*Открывок из главы "Оценка политической среды" книги Евгении Куцуевой "Политический пиар и маркетинг. Эпоха транзита".
В период с 2021 по июнь 2025 года произошло много событий, которые внесли коррективы, в том числе, и в предстоящие выборы разных уровней.
Очень быстро была принята целая череда ограничительных законов.
Рассмотрим их по порядку и попытаемся оценить влияние на политическую сферу и на вас как политика и человека, планирующего избираться и победить на выборах.
А начнем с закона, принятого в 2020 году. Ибо он важен.
Неприкосновенный президент
22 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон о неприкосновенности бывших президентов. Теперь экс-президента России нельзя будет подвергнуть обыску или допросу, задержать, арестовать, привлечь к уголовной или административной ответственности. Впредь неприкосновенны его переписка, средства связи, жильё, транспорт, документы.
А лишить его этой неприкосновенности может лишь Совет Федерации и то на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в госизмене или в другом тяжком преступлении. В свою очередь, это обвинение должно быть подтверждено заключениями сразу двух судов — Верховного и Конституционного.
При этом за выдвижение обвинения должны проголосовать не менее двух третей депутатов, за решение о лишении экс-президента неприкосновенности — не менее двух третей сенаторов.
Вопрос ставится на голосование, если его поддержала одна треть депутатов Госдумы. На ответ Совету Федераций даётся три месяца, если не ответил, значит, обвинение в адрес экс-президента отклонено.
Напомню, что раньше экс-президента могли лишить неприкосновенности по представлению председателя Следственного Комитета РФ, направленному в Госдуму. Сейчас же, как видно из описания, процедура многократно усложнилась.
Президент — пожизненный сенатор
Именно такое право появилось у бывшего президента. Более того, теперь, согласно закону, действующий президент может назначить до 30 сенаторов, семь из которых могут занимать свой пост до конца жизни.
Данные о силовиках скрыть
22 декабря 2020-го теперь уже Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Теперь разрешается скрывать данные о силовиках, даже если нет угрозы их безопасности.
Авторы документа обосновали необходимость таких нововведений тем, что всё чаще в интернете появляются личные данные силовиков, что мешает им, силовикам, выполнять свою работу.
Также, согласно этим поправкам, запрещается выдача сведений о судьях, прокурорах, следователях, дознавателях, оперативниках, сотрудниках ФСБ и СК, органов внутренних дел, охраняющих общественный порядок, исполняющих приговоры и постановления судов, военнослужащих внутренних войск МВД, органов военной полиции и Росгвардии, военнослужащих ВС РФ, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, военных из органов внешней разведки, принимавших участие в спецоперациях, сотрудниках органов принудительного исполнения и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также их близких.
Разглашение личных данных указанных категорий граждан возможно лишь в трёх случаях: если проводится расследование уголовного дела, если ведётся антикоррупционная операция или если «защищаемое лицо» само выразило согласие на предоставление конфиденциальной информации.
Как вы понимаете, проводить журналистские и блогерские расследования в таких условиях, если не невозможно, то неимоверно трудно.
Если отмечать наиболее значимое изменение за 4 года, это, пожалуй, постоянно дополняемый закон об иностранных агентах.
Но, может, иностранный агент — это не так уж и страшно, звучит же как в голливудских фильмах, даже романтично? Согласно российскому законодательству, романтики в этом определении маловато.
Закон запрещает иноагентам занимать должности на государственной и муниципальной службе, им запрещён допуск к гостайне, запрещено участие в выборах всех уровней. А если вы уже депутат и признаны иноагентом, то мандат придется сдать.
А при публикации в СМИ и интернете они должны указывать, что относятся к иноагентам.
В перечень иноагентов могут включать даже незарегистрированные общественные объединения, занимающиеся политической деятельностью и получающие иностранное финансирование. И тогда придётся регулярно предоставлять в Минюст данные о расходовании денег, полученных от иностранных источников и использовании имущества.
Как вы догадываетесь, краудфандинг (совместное финансирование через открытый сбор средств) с целью реализации важных общественно-политических проектов таким образом может стать попросту опасным для вашего политического будущего. И ладно если бы это миллионы долларов, здесь даже донат в 10 белорусских рублей сослужит вам плохую службу.
Для политиков в Эпоху транзита закон об иностранных агентах, или Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», очень важен. Так что рекомендую изучить его досконально.
А вот то, что напрямую относится к политическому маркетингу.
Блокировка незаконной агитации в интернете
В конце 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому ЦИК и избиркомы смогут обращаться в Роскомнадзор, если увидят в интернете агитационные материалы, нарушающие закон. Роскомнадзор сможет заставить провайдеров без суда заблокировать ресурс, где размещена незаконная агитация. Как только материалы удалят, ресурс разблокируют. Для граждан штраф за незаконную агитацию составит до 20 тыс. рублей, для должностных лиц до 500 тыс. рублей.
Что же считается «незаконной агитацией»?
- любой призыв голосовать «за» или «против» каких-то кандидатов;
- указание на то, за какую партию будет голосовать избиратель;
- описание возможных последствий избрания какого-то кандидата;
- распространение информации, где преобладают сведения о кандидате в сочетании с позитивными и негативными комментариями при условии, что её изготовление не оплачено из избирательного фонда кандидата и не согласовано с избиркомом.
Весь порядок подробно описан в статье 15.3-1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 01.04.2025) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Фейки об армии и дискредитация Вооруженных Сил Российской Федерации
И вот мы подобрались к одному из наиболее важных и суровых законов Эпохи транзита - закону о дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Давайте подробно разберем как не стать преступником из-за слов о российской армии и санкциях?
В марте 2022 ввели уголовную ответственность за фейки о действиях Вооруженных Сил РФ, умаление их авторитета и призывы к введению антироссийских санкций. Чтобы избежать многотысячных штрафов и лишения свободы, придется вчитаться в новые нормы, хотите вы того или нет, и не допускать необдуманных слов и поступков.
4 марта 2022 г. Владимир Путин подписал законы о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
1. Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ).
Статья 207.3 УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Что это значит? Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом, согласно судебной практике, вся информация, размещенная в Интернете, имеет свойство публичности. Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности, о чем было известно их распространителю. Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения.
За совершение данного преступления максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет. Однако суд может назначить менее суровое наказание: штраф в размере от 700 000 до 1 500 000 руб., исправительные или принудительные работы.
Штраф может увеличиться до 5 000 000 руб., а срок лишения свободы – до 10 лет, если то же деяние совершено: с использованием своего служебного положения; группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; из корыстных побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.
Срок лишения свободы может увеличиться еще больше – до 15 лет, если распространение заведомо ложной информации повлекло тяжкие последствия. К таким последствиям относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, наступление катастрофы, аварии и др.
2. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ).
Привлечь к ответственности по ст. 280.3 УК РФ могут в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных в статье целях. Сложность тут заключается в отсутствии единого понимания понятия «дискредитация». Оно было впервые использовано в законе, и практика еще только формируется. Под дискредитацией принято понимать умышленные действия, направленные на лишение субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа. Следовательно, любые публичные действия граждан, которые совершены умышленно и противоречат официальной позиции Министерства обороны РФ, могут быть расценены как преступление.
Минимальное наказание за такое деяние – штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. Максимальное – лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Штраф увеличится до 1 000 000 руб., как и срок лишения свободы – до 5 лет, если публичные действия повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан или имуществу, привели к массовым беспорядкам, нарушили функционирование объектов жизнеобеспечения или общественной инфраструктуры.
Наступление ответственности по ст. 280.3 УК РФ возможно только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Потому в КоАП РФ введена ст. 20.3.3, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 30 000 руб.
3. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юрлиц (ст. 284.2 УК РФ).
Статьей 284.2 УК РФ предусмотрена ответственность для граждан РФ за призыв к осуществлению иностранным государством или международным объединением мер ограничительного характера, а именно за призыв к введению или продлению политических или экономических санкций в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц.
Минимальным наказанием за данное деяние будет штраф в размере до 500 000 руб., максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 200 000 руб.
Уголовная ответственность по ст. 284.2 УК РФ возможна только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное действие в течение года. Поэтому в КоАП РФ введена ст. 20.3.4, которая предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Всем этим перечислением законов мне хочется донести одну мысль — следите за обновлениями системы общественно-политического пространства, каждый повод может вызвать такую реакцию, которая будет для вас или на благо, или же полностью остановит все ваши попытки развития в политической сфере.