Счастливое детство
Поленов рос в атмосфере добра, любви и высокой степени порядочности. Его отец Дмитрий Васильевич – историк, археолог, принимал активное участие в подготовке реформы освобождения крестьян. Мама художника, Мария Алексеевна, увлекалась рисованием и писала книги для детей. Сестра Елена тоже стала известным художником.
С 14 лет Поленов брал уроки живописи у студента Академии художеств Павла Чистякова, который затем стал профессором академии и легендарным преподавателем. Чистяков быстро распознал талант Поленова:
«Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – говорил он про своего ученика.
Несмотря на то, что увлечение рисунком Поленова в семье одобряли, решили, что специальность должна быть серьезной. Поленов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и одновременно стал посещать занятия в Академии художеств. В процессе учебы Поленов перевелся на юридический факультет, который успешно окончил одновременно с окончанием Академии художеств с золотой медалью.
Первые путешествия и любовь
Студентам, окончившим Академию художеств с золотой медалью полагалась заграничная стажировка. Четыре года с 1872-1876 Поленов путешествовал по Германии, Италии и Франции. Это время самоопределения художника – он пробует себя в разных жанрах и очень успешно. В Париже он сошелся с Ильей Репиным, их связывала крепкая дружба на протяжении всей жизни. В Риме знакомится с Саввой Мамонтовым – руководителем железных дорог и основателем знаменитого абрамцевского художественного кружка, где в атмосфере дружеской симпатии и экспериментов трудились известные художники, была гончарная мастерская и даже театр.
Там же в абрамцевском кружке Поленов встретил свою судьбу – Наталью Васильевну Якунчикову, родственницу Мамонтова. Свадьба состоялась в 1882 году. Поленов нашел в супруге не только любимого человека, но и друга, сердечно разделяющего интересы мужа.
Товарищество передвижных выставок (ТПВ)
В 1878 году Поленов вместе с Репиным становятся участниками ТПВ (Товарищества Передвижных выставок). На VI выставке Передвижников Поленов показывает картину «Московский дворик», которая стала символом рождения нового жанра в живописи – «интимного пейзажа», который органически соединяет в себе пейзаж и жанровую картину.
Отношения с ТПВ Поленова очень интересные. С одной стороны, он был активным участником товарищества. Его картины пользовались большим успехом на выставках. Но идеология творчества Поленова была несколько иной. Всеми своими картинами он будто призывает нас любоваться красотой мира, очарованием природы и даже повседневности.
Он верил, что если наполнить красотой свой ум и сердце, то и ужасов в жизни станет меньше. Все ужасное, некрасивое, мещанское было противно натуре Поленова.
На этой почве у него часто случались расхождения с другими членами ТПВ касательно отбора работ для выставок, если те казались ему излишне натуралистичными и серыми:
«Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха»
“Московский дворик”
В 1877 году Поленов переезжает в Москву. Вместе со сменой места жительства наступили и изменения творческие. Поленов сформировался как самобытный живописец. Несмотря на то, что он сам не придавал этой работе особого значения, картина имела невероятный успех на выставке. Зрители почувствовали непосредственность будничной жизни в городском пейзаже с элементами жанровой сцены и нашли теплоту и прелесть будничной жизни – ощущения, которые совершенно затерялись в преисполненной критике живописи передвижников.
Колорит картины восхищает: крыши написаны голубой краской, переходящую в зеленую – так мастерски художник выстраивает переход от цвета неба к листве. Нарядные храмы и частная жизнь – погружение в естественную среду. Дети придают картине уютную непосредственность.