Елизавета Спирина, психолог Свято-Димитриевской школы, старший преподаватель ПСТГУ
Петя очень долго готовился к отдыху. Он даже за две недели прочитал все произведения из списка литературы на лето, правда, в кратком содержании, чтобы этот досадный список не портил ему отдых. И вот 15 июня. Все дела сделаны. Петя лег на диван и начал отдыхать. Просто лежать оказалось скучно. Через час, не вставая с дивана, Петя принялся играть в телефоне и зависать в социальных сетях. Еще две недели он играл в компьютерные игры, месяц – смотрел сериалы.
– Что-то ты какой-то уставший, – отметила учительница, случайно встретив его на улице. – Не удается отдыхать?
– Да нет, отдыхаю, но, правда, почему-то чувствую себя уставшим.
Как не устать от отдыха и провести его с пользой? Давайте разбираться, иначе Петя так и не отдохнет за лето. Мотор заведен? Отлично. Заглянем в одну из деревенек и посмотрим, как кто отдыхает.
Остановись, мгновенье!
Катя неоднократно жаловалась:
– Я так устала… Сейчас бы на пляж… Солнышко, песочек, речка.
И вот желанный миг настал.
Катя сидит на бережку, нежится в лучах заходящего солнца. Волны поблескивают, песок еще теплый, а ветер мягкий и нежный.
Девиз этого отдыха: «Здесь и сейчас мне хорошо, все дела подождут». Человек словно растворяется в окружающем пространстве, в безмятежности.
Все мы порою нуждаемся в таком отдыхе и, если не позволяем его себе, можем хотя бы помечтать о нем, представить себя в другом пространстве и времени и отдохнувшим вернуться в реальность.
Однако иногда сфокусировать внимание на настоящем мгновении может быть непросто.
Посмотрите-ка, на часах 6 утра. На мостке рыбачит Василий, глядит на поплавок, водную гладь, лес за рекой, а думает о сварливой теще, о том, что детям надо лечить зубы, а Федька из плавильного цеха до сих пор не отдал долг. Федор же, на соседнем мостке, вытеснил из головы все беспокоящие его проблемы, психологические защиты сработали на «ура». Здесь и сейчас в его жизненном пространстве нет ни только долгов, но даже и пяти оголтелых ребятишек, которые требуют то хлеба, то зрелищ. Но беднягу Василия не отпускают насущные проблемы, и психологические защиты оказываются бессильны.
Научите меня отдыхать
Если бы Василий пришел к специалисту с запросом: «Научите меня отдыхать», то он мог бы посоветовать техники, направленные на сосредоточение внимания на настоящем моменте, к примеру, технику «5-4-3-2-1», при выполнении которой человек сначала ищет вокруг себя пять предметов определенного цвета, потом фокусирует внимание на четырех различных звуках (пение птиц, плеск волн, шум ветра и автострады за лесом), трех тактильных ощущениях (шершавые и нагретые солнцем доски мостка, холодная река, острая осока), двух запахах (аромат липы, доносящийся с полей, и душицы), одном вкусе (вкус лесной малины).
Еще бы Василию могли бы посоветовать созерцать, внимательно рассматривать то, что окружает, вглядываться в детали: как восходящее солнце золотит верхушки елей, какой тонкий стебелек у цветов на берегу, какие белые нежные лепестки.
Беспокойные мысли могли бы посоветовать откладывать на вечер, выбрать определенное время, например, 19.00, и говорить себе в минуты тревоги: «Я буду тревожиться с 19.00 до 19.30».
В каких-то ситуациях фокусирование внимания на настоящем моменте, отвлечение от тревожных мыслей может помочь, но если человек переживает, то работу переживания трудно поставить на паузу. Оно переплывет крутые пороги, дважды, а то и трижды чуть не перевернется, ни один раз войдет в одну и ту же реку, прежде чем наконец в ущелье забрезжит свет, и переживание прорвется к рассвету.
Даже если специалист познакомит Василия с техниками решения проблем, он еще много часов просидит на речке с удочкой, прежде чем его внутренняя работа придет к какому-то итогу: сердце примет ворчание свекрови и простит долг, который никогда не будет возвращен, или родится решение жить отдельно от тещи и напомнить Федору о долге.
Лучший отдых – смена видов деятельности
Пока Василий вылавливает очередного подлещика, у Николая с сыном кипит работа.
– Колечка, Ванечка, вы бы хоть немного отдохнули, – склоняется над мужем и сыном, которые уже третий час мастерят лодку, обеспокоенная Светлана.
– Мы и так отдыхаем, – отмахивается сын, приколачивая очередную доску.
Поразительно. Они не лежат на раскладушке, разглядывая облака, а заняты трудом и при этом отдыхают. Обломов бы окинул их непонимающим взглядом, а Штольц пожал бы руку и помог доделать кормовую часть лодки.
И отцу, и сыну интересно то, что они делают, они вовлечены в процесс, чувствуют свою эффективность при выполнении этого дела. К слову, дела, которые доставляют радость, и дела, при выполнении которых человек чувствует себя эффективным, ощущает полезность своей деятельность, включаются в психотерапию депрессии.
Разобравшись с лодкой, Николай с Ваней примутся колотить улья, в перерыве порешают задачки по физике, на следующий день возьмутся окучивать картошку, чинить забор, сходят в лес, по дороге подсчитав, с какой скоростью должен идти грибник, чтобы добраться до леса за пятнадцать минут.
В процессе этих видов деятельности у Вани будут формироваться универсальные умения, которые помогут ему и в школе, и в жизни в целом (например, умение завершать начатое до конца, распределять дела и обязанности, действовать по инструкции, находить творческие решения, оценивать результаты своего труда и т.п.).
Когда Ваня и Петя встретятся на линейке 1 сентября, то Ваня, хотя у него и не было ни минутки на «отдых», будет чувствовать себя отдохнувшим, бодрым и полным сил, а Петя, хотя и не расставался с диваном, будет тусклым и уставшим взглядом смотреть на одноклассников.
Если Вы узнали в себе или в близком вам человеке Петю, то скорее спасайтесь, бегите на речку, в лес, на набережную, заполняйте время интересной деятельностью, успевайте отдыхать. До осени остается совсем немного.
Елизавета Спирина,
психолог Свято-Димитриевской школы,
старший преподаватель ПСТГУ