Найти в Дзене

БМВ М5 Е12. BMW 535 E12.

В конце 1971 года подразделение BMW Motorsport, специализировавшееся на автогонках, открылось на окраине Мюнхена. Первым его проектом стал 3.0 CSL на базе E9, созданный специально для соревнований. В 1973 году машина прошла омологацию и дебютировала в чемпионате Европы по кузовным гонкам. Однако нефтяной кризис того же года заставил BMW Motorsport отказаться от участия в заводских гонках на CSL. Этот кризис также сказался на спросе на вторую высокопроизводительную модель — E20 2002 Turbo. Производство автомобиля прекратилось в декабре 1973 года. В ответ компания переключилась на седан E12 5-й серии, который был представлен на Франкфуртском автосалоне годом ранее. E12 стало первым поколением 5-й серии. Автомобиль оснащали четырёхцилиндровыми моторами объёмом 1,8 и 2,0 литра. В 1973–1974 годах появились шестицилиндровые версии с объёмом 2,5 и 2,8 литра. В 1974 году BMW Motorsport начала предлагать спортивные версии E12 с рядными шестицилиндровыми двигателями. Это были высококлассные седа
Оглавление

В конце 1971 года подразделение BMW Motorsport, специализировавшееся на автогонках, открылось на окраине Мюнхена. Первым его проектом стал 3.0 CSL на базе E9, созданный специально для соревнований. В 1973 году машина прошла омологацию и дебютировала в чемпионате Европы по кузовным гонкам. Однако нефтяной кризис того же года заставил BMW Motorsport отказаться от участия в заводских гонках на CSL.

Этот кризис также сказался на спросе на вторую высокопроизводительную модель — E20 2002 Turbo. Производство автомобиля прекратилось в декабре 1973 года. В ответ компания переключилась на седан E12 5-й серии, который был представлен на Франкфуртском автосалоне годом ранее.

E12 стало первым поколением 5-й серии. Автомобиль оснащали четырёхцилиндровыми моторами объёмом 1,8 и 2,0 литра. В 1973–1974 годах появились шестицилиндровые версии с объёмом 2,5 и 2,8 литра.

В 1974 году BMW Motorsport начала предлагать спортивные версии E12 с рядными шестицилиндровыми двигателями. Это были высококлассные седаны для клиентов, ценящих спортивный стиль.

Самым мощным серийным мотором E12 был 2,8-литровый агрегат на 163 лошадиные силы. По спецзаказу можно было заказать Motorsport 530 с карбюраторным двигателем на 180 л. с. или Motorsport 530i с инжектором на 200 л. с.

-2

Обе версии улучшали более жёсткими пружинами, амортизаторами, широкими колёсами BBS, укороченным передаточным числом задней оси и дифференциалом повышенного трения. Автомобили украшали наклейками BMW Motorsport, а в салоне ставили сиденья Scheel или Recaro и трёхспицевое рулевое колесо.

Для гонок 1976 года BMW Motorsport разработала модель 530 MLE на базе E12 по заказу BMW South Africa. Сборка велась на заводе в Росслине, рядом с Преторией. Машины получили облегчённые кузовные панели, мощный двигатель, коробку передач Getrag, усиленную подвеску, расширители колёсных арок, спойлеры и улучшения в салоне.

Хотя для омологации требовалось всего 100 машин, выпустили 227 экземпляров 530 MLE для южноафриканского рынка.

Тогда же компания предложила европейцам модель Motorsport 533i с двигателем от новой 6-й серии E26 633 CSi, развивавшим 197 л. с.

Производство моделей серии Motorsport 5 шло до конца 1979 года. К тому времени выпустили около 900 экземпляров, доказав спрос на «горячую» 5-ю серию.

В ответ BMW представила официальную гоночную версию — E12 M535i. Её представили на Франкфуртском автосалоне в 1979 году. Автомобиль получил шасси от BMW Motorsport, множество улучшений кузова и 3,5-литровый шестицилиндровый мотор от 735i и 635 CSi.

Производство началось в апреле 1980 года. Часть машин собирали на обычной линии 5-й серии в Дингольфинге, а затем дорабатывали вручную на заводе BMW Motorsport в Гархинге.

-3

M535i, как и другие модели E12, имела несущий кузов из стального проката с колёсной базой 2636 мм. Подвеска Макферсона с торсионной балкой была усовершенствована за счёт более жёстких пружин и амортизаторов Bilstein. Боковые стабилизаторы поперечной устойчивости стали толще.

Передние тормозные диски диаметром 280 мм, вентилируемые, сохранили размеры стандартной 5 серии, но стали на 3 мм толще (25 мм). Задние диски, диаметром 272 мм, цельные, остались такими же, как у обычной 5 серии. ABS тогда не устанавливали, но тормоза были с сервоприводом.

Сохранив чувствительную к скорости рулевую систему с усилителем от BMW, M535i получила легкосплавные диски BBS с поперечными спицами размером 14 x 6,5 дюймов для улучшения сцепления и спортивного вида. Изначально их оснащали шинами Michelin XWX. Задняя колея расширилась на 33 мм для устойчивости.

В багажнике находился 70-литровый топливный бак.

двигатель Type M30B35LE
двигатель Type M30B35LE

Двигатель и трансмиссия

M535i оснащалась двигателем Type M30B35LE с чугунным блоком, как у M88 для E26 M1. Однако вместо двух верхних распредвалов и четырёх клапанов на цилиндр, как у M1, здесь был один распредвал и два клапана. Использовалась система смазки с мокрым картером и система впрыска топлива Bosch L-Jetronic.

Оба двигателя имели объём 3453 куб. см благодаря диаметру цилиндра 93,4 мм и ходу поршня 84 мм. Степень сжатия составила 9,3:1, что выше, чем у M1 (9,0:1).

Мощность M535i достигала 215 л. с. при 5200 об/мин и 224 фунт-фут при 4000 об/мин, тогда как M1 выдавал 277 л. с. при 6500 об/мин и 239 фунт-фут при 5000 об/мин.

Трансмиссия включала пятиступенчатую механическую коробку передач Getrag 265 с близким передаточным числом, однодисковое сцепление и дифференциал повышенного трения Borg Warner, как у модели 530 MLE.

Дизайн

BMW Motorsport модифицировала оригинальный кузов, разработанный Полем Браком, придав автомобилю спортивный характер. Передний спойлер глубокого чёрного цвета доходил до передних колёсных арок. Задний спойлер из чёрной резины крепился к крышке багажника.

Полосы BMW Motorsport появились на каждом боку и переднем спойлере. Справа на передней решётке размещался значок BMW Motorsport, слева — значок 535i. Клиенты могли бесплатно удалить эти элементы для более сдержанного внешнего вида.

BMW Motorsport установила спортивные сиденья Recaro с велюровой обивкой и трёхспицевый руль с кожаной оплёткой M1, что придало модели изысканный вид.

Кабина M535i сохранила стандартное оснащение для E12. Приборная панель с изогнутой консолью и крупным спидометром и тахометром была выполнена из мягкого пластика. По бокам располагались дисплеи для температуры топлива и воды, наклоненные к водителю.

На центральной консоли находились элементы управления вентиляцией, часы, аудиосистема и лоток для мелочей. Эргономика и обзорность радовали владельцев.

Опции

Покупатели могли выбрать цвет «металлик», омыватели фар, наружное зеркало со стороны пассажира и противотуманные фары (не сочетались со спойлерами). Салон предлагался с кожаной или кожзамной обивкой, спортивными сиденьями ASS с центральной полосой Motorsport, электрическими стеклоподъемниками, кондиционером, центральным замком, регулируемым пассажирским сиденьем, тонированными стёклами, люком с ручным или электрическим приводом, велюровыми ковриками, подголовниками на задних сиденьях и комплектом багажа. Некоторые импортеры включили опции в стандартную комплектацию. Производство праворульных версий началось через три месяца после леворульных.

Вес и производительность

Несмотря на более мощный 3,5-литровый двигатель, M535i прибавил всего 6 кг к весу 528-й модели (1391 кг против 1385 кг). Разгон до 100 км/ч занимал 7 секунд, а максимальная скорость достигала 229 км/ч.

Конец производства

За год BMW Motorsport выпустила 1410 M535i. Леворульные модели производились с апреля 1980 по май 1981 года (960 штук), а праворульные — с июля 1980 по май 1981 года (450 штук).

Общая информация

  • Страна: Германия
  • Класс: E
  • Двери: 4
  • Места: 5
  • Руль: Левый

Размеры

  • Длина: 4620 мм
  • Ширина: 1690 мм
  • Высота: 1425 мм
  • Колёсная база: 2636 мм
  • Клиренс: 140 мм

Объём и масса

  • Багажник: 440 л
  • Топливный бак: 70 л
  • Снаряжённая масса: 1430 кг

Двигатель

  • Тип: Бензиновый
  • Расположение: переднее, продольное
  • Объём: 3453 см³
  • Мощность: 218 л.с. при 5200 об/мин
  • Крутящий момент: 304 Н⋅м при 4000 об/мин
  • Цилиндры: 6, рядное
  • Клапанов: 2
  • Питание: распределённый впрыск
  • ГРМ: SOHC
  • Модель: M30B35

Трансмиссия

  • Коробка: механика
  • Передачи: 5
  • Привод: задний

Эксплуатационные показатели

  • Макс. скорость: 216 км/ч
  • Разгон 0-100: 7.2 с
  • Топливо: АИ-92

Подвеска и тормоза

  • Подвеска: независимая, пружинная (передняя и задняя)
  • Тормоза: дисковые