колебался.
«Я думал: «Смогу ли я это вытянуть?», но раз идея исходила от Сета, подумал, что, может, он видит во мне что-то, чего не вижу я».
Так же подумали и в Paramount. Это далеко не первая попытка перезапустить культовую франшизу. В декабре 2013 года студия объявила о разработке новой версии с Эдом Хелмсом («Мальчишник В Вегасе», «Офис») в главной роли и сценаристами Томасом Ленноном и Робертом Беном Гарантом («Рино 911»). В интервью 2015 года Дэвид Цукер признался, что ему предлагали роль продюсера, но он отказался. В 2017 году он сообщил, что вместе с Пэтом Профтом (сценаристом оригинальной трилогии «Голый Пистолет» и третьей, четвёртой и пятой части фильма «Очень Страшное Кино», которые он же режиссировал) работает над сценарием четвёртого фильма.
Эти идеи, как и многие другие в Голливуде, в итоге так и не были реализованы. Но видение Макфарлейна привлекло внимание Paramount.
«Дуэт Лиама и Сета они сразу поняли, – говорит продюсер и партнёр Макфарлейна Эрика Хаджинс. – Думаю, это заслуга всех руководителей, которые видели предыдущие попытки и поняли, что именно это – лучший шанс перезапустить конкретно эту франшизу. Нам не пришлось никого уговаривать».
Однако Акива Шаффер, один из участников комедийного трио The Lonely Island (вместе с Энди Сэмбергом и Йормой Такконе), обладатель премии «Эмми», признаёт, что испытал «определённую тревогу», когда Эрика Хаджинс начала обсуждать с ним возможность режиссуры фильма. В конце концов, он не хотел быть тем, кто всё испортит.
«Я считаю первый «Голый Пистолет» чуть ли не идеальным фильмом», – говорит он во время перерыва в работе над звуком в студии Paramount в Лос-Анджелесе. Настолько идеальным, что его первая реакция на идею перезапуска франшизы была: «Это очень плохая идея».
«Общее правило – если ты собираешься браться за старую франшизу, лучше выбирать такие, в которых можно сменить жанр, – объясняет он. Как, например, «Мачо и Ботан»: это была немного безвкусная теледрама, а теперь – это комедия». Но потом последовала фраза: «Лиам Нисон заинтересован» – и всё изменилось.
«Никто не может быть Лесли Нильсеном. И Лиам Нисон – это не Лесли Нильсен, но он – сам по себе, со своими уникальными навыками. И это открыло для меня целый мир возможностей», – вспоминает Шаффер.
Оригинальный «Голый Пистолет» черпал вдохновение из телешоу 1950–60-х годов – «Команда М», «Сети Зла» и тому подобного, а также из фильмов 70-х, таких как «Телефон» с Чарльзом Бронсоном, «Грязный Гарри» и даже «День Шакала» (1973). Но за 35 лет с момента выхода первого фильма, по словам Шаффера, появилось множество новых и свежих жанровых ориентиров в мире криминальных сериалов и боевиков, над которыми можно посмеяться: франшизы «Морская Полиция: Спецотдел», «Закон и Порядок», «Джон Уик», «Миссия Невыполнима: Последствия», «Джеймс Бонд» – и даже «Заложница».
«Материалов просто бесконечное множество. Поэтому когда я представил, что это Лиам в такой роли – не пытающийся повторить то, что было, а улавливающий дух и честно подражающий стилю оригинала, насколько это возможно, не воруя напрямую, – вот тогда у меня сложилась картина, – говорит режиссёр. – И я начал понимать, каким может быть фильм».
Это стало облегчением для Макфарлейна. До того как пригласить Шаффера (который написал новый сценарий «Голого Пистолета» вместе с авторами «Чип и Дейл Спешат На Помощь» Дэном Грегором и Дагом Мэндом), продюсер уже успел поработать с другими сценаристами в попытке найти верное направление.
«Мы даже уже разработали сюжет, но всё казалось – даже нам – чем-то вроде кавер-группы. И мы не могли сами себе объяснить, зачем это вообще снимать, – признаётся МакФарлейн. – Акива с командой предложили совершенно другой взгляд – и он ощущался гораздо свежее и заслуживающим съёмки... Он разгадал эту загадку так, как нам не удавалось».
Помогло и то, что Шаффер «изучал» первый фильм. «Я пересматривал его снова и снова, чтобы понять, в чём секрет», – говорит он. Он также черпал вдохновение из других источников: «Совершенно Секретно!» и «Аэроплан» от ZAZ, «Горячие Головы» Джима Абрахамса, «Сверкающие Сёдла» Мэла Брукса, «Остин Пауэрс». А для открывающей сцены (ограбление банка с Нисоном в школьной форме – об этом позже), влиянием по атмосфере послужил «Тёмный Рыцарь» Кристофера Нолана, наряду с бесчисленными детективными фильмами, включая «Двойную Страховку» и «Глубокий Сон».
Как и в оригинале, фильм Шаффера следует за Фрэнком Дребином-младшим и его напарником капитаном Эдом Хокеном-младшим (Пол Уолтер Хаузер) – да-да, сыном знаменитого напарника героя, которого ранее играл Джордж Кеннеди. Они расследуют загадочную смерть программиста Саймона Дэвенпорта, который сорвался с горы в Лос-Анджелесе. Это был несчастный случай? Самоубийство? Или его кто-то убил? Саймон работал в компании Edentech, а её владелец Ричард Кейн (Дэнни Хьюстон) имеет коварные намерения, связанные с его проектом Project Inferno. После запуска устройства (названного P.L.O.T. Device) можно будет мгновенно переключать сознание человека, заставляя его выживать любой ценой, как в первобытном обществе.
«Я просто вжился в архетип, который, как мне показалось, идеально подходил для такого фильма и стиля, и получил от этого удовольствие», – рассказывает Хьюстон, ранее снимавшийся с Нисоном в криминальном нуаре «Марлоу». Он подтверждает, что вдохновлялся реальными людьми: «Думаю, их имена я всё же оставлю при себе», – добавляет он с усмешкой.
Актёр также черпал вдохновение из классики, включая Питера Селлерса в фильме «Доктор Стрейнджлав, Или Как Я Научился Не Волноваться и Полюбил Атомную Бомбу» Стэнли Кубрика.
«В этом есть что-то прекрасное – стремиться к власти в глобальном масштабе, и это придаёт персонажу чуть политическую окраску, – говорит Хьюстон. – Но всё это сделано с добрым сердцем. Несмотря на нашу дерзость и временами откровенную насмешливость, весь фильм, я думаю, полон доброты».
Интерес к гибели Саймона проявляют не только полицейские, но и его сестра Бет. Её играет Памела Андерсон, исполняя роль фатальной женщины, аналогичную той, которую в оригинале играла Присцилла Пресли, чья героиня Джейн Спенсер в конце третьего фильма вышла замуж за Фрэнка Дребина и родила от него ребёнка. (Нисон НЕ играет повзрослевшего сына Джейн и Фрэнка – его герой, Фрэнк Дребин-младший, упоминался мельком в конце «Голого Пистолета 2 1/2: Запах Страха», в речи, которую Фрэнк произносит рядом с президентом Джорджем Бушем-старшим и первой леди Барбарой Буш).
«Мы рассматривали множество разных кандидаток», – говорит Шаффер о кастинге Андерсон на роль Бет. Найти подходящую главную героиню было «очень непросто». Как и Фрэнк, она должна была обладать драматическим талантом, уметь играть серьёзно, но при этом быть наивной и – «с обаянием и харизмой».
После нескольких проб (Андерсон, по её воспоминаниям, никогда раньше не проходила прослушиваний) и Zoom-встреч с Шаффером, звезда фильма «Шоугёрл» получила роль. (По словам Шаффера, к финальному этапу дошли ещё «две или три» актрисы). Но она также отмечает, что большую роль сыграла её химия с Нисоном.
«Я хотела привнести в персонажа уязвимость и искренность. Очень легко переигрывать в таких ролях, а здесь важно было сохранять приземлённость на фоне всей этой комедии. Это был вызов, – говорит Андерсон. – Нужно прыгнуть в омут с головой. Да, мы будем дурачиться, но в то же время надо оставаться настоящим персонажем. Так что это своего рода танец».
И, конечно, в танце нужны двое. Сначала Фрэнк закрыт для любви, но Бет открывает ему сердце и глаза на новые возможности. Также, как и Фрэнк с Бет, Нисон не знал, чего ждать от Андерсон.
«Она полностью приняла и воплотила в себе эту нелепость, странность, пылкость и лёгкую грусть тоже, что было трогательно, – говорит Нисон о её игре. – У неё есть эта искорка, врождённое чувство юмора… И к тому же она очень красивая».
«Голый Пистолет» – следующий шаг в новой и неожиданной главе карьеры Андерсон. В комедии она снялась ещё до того, как публика увидела «Шоугёрл», за который она получила номинации на «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактёров. Также в её послужном списке грядущий «Rosebush Pruning» с Эль Фаннинг, Райли Кио и Каллумом Тёрнером. (С тех пор она также снялась в «Place To Be» с Эллен Бёрстин, которую называет «своей героиней»).
Это интервью – последнее в расписании перед репетициями для спектакля «Camino Real» Теннесси Уильямса на летнем театральном фестивале в Уильямстауне. После постановки она отправится в Лондон на съёмки фильма Салли Поттер «Alma» с Дакотой Фаннинг, а затем сыграет в режиссёрском дебюте Майкла Сера.
Андерсон, которой сейчас 58 лет, говорит, что это «совсем не пенсия», как она когда-то представляла себе этот возраст.
«Несколько лет назад я немного разочаровалась в себе и подумала: «Ну, наверное, на этом всё», – признаётся актриса. – Мне казалось, что у меня есть ещё многое, что я могу дать, но я никогда не была амбициозной и всегда просто прислушивалась к тому, что происходит вокруг. После того как я сыграла Рокси Харт в «Чикаго» на Бродвее в 2022 году, я подумала: «Ладно, от «Спасателей Малибу» до Бродвея – это достойно. Пойду в сад, буду варить джемы, солить огурцы и помогать пожилым родителям. Это ведь тоже прекрасная жизнь».
Как и в «Чикаго», Андерсон поёт и в «Голом Пистолете» – только вместо шоу-тюнов исполняет джазовый скэт. Когда Бет всё глубже вовлекается в расследование убийства брата, она помогает Фрэнку проникнуть в клуб Кейна, отвлекая миллиардера музыкальным номером: «Sassafras Chicken в тональности ре», просит она у группы, «и пусть будет особенно «lumpy» (в джазе – плохо сыгранный музыкальный фрагмент – прим. пер.)».
Хьюстон, наблюдавший за выступлением, был «совершенно очарован».
«Когда она вышла на сцену с этим джазовым номером – достаточно сложным и почти математически выверенным – да, я, был очарован», – признаётся он.
Андерсон, которая играла в школьном джаз-бэнде, считает, что именно её экспромтный скэт на одном из прослушиваний помог ей получить роль.
«Я исполнила скэт из восьмого класса для Акивы, и он такой: «Окей, ты получила роль», – смеётся она.
Шаффер подтверждает: «Думаю, это может быть правдой».
Готовиться к своему большому моменту в фильме было страшно:
«Я думала: «Как я это запомню? Это безумное скэт-соло». Но я справилась – теперь пою его всё время, даже дома. Не могу выкинуть из головы».
Андерсон также пришлось справляться с нервами перед съёмками с легендарным партнёром – она признаётся, что «боялась» встречи с Нисоном. Но он сразу развеял её страхи на первой репетиции.
«Это как выйти на сцену – сначала бабочки в животе, но как только оказываешься там, становится спокойно и свободно, – говорит она.
– Самое сложное – ожидание встречи. Сам момент – уже не так страшно».
Нисон ранее признавался, что «безумно влюблён в неё» (хотя, похоже, платонически – он также заявлял, что покончил с романтическими отношениями). Андерсон же утверждала, что их отношения на съёмках были «профессионально романтичными», и что «она многому у него научилась».
«Думаю, у меня теперь есть друг на всю жизнь в лице Лиама. У нас точно есть искренняя и тёплая связь. Он замечательный человек, – говорит Андерсон. – Он настоящий артист. Он из театра, из «Списка Шиндлера», у него больше сотни фильмов. А я всё сделала наоборот – пришла из телевидения, и моя личная жизнь часто затмевала карьеру. Забавно: мы все приходим к этому разными путями. Но поделиться этим опытом с ним – это очень значимо и большая честь».
Несмотря на весь актёрский опыт, Нисон сомневался в себе во время съёмок.
«Он вёл себя очень скромно и нервничал из-за комедии, – вспоминает Пол Уолтер Хаузер. – Мы все знали, что у него получится, но он всё время говорил: «Я очень надеюсь, что делаю всё правильно».
Хотя Нисон уже мелькал в комедийных шоу, даже вёл SNL в 2004 году (за год до прихода The Lonely Island), он понимал, что 85-минутный фильм – это совсем другое дело.
«Честно говоря, в течение всех съёмок – до самого конца – я не знал, работает ли это. Каждый день, когда мы завершали съёмки, я думал: «Получилось ли?». Пэмела, Пол, Дэнни – все, как мне казалось, были очень смешными. А вот себе я не мог вынести приговор. Всё время спрашивал у Акивы: «Ты уверен, что это работает?». Это продолжалось с первого дня и до самого конца», – признаётся он.
Но не просто работало – он сам стал частью одних из самых смешных моментов фильма. Например, в тизере, вышедшем в апреле, Нисон появляется в школьной форме. За кадром, все задавались вопросом: согласится ли он это надеть? По словам Шаффера, «он настоял» на этом.
«Те вещи, которые, как можно было подумать, его будет труднее уговорить сделать, – наоборот, были тем, что он сам предлагал. Он был абсолютно готов к этому безумию», – говорит Шаффер.
И, как вспоминает сам Нисон, это была его идея – «чтобы юбка была чуть короче», потому что так смешнее, если у него под ней будет что-то неожиданное.
«На моих школьных трусиках – клубнички», – с гордостью заявляет он.
Если сцены драки в короткой юбке при ограблении банка было недостаточно, то вишенкой на торте стал финальный гэг тизера. В Зале легенд полицейского участка заплаканные мужчины преклоняют колени перед фотографиями тех, кто был до них – некоторых из них – их отцы. Последнее изображение – детектив Нордберг, которого в первых трёх фильмах играл О. Джей Симпсон. Но офицер, смотрящий на его фото, не плачет, а быстро качает головой, подтверждая: Нордберг – не его отец (и, похоже, фильм не собирается воздавать какие-либо почести покойному спортсмену и актёру, оправданному по делу о двойном убийстве).
«Я сказал другу: «Я думаю написать вот это», и он спросил: «А что ты будешь делать с О. Джей?». Так что нам пришлось ответить на «вопрос об О. Джей», – объясняет Шаффер.
«Это рассмешило многих», – говорит Нисон о тизере. «Меня не интересовали цифры и всё прочее – я не сижу ни в каких соцсетях – но у меня сложилось ощущение… Моя замечательная пиарщица сказала: «Это сыграно очень, очень хорошо».
Настолько, что Хаузер получил «удивительное количество» сообщений, звонков и писем от людей, увидевших тизер.
«У зрителей была очень странная эмоциональная реакция – эти фильмы очень прочно вписались в их детство… Явно есть потребность увидеть это», – говорит он.
Сет Макфарлейн тоже вдохновлён позитивным приёмом.
«Полагаю, обстановка, в которой мы сейчас живём, определённо этому способствует. Прошло уже много времени с тех пор, как выходила по-настоящему громкая и откровенная комедия, – отмечает он. – Это настоящая комедия, с кучей шуток и смешных моментов. А сейчас такое стало редкостью. Надеюсь, если фильм хорошо выступит, это откроет дорогу новым фильмам в этом жанре».
Памела Андерсон готова продолжать традиции оригинальной трилогии, которая в своё время была весьма успешной. (Каждый фильм стартовал в прокате на первом месте, а в сумме они собрали почти 217 миллионов долларов только в одной Америке).
«Я уже сказала им, что хочу продолжения, – без колебаний говорит Андерсон. – Лиам сказал, что согласится, если я соглашусь. Но всё зависит от того, понравится ли фильм зрителям».
Как и ещё в одной сцене с фотосессии для этого материала – эти двое никак не могут разойтись.
«Памела, это навевает воспоминания», – говорит Нисон, когда съёмочная группа связывает их верёвкой.
«Просто представь: на твоём месте мог бы быть Пол Уолтер Хаузер», – смеётся она.
В следующий раз.
Автор оригинальной статьи: Джеррад Холл.
По материалам ресурса Entertainment Weekly.