Найти в Дзене
Путьсаго

Что делает на судне третий помощник?

Добрый день!

Написал я недавно статью о том, кто такие моряки торгового флота, с чем их кушать и как к ним приобщиться - обзорно. Был достаточно активный отклик (приятно, спасибо), но есть ещё множество нюансов, которые за один раз и не рассказать.

(На всякий случай прикреплю, если не читали и интересно:)

Лучше, конечно, рассказать то, что ближе самому. Давайте подробнее познакомимся с работой именно штурманов, а конкретно - с работой третьего помощника, с которого начинается карьера штурмана после выпуска. Всех, кто окончил ВУЗ по специальности "Судовождение" и получил работу, ждёт этот этап.

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Нужно сделать оговорку: в некоторых компаниях есть и четвёртые помощники, с которых может начинаться карьерный рост. В таком случае, они выполняют только часть обязанностей третьего (например, занимаются только вахтами и портовыми документами).

Но нас интересует полный букет, чаще встречающийся.

Погоны третьего вахтенного помощника и мореходная книжка России
Погоны третьего вахтенного помощника и мореходная книжка России
  • Что надо иметь на руках?

Одного диплома ВУЗа мало. Нужен ещё ворох бумаг, без которых на работу не возьмут. Перечислять все - очень долго и заслуживает отдельной статьи.

Сертификаты
Сертификаты

Часть сертификатов и дипломов выдают ВУЗы и учебные центры, часть - морская администрация. Подробнее же о стопке документов, которую нужно собрать, поговорим в другой раз.

  • Что нужно знать?

Вообще-то всё, чему учили последние 5 с половиной лет. Но если упростить, то следующее:

  • МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновения судов) - грубо говоря, как ПДД, но в море. Критически важно. Оттуда же - огни и сигналы.
  • Навигацию. Пеленги, курсы, углы, определение места судна и.т.д. Необходимо также разбираться в знаках системы МАМС (Международная ассоциация маячных служб).
  • Мореходную астрономию - звучит архаично, но это имеет практическое применение.
Судно с двумя вертикальными круговыми красными огнями - значит, "лишено возможности управляться". Держимся подальше
Судно с двумя вертикальными круговыми красными огнями - значит, "лишено возможности управляться". Держимся подальше
  • Понимать принципы маневрирования и управления судном
  • Знать устройство судна, на котором работаешь, работу грузовой системы и ход грузовых операций
  • Уметь работать с навигационным оборудованием мостика
  • Требования международных конвенций. Для третьего - особенно насчёт пожарной безопасности и спасательного оборудования
  • Английский язык: если, конечно, не планируете никогда не покидать пределов России. В других случаях без английского делать в море нечего. Никто не требует говорить на уровне Шекспира, но Basic обязателен.
Капитанский мостик - рабочее место
Капитанский мостик - рабочее место

РАБОТАЕМ

Внимание!
В зависимости от требований компании или типа судна обязанности могут отличаться!
Берём среднюю температуру по больнице.

Вот, мы на борту. Половину всей работы будет занимать несение навигационной вахты в море или грузовой вахты в порту. Остальное - другие обязанности, но вахта - самая главная.

  • Вахта на мостике

Навигационная вахта не прекращается никогда, кроме времени пребывания в порту. На ходу, на якоре, в дрейфе - на мостике всегда должен быть офицер.

Вахты делят между собой вахтенные помощники капитана (поэтому они и вахтенные): третий, второй и старший. Обязанности по вахте у них похожи.

Капитан присутствует на мостике при усложнении условий навигации (плохая видимость, например), при лоцманской проводке и на подходах к порту.

"Вы на мостике только кофе пьëте!". Пьëм, да.
"Вы на мостике только кофе пьëте!". Пьëм, да.

Стандартное время вахты - 4 часа. В некоторых случаях может длиться 6 часов: например, старший помощник занят мойкой грузовых танков (как на химических танкерах), тогда часы его вахты делятся пополам между помощниками.

С помощником стоит вахтенный матрос. Ночью - обязательно, а днём, если позволяет обстановка, некоторые компании разрешают стоять помощнику одному.

Третий помощник в большинстве компаний стоит вахту с 08:00 до 12:00 и с 20:00 до полуночи. Если график 6/6, то с 06:00 до 12:00 и с 18:00 до полуночи.

На мостик обычно приходят за 10-15 минут до начала вахты. Идея в том, чтобы освоиться, оценить навигационную обстановку.

Рыбак идёт на сближение, но пройдёт по корме
Рыбак идёт на сближение, но пройдёт по корме

При приёме вахты необходимо выполнить некоторые процедуры:

  • Сверить показания гирокомпасов и GPS (и те, и те дублируются)
  • Провести PM-test радаров - проверить их производительность
  • Проверить работу авторулевого (тесты сигнализации Off-course/Off-heading)
  • Настроить оборудование под себя - яркость экранов, режим и.т.д.
  • Проверить работу навигационных огней - сигнализации на панели управления

Когда всё проверено - начинается само несение вахты. Нужно следить за обстановкой вокруг, держать судно на курсе, маневрировать при необходимости (с соблюдением требований МППСС). Всё это - с использованием навигационного оборудования.

Круизный лайнер приближался справа. Мы изменили курс, пропустив его
Круизный лайнер приближался справа. Мы изменили курс, пропустив его

В течении этих часов делаются записи в вахтенный журнал: изменения курса, местоположение судна (координаты по GPS или пеленг/дистанция на ориентиры, если они есть), скорость по воде, погодные условия и.т.д.

Помимо вахтенного журнала заполняются различные чек-листы: на приём/сдачу вахты, на различные действия на мостике (подготовка к прибытию в порт/к отходу и.т.п), если потребуется - для внештатных ситуаций (отказ рулевой системы и.т.п.).

Пример чек-листа на отход от терминала
Пример чек-листа на отход от терминала

Как минимум один раз за вахту необходимо вычислить значение поправки гирокомпаса по небесным светилам (Солнце, звëзды; Луну лучше не надо) - вот и применение мореходной астрономии.

Часто на третьего помощника возлагается обязанность сверять судовой хронометр с сигналами точного времени. Другое дело, что иногда на современных судах "хронометры" - это не точные приборы прошлых лет с ключами, а обычные часы на батарейке.

Помимо этого несётся радиовахта, принимаются сообщения от береговых служб и других судов различными системами связи.

Сообщение системы NAVTEX от иранских спасателей - затонуло рыбацкое судно
Сообщение системы NAVTEX от иранских спасателей - затонуло рыбацкое судно

Если что-то пошло не так - на мостик предписывается вызывать капитана.

Чувствуешь, что ситуация выходит из-под твоего контроля? Не доводи до того, чтобы всё стало непоправимо: Звони в каюту капитана.

Лайнер "Адмирал Нахимов", затонувший в 1986 году. Второй помощник не стал вызывать капитана на мостик, хотя тот мог исправить положение.
Лайнер "Адмирал Нахимов", затонувший в 1986 году. Второй помощник не стал вызывать капитана на мостик, хотя тот мог исправить положение.

Есть старая мудрость, не теряющая актуальности:

"Лучше сто раз разбудить капитана, чем один раз посадить".

Нормальные, адекватные капитаны никогда не будут устраивать помощнику разнос даже за ночной вызов. По крайней мере, они уверены, что их держат в курсе и лучше уж так, чем потом стать фигурантом уголовного дела.

Другое дело, что действительно по пустякам (например, увидел свечение фитопланктона) капитана звать, конечно же, не нужно.

Пост управления грузовыми операциям (ПУГО) на нефтяном танкере
Пост управления грузовыми операциям (ПУГО) на нефтяном танкере
  • Грузовая вахта

Почти то же самое, но во время грузовых операций, и смотреть нужно не на море, а на приборы. Несётся на Посте Управления Грузовыми Операциями (ПУГО). На танкерах и сухогрузах отличаются очень сильно, и обобщает их лишь одно:

  • Руководство грузовыми операциями возложено на старшего помощника
  • Вахтенный помощник следит за ходом операций

Помощник наблюдает за работой грузовых (если это танкер и идёт выгрузка) и балластных насосов и регулирует её, поддерживает связь с терминалом, с машинным отдалением и с вахтой на палубе.

На заполнение, как правило, много бумаг - журнал грузовых операций, различные чек-листы.

Окно грузовой программы танкера на компьютере
Окно грузовой программы танкера на компьютере

На компьютере установлена специальная грузовая программа, в режиме реального времени отображающая ход операций: количество принятого груза, крен, дифферент, метацентрическую высоту и.т.д. На основе этих данных регулируется погрузка/выгрузка в танки, сброс/приём балласта.

  • Safety

Офицером по безопасности на судне является старший помощник - именно он отвечает за пожарное и спасательное оборудование на борту.

Ящик с пожарным снаряжением
Ящик с пожарным снаряжением

Но третий помощник - лицо, которому делегируются обязанности по поддержанию FFE и LSA в исправном состоянии. Иначе говоря, третий считается помогающим старпому.

Помимо стационарных систем, из пожарного оборудования имеются также: огнетушители разных типов, пожарные гидранты и рукава с насадками-распылителями, пожарные мониторы, пожарное обмундирование, дыхательные аппараты со сменными баллонами...

Пенный передвижной огнетушитель большого объема
Пенный передвижной огнетушитель большого объема

И многое другое от пожарных одеял до вентиляционных выходов.

Спасательное оборудование также разнообразно: шлюпки, плоты, спасательные круги с линем/буем/с дымовым и световым сигналом, гидрокостюмы, спасательные жилеты, EEBD - аварийные дыхательные аппараты в сумках...

И прочее, предназначенное для спасения жизни людей. Это всё и будет обслуживать третий помощник.

Склад запасного спасательного оборудования
Склад запасного спасательного оборудования

В обязанности третьего помощника вменяются регулярные проверки пожарного и спасательного оборудования, его исправности и комплектующих.

Есть еженедельные проверки общего характера, есть ежемесячные - на конкретном оборудовании (например, шлюпки) или общие по судну, есть ежегодные, есть назначенные производителем или требованиями конвенций - несть им числа.

А также ежегодные, пяти- и десятилетние обслуживания береговыми сервисами.

Воздушные баллоны у компрессора, готовые к перезарядке после учений
Воздушные баллоны у компрессора, готовые к перезарядке после учений

Как это выглядит? Например, третий помощник на обходе осматривает, скажем, огнетушители. Нужно оценить:

  • Надёжно ли он закреплён?
  • На месте ли предохранительное кольцо?
  • На месте ли пломба?
  • Заряжен ли огнетушитель?
  • Нет ли ржавчины на корпусе?
  • Не перетянут ли шланг? Нет ли на нём трещин?
  • Цел ли раструб?

И так со всем. Работают ли буйки на спасательных кругах, нормально ли давление в дыхательных баллонах (подкачать/бросить?), все ли комплектующие в спасательной шлюпке на месте и не просрочены ли аптечки и рационы в ней и.т.д.

На обходе был обнаружен разряженный EEBD - его зацепили и вылетела шпилька. Это плохо
На обходе был обнаружен разряженный EEBD - его зацепили и вылетела шпилька. Это плохо

Мелкий ремонт может выполнить сам третий помощник - сменить наклейку на корпусе, что-то подклеить, закрутить или заменить. Если устранить на месте не получается, то нужно ставить в известность старпома и решать проблему вместе.

Если ремонт невозможен, будет заказано новое оборудование, которое доставят на борт при первой возможности.

Намотка проволоки на новый пожарный рукав - старый был повреждëн
Намотка проволоки на новый пожарный рукав - старый был повреждëн

К безопасности относятся и регулярные учения на судне с разной периодичностью. Например, пожарная и шлюпочные тревоги - не реже раза в месяц, спуск шлюпки на воду и маневрирование - раз в три месяца.

Маневрирование спущенной на воду спасательной шлюпки во время трëхмесячных учений
Маневрирование спущенной на воду спасательной шлюпки во время трëхмесячных учений

Учёт тревог ведётся в специальной книге - Ship Safety and Training Record Book (SSTRB). В ней делаются записи не только о проведённых и запланированных тревогах, но и отметки об инспекциях оборудования.

Третий помощник должен вести эту книгу и напоминать старпому о необходимости провести ту или иную тревогу.

Отметки о проведённых учениях
Отметки о проведённых учениях

После учений составляется отчёт с описанием тревог, чек-листами и подписями участвовавших членов экипажа.

И вот мы переходим к ещё одной обязанности третьего помощника.

  • Работа с документами

С каждым годом бюрократия на море становится всё суровее. Этого не избегает никто, даже судовой повар вынужден заполнять множество различных бумаг.

Третий помощник сконцентрирован, прежде всего, на портовых документах, присылаемых на электронную почту.

Одна из форм опросников для Панамского канала
Одна из форм опросников для Панамского канала

Судовой агент в порту шлёт на судно различные формы для заполнения и отправки обратно - он передаст их властям и пустит в дело. Также запрашиваются различные судовые документы.

Формы эти отличаются в зависимости от страны или порта, но, чаще всего, включают в себя:

  • Судовую роль (список членов экипажа)
  • Декларацию безопасности (кто офицер по охране судна и компании? Есть ли на борту оружие?)
  • Опросник по рейсу (осадка нос/корма, количество и тип груза, ожидаемое время прибытия)
  • Таможенные декларации (алкоголь, табачные изделия, медицинские препараты, наличные деньги и.т.п.)
  • Медицинские и санитарные декларации (есть ли больные? Были ли в заражённых районах?)
Американская декларация (артелка, краски, масла, химия, топливо, медикаменты)
Американская декларация (артелка, краски, масла, химия, топливо, медикаменты)

Всё это запрашивается в разных вариациях, часто просят прислать судовые сертификаты (санитарной инспекции, безопасности, навигационного и грузового оборудования и прочее). Иногда требуется помощь других помощников и капитана (например, подробные вопросы о грузе лучше уточнять у старпома), но, в основном, третий может сделать это сам.

Подготовка сета документов на порт может занять совсем немного времени (если они не просят много), либо затянуться на часы.

Заполнение увольнительных листов экипажа для схода на берег в порту
Заполнение увольнительных листов экипажа для схода на берег в порту

К другим документам относятся бумаги, связанные с пожарным и спасательным оборудованием (для инспекций, например) и вообще любые документы, которые сказал делать капитан.

  • Магазин

Он же Slop Chest, он же Bonded Store. Небольшой магазинчик на судне, занимающий небольшое помещение. Там экипаж может за свои деньги приобрести какие-нибудь товары (сигареты, шоколад, зубные щётки и прочее). Заведование слопчестом традиционно лежит на третьем помощнике.

Слопчест на судне, где разрешён алкоголь
Слопчест на судне, где разрешён алкоголь

Наличка не нужна - цена купленного товара будет вычтена из месячной зарплаты купившего. Держатель магазина получит 10% выручки с продаж, остальное - судовладельцу. Самый ходовой товар - шоколад, сигареты, алкоголь (если разрешён), орехи и предметы личной гигиены.

Таким образом, экипаж за месяц набрал на 1500 долларов - третий помощник получит 150 долларов к зарплате. Хорошо же?

Бой Баванг - обжаренные в масле кукурузные зёрна из Филиппин
Бой Баванг - обжаренные в масле кукурузные зёрна из Филиппин

Да, но есть нюансы. Заведование магазином даёт дополнительную нагрузку в бюрократическом смысле: ежемесячные отчёты, подсчёт суммы покупок на каждого моряка, списание просроченного товара, заказ нового.

Очень часто, если есть возможность, заведование слопчестом передают палубному кадету-практиканту, что значительно облегчает жизнь третьему.

Швартовная лебёдка
Швартовная лебёдка
  • Швартовка

Это касается не только третьего, но и второго помощника.

Третий, как правило, на швартовку идёт на бак (на носовую часть, грубо говоря), отчасти, потому, что там часто находится и боцман, что, своего рода, подстраховка для молодого штурмана.

Сами процедуры лучше увидеть, чем услышать, но, если кратко, необходимо:

  • следовать указаниям капитана (когда подавать швартовые концы и где)
  • следить за безопасностью на палубе (никому руки в лебёдку не совать, держаться подальше от выбираемых концов)
  • регулировать натяжение
  • проследить, чтобы всё было должным образом закреплено по завершении
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сложности у неопытных третьих помощников могут возникать при выравнивании судна у причала, гашении инерции и при волнении моря, когда необходимо быстро работать лебёдкой, не допускать провисания концов или их перегрузки.

Частая проблема - несвоевременное наложение шлагов на барабан. Трос так затянет вглубь лебёдки, что достать его потом будет очень сложно.

Табличка на двери каюты третьего помощника
Табличка на двери каюты третьего помощника
  • В завершение

На самом деле, нюансов очень много, и рассматривать каждый займёт очень много времени.

В среднем и общем, работа третьего вахтенного помощника выглядит так: несение вахты, работа с документами и аварийным оборудованием, снова вахта - и так весь контракт.

Спасибо за внимание!
Заходите ещё!