Найти в Дзене

Падение дома Ашеров: безумие, разделенное двоими

Рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров» я читала в поезде. В пути нужно было провести три с лишним часа, и коротать это время за чтением – одно удовольствие. Пейзажи сменяли друг друга, то и дело набегали сизые тучи. Моросил холодный дождь. Над верхушками сосен небо прошила молния, и сидевшая рядом бабулька испуганно перекрестилась, пробормотав слова молитвы. Отвлёкшись от чтения, я поежилась. Тревога, смутное беспокойство и притаившаяся невесть где опасность легко вытеснили радость от беззаботного выходного дня. Лес казался мрачным, недружелюбным, и среди деревьев мерещились чьи-то темные силуэты. Наваждение, морок, разыгравшаяся фантазия? Нет, только лишь послевкусие рассказа По. Квинтэссенция готики на двадцати двух страницах. Современные ценители жанра "хоррор" презрительно глядят на готическую литературу. Нет крови, безумных маньяков в маске, скримеров и прочих атрибутов современных представлений о страшном. Но что такое "страшно", и чем именно пугает готика? "Падение дома Ашеров

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Рассказ Эдгара По «Падение дома Ашеров» я читала в поезде. В пути нужно было провести три с лишним часа, и коротать это время за чтением – одно удовольствие. Пейзажи сменяли друг друга, то и дело набегали сизые тучи. Моросил холодный дождь. Над верхушками сосен небо прошила молния, и сидевшая рядом бабулька испуганно перекрестилась, пробормотав слова молитвы.

Отвлёкшись от чтения, я поежилась. Тревога, смутное беспокойство и притаившаяся невесть где опасность легко вытеснили радость от беззаботного выходного дня. Лес казался мрачным, недружелюбным, и среди деревьев мерещились чьи-то темные силуэты. Наваждение, морок, разыгравшаяся фантазия? Нет, только лишь послевкусие рассказа По. Квинтэссенция готики на двадцати двух страницах.

Современные ценители жанра "хоррор" презрительно глядят на готическую литературу. Нет крови, безумных маньяков в маске, скримеров и прочих атрибутов современных представлений о страшном. Но что такое "страшно", и чем именно пугает готика?

"Падение дома Ашеров" - идеальный образец "литературы ужасов", когда саспенс нагнетается постепенно. Казалось бы: безымянному рассказчику написал старый друг, Родерик Ашер, буквально умоляя приехать и разделить его одиночество в старинном, фамильном особняке. Правда, есть еще леди Медилэйн, сестра-близнец Родерика, но о ней чуть позже. Чего бояться? Но По не был бы По, если б позволил читателю беззаботно порхать от страницы к странице. Чем ближе мы к окрестностям особняка, путешествуя вместе с рассказчиком, тем мрачнее и угрюмее становятся декорации. Все, что окружает дом, кажется отравленным, мертвым, высохшим. Запущенный сад, темные воды озера, и над всем этим возвышается особняк, зловещий и прекрасный в своем увядании. В нем нет жизни, лишь мрак, безымянный ужас и безумие.

По увлекает читателя в темные, кишащие монстрами коридоры человеческой души. Больной, изуродованной, сломанной души, населенной тенями и призраками, такими жуткими, каких только может создать воспаленное сознание. Тому виной странная болезнь, мучающая род Ашеров. Но болезнь ли? А может, проклятие, неотвратимый рок, страшная судьба? Родерик и Медилэйн последние представители древнего семейства. Подобно единственной, еле живой ветке засыхающего дерева, они живут в странном, разлагающемся доме. По коридорам бродит леди Медилэйн, завернутая в белые одежды, так напоминающие погребальный саван; бледный, как сама смерть, Родерик Ашер боится громких звуков и яркого света, а по ветхому фасаду дома змеится трещина.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

И здесь на сцене появляется еще один персонаж - дом. Особняк, знавший лучшие дни, разрушающийся, зараженный тем же недугом, что и его жильцы. Странный симбиоз человека и здания! Скрипы, шорохи, мрачные тени, и наконец, роковой финал, мучительная развязка, потрясающая своим всепоглощающим триумфом.

Странная, наследственная болезнь, легенды о семейном проклятье, старинный дом, запустение и упадок — вот за что мы любим готическую литературу! После "Замка Отранто" Уолпола, после "Франкенштейна" Мэри Шелли, "Удольфских тайн" Анны Радклиф, По дает старт новым поколениям авторов, пишущих в этом жанре. В коротком рассказе воплотилось само зло, но оно не пугает компьютерными спецэффектами и киношными скримерами. Нет, зло Эдгара По крадется за вами в темноте, выглядывает из-за угла, прячется под кроватью, ползет по стенам черным мхом, путая мысли, вселяя ужас и безысходность.

Дочитав последние строки рассказа, я захлопнула книгу, и закутавшись в шарф, вышла на перрон. Короткая остановка, всего две минуты, но они помогли вернуться в настоящее из вязкого, темного мира книжных страниц. Блеснуло солнце, рассеялись тучи, где-то рядом весело чирикнула птичка. Привычный мир вернулся, но я знала, что с наступлением ночи снова и снова буду бродить в извилистых лабиринтах дома Ашеров. Этим рассказы По и отличаются: прочитав раз, прежним уже не будешь. Безумие, разделенное двоими - автором и читателем.

Другие мои книжные обзоры:

dzen.ruКнижные обзоры | Мистика в литературе и кино. Ольга Нестерова |
dzen.ruКнижные обзоры | Мистика в литературе и кино. Ольга Нестерова |